Политическая встряска, которую устроил президент Владимир Путин, больше похожа на любимые президентом спецоперации. Здесь есть все — и внезапность (не только для народа, но и, к примеру, для всего правительства), и кажущийся масштаб, и дымовая завеса, за которой не сразу разберешь цели, ради которых все затевалось. Разберем ее по шагам и поставим вопросы, ответа на которые нам, скорее всего, придется ждать еще четыре года.

Как принималось решение

Разные источники рассказывают разные версии отставки правительства Дмитрия Медведева, но все сходятся в одном: для премьера она была неожиданной. По данным Bloomberg, Медведев узнал о своей отставке не раньше чем за три дня до объявления — хотя с его будущим преемником Михаилом Мишустиным Владимир Путин уже поговорил. Источник FT, впрочем, утверждает, что и для Мишустина смена правительства и его назначение стали сюрпризом: «Он сидел и слушал послание вместе со всеми, а узнал только после того, как Медведев объявил об отставке».

Что уж говорить о министрах — они рассказывали The Bell, что им об отставке сообщили прямо перед объявлением и даже не раскрыли кандидатуру нового премьера. «Как гром среди ясного неба. Ничего с утра не предвещало, и в Манеже на послании тоже не было ни намека», — сказал один из них. Не знал об отставке правительства и спикер Госдумы Вячеслав Володин — хотя он явно один из авторов начинающейся реформы.

Возможно, именно обстановка секретности, в которой принимались решения, объясняет, почему Путин описывал будущие поправки в Конституцию довольно расплывчато — чем, например, отличается «утверждение» кандидатуры премьера Госдумой от нынешнего «согласования»? Послание Путина в этой части оказалось ненамного конкретнее прошлогодних статей об изменениях в Конституцию Вячеслава Володина и Валерия Зорькина и сообщений анонимных источников Bloomberg о кремлевских планах. Зато теперь Кремль может пронаблюдать за реакцией на изложенную Путиным программу и при необходимости ее скорректировать руками рабочей группы — ей для легитимации любых изменений в планах придана форма совета видных представителей общества.

Останется ли Путин президентом

Сейчас кажется, что явно нет. Никаких намеков на изменения в Конституцию, позволяющие Путину пойти на пятый срок, в послании не было. И это логично. Затеянная Путиным политическая реформа — ответ на запрос на перемены в обществе, о котором и официальные, и независимые социологи говорят уже третий год. «Четко обозначившийся запрос на перемены» в первых же фразах послания упомянул и сам президент. Это — и один из ответов на вопрос о причинах отставки Дмитрия Медведева. Двигать программу перемен с премьером, занимающим ключевые государственные посты с 2005 года и все это время терявшим популярность, было бы трудно.

Останется ли Путин у власти

Безусловно. Пожалуй, единственный пункт, о котором не писали в своих статьях Володин и Зорькин, но который тысячи раз за последние годы упоминали политологи, — создание нового государственного органа на основе Госсовета, во главе которого Путин может неограниченное время продолжать контролировать президента, премьера и парламент, полномочия которых делаются более сбалансированными.

Это не единственная возможность для Владимира Путина сохранить власть в описанной им новой системе. Он может стать и спикером Госдумы, и премьером, и просто лидером правящей партии — да хоть главой Конституционного суда: вряд ли в России скоро появится президент, способный бросить Путину вызов на любом из этих постов, справедливо отмечают «Ведомости». Но председатель Госсовета — единственная должность, которая позволит Путину когда-нибудь уйти, не устраивая нового кастинга преемников и не переделывая систему заново. В то же время на этой должности Путину не придется вести заседания Госдумы или хотя бы формально отвечать за экономику как премьеру — поэтому в такие варианты политологи верят меньше.

За что отставили Медведева

«Лицо у него было не особо счастливое, но списывать со счетов рано», — говорил The Bell в день отставки Медведева собеседник из числа крупнейших бизнесменов. «Еще не все потеряно, но потеряно многое», — добавлял источник, близкий к властным кругам. Источники Forbes называли причиной отставки Медведева провал в реализации нацпроектов и майского указа Путина. Источники «Открытых медиа» — наоборот, утверждали, что Медведев ушел сам, не согласившись с конституционной реформой и не добившись для себя введения должности вице-президента.

Обе версии не похожи на правду, считает собеседник The Bell, хорошо знакомый с принятием такого уровня кадровых решений: да, считалось, что Медведев недорабатывает, но главная проблема — он все чаще мечтал о преемничестве и просто его ждал, говорит он. У Путина была хорошая возможность завернуть неприятную для Медведева новость в утешительную обертку: кастинг преемников еще только начинается, и если Медведев будет в нем участвовать, то на нынешнем этапе даже должность в Совете безопасности выглядит для этого более удачным местом, чем пост премьера, отвечающего за доходы населения, которые никак не растут.

Операция «Преемник» началась?

Скорее всего, пока нет. В пользу этого говорит назначение премьером технократа Михаила Мишустина, даже внешне немного похожего на технического премьера времен предыдущей операции «Преемник» Михаила Фрадкова. В прошлый раз решение о преемнике принималось в последний момент — Дмитрий Медведев и Сергей Иванов стали вице-премьерами и начали гонку летом 2005 года, а выиграл ее Медведев только в декабре 2007-го — за три месяца до президентских выборов. Сейчас у Владимира Путина есть как минимум три года, чтобы внести поправки в Конституцию, избрать с их учетом Думу, посмотреть, как работает новая система, — и уже после этого определиться.

Это конец путинской вертикали?

Далеко не факт. Как будет работать новая политическая система, пока непонятно. Куда бы ни ушел Владимир Путин, вертикаль власти продолжит перестраиваться под него — как перестроилась в 2008–2012 годах, когда Путин занимал должность премьера. Но новая система создает не только больше возможностей для маневра, но и больше рисков — никто не знает, как поведут себя в новых обстоятельствах и с новыми полномочиями люди, расставленные на ключевые должности в Кремле, правительстве, Думе и Совете Федерации (не забываем о силовиках), — ведь даже Дмитрий Медведев под конец первого срока начал открыто критиковать Путина.

Ирина Малкова, Петр Мироненко. thebell.io

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *