Из Петербурга 18 марта «открепилось» более 100 тысяч человек. Куда исчезли избиратели и почему не на всех участках сошлись цифры в протоколах, выясняла «Фонтанка».
В Петербурге за день 18 марта неизвестным образом исчезли больше ста тысяч избирателей. Часть из них, как уже писала «Фонтанка», оказались приписаны к совершенно неожиданным местам – вплоть до отдаленных деревень, полярных станций и стран на другой части земного шара. Еще десятки тысяч граждан просто пропали из списков почти бесследно. Официально этот феномен уже назвали технической ошибкой, неофициально члены избиркомов разного уровня и чиновники озвучивают целый спектр версий и даже пугают компьютерным вирусом.
По данным Центральной избирательной комиссии, которые накануне выборов собрали и систематизировали в ассоциации «Голос», в Петербурге 316 тысяч человек изъявили желание проголосовать по месту фактического нахождения, то есть прикрепились, согласно новой системе «Мобильный избиратель», на различные участки для голосования в границах города. А 419 тысяч человек, напротив, открепились из Петербурга, что является огромной цифрой даже для пятимиллионного города. «Удивляет, что открепившихся больше, чем прикрепившихся, причем на 103 тыс. человек. Питерцы предпочитают голосовать в Ленинградской области?» – удивились в «Голосе».
18 марта стало ясно, что не только в Ленобласти. В день голосования петербуржцы приходили на избирательные участки и обнаруживали, что за них кто-то написал заявление о «переезде» в Австралию, Швецию, Латвию, Египет. В Центральном районе дом (на Фурштатской, 48 А) оказался приписан в Дагестан и Ингушетию. Вернуть избирателей обратно в Петербург было трудозатратно. Для этого нужно было позвонить в тот избирком, куда оказались переписаны горожане, дождаться ответа, что на том участке никто за них не проголосовал, и только после этого вновь включить в список избирателей. «У нас на это уходили часы, более того, приходилось звонить еще и со своих телефонов, так как в администрации не работала восьмерка, позволяющая осуществлять международные звонки», – рассказал член ТИК №18 Динар Идрисов.
Масштабы «откреплений» в другие регионы – колоссальны, утверждает собеседник «Фонтанки» в Горизбиркоме. По его словам, почти во всех районах города тысячи человек оказались отправлены «бог знает куда». «Были те, кто оказался приписан к полярной станции, а еще под сотню избирателей очутились в удаленной деревне на Дальнем Востоке. В ГИК звонил председатель местного избиркома и уточнял, зачем в деревушку, где живут 50 бабушек, до которой ехать из цивилизации несколько часов не одним видом транспорта, отправили столько людей», – рассказал собеседник «Фонтанки» на условиях анонимности.
Якобы среди «уехавших» оказались заместители глав администраций районов, председатели участковых комиссий и даже глава одного из районных управлений Следственного комитета. Проверить эту информацию «Фонтанке» не удалось – указанные деятели предпочли промолчать в ответ на вопрос, действительно ли они не нашли себя в списках избирателей 18 марта.
Официальная версия о том, как так вышло, пока только одна, и озвучена она не главой петербургской избирательной комиссии, а председателем одной из участковых комиссий Выборгского района. «У нас было много случаев, когда люди не находили себя в списках или были откреплены в другие регионы. Один из избирателей пожаловался в прокуратуру и в территориальную избирательную комиссию. Мы жалобу отправили вниз – в УИК №292″ – ТИК не рассматривала это обращение как жалобу, его не перенаправляли в УИК № 292, а просто на него ответили как на письмо», – рассказал член ТИК №14 Дмитрий Остряков.
Неофициально «Фонтанке» называют несколько причин, которые могли бы объяснить, каким образом сразу десятки тысяч избирателей оказались «выкинуты» из Петербурга. Одну из версий озвучивают люди, близкие к Законодательному собранию Петербурга. По ней «откреплениями» якобы занимались чиновники: будто бы они организовывали «рисовку» заявлений от людей, давно не ходивших на выборы. Собеседники «Фонтанки» напомнили, что перед выборами в ЦИКе обнаружили 9 тысяч заявлений на открепление, написанных повторно. «Это как раз было в тех случаях, когда люди, которых увидеть на выборах не планировали, все-таки приходили и писали заявления», – добавляют источники.
Вторую версию озвучивают собеседники «Фонтанки», близкие к Смольному. По их мнению, за массовым откреплением горожан в другие регионы стоят избирательные комиссии, которые действовали по наущению отдельных депутатов ЗакСа. Якобы «уменьшить» список избирателей, чтобы повысить явку, хотели, используя некую компьютерную программу. Ее, по словам нескольких собеседников, могли внедрить в ГАС «Выборы».
«Система ГАС «Выборы» – федеральная, на практике она еще ни разу не давала сбоев. Искать в ней причину искажения численности избирателей бессмысленно. А вот софт и алгоритм новой «открепительной системы» мог быть ненадежным, поэтому нельзя исключать влияние чужеродных программ и просто провокаций. Думаю, что такие были в Петербурге. Проконтролировать это должны были в Горизбиркоме. Жаль, что этого не сделали. Выборы президента были консенсусными и испортить их мог только непрофессионализм. Проверить соблюдение заявительного порядка наверняка сейчас могут правоохранительные органы и ЦИК. Сеть, как известно, ничего не забывает», – считает бывший глава Горизбиркома Алексей Пучнин.
Член Горизбиркома от «Справедливой России» Екатерина Фесик предполагает, что вряд ли только программой, если таковая и была, можно объяснить открепления в другие страны: «Логично предположить, что из Петербурга уезжает множество туристов в Прибалтику, поэтому все открепления в Латвию, Литву, Эстонию кажутся обоснованными. Возможно, все эти факты наложились друг на друга и дали такой эффект», – добавляет она.
По мнению члена Горизбиркома от «Яблока» Ольги Покровской, объяснить часть случаев можно было бы и технической ошибкой, но точно утверждать что-то можно только после проверки правоохранительных органов: «Возможны ли злоупотребления? Я скажу, что возможны. Еще до выборов наблюдатели сигнализировали, что на отдельных избирательных участках члены комиссий заполняли заявления на голосование по месту нахождения по ксерокопиям паспортов».
Помимо «откреплений» в другие регионы, число избирателей в Петербурге чудесным образом менялось еще до дня голосования. На 1 января 2018 года, по официальным данным, в Петербурге насчитывалось 3,817 млн избирателей. Утром в день выборов 18 марта в списки на всех участках оказались внесены чуть менее 3,5 млн человек. В ГИКе это объясняют тем, что списки подчистили от тех, кто за последние месяцы умер или переехал, однако вместе с ними почему-то оказались вычеркнуты и вполне живые избиратели. Например, помощница депутата ЗакСа Сергея Трохманенко Татьяна Регина не нашла себя среди голосующих на участке №1018 в Красногвардейском районе: «Я с 1982 года живу по этому адресу, почему меня вычеркнули, неясно. Хотя, возможно, думали, что раз я одна в квартире прописана, значит, могу и не прийти».
Неожиданную арифметику почти повсеместно показывали участковые комиссии в день голосования. К концу дня списки избирателей уменьшились на десятки, а где-то и на сотни человек. Были и другие казусы. В Адмиралтейском районе на УИК №61 в день голосования наблюдателям заявили, что с помощью системы «Мобильный избиратель» «открепился» 461 избиратель, при этом в ГАС «Выборы» уже после дня голосования они обнаружили цифру 140. «То есть 321 человек был вычеркнут просто так, тем самым явка была увеличена с 49,9% до 60,2%», – говорит наблюдавший на участке Александр Шуршев.
Видео мучительных раздумий и подсчетов комиссии засняли наблюдатели в УИК №2168 Фрунзенского района. Действующие лица – члены УИКа.
– За Путина процент прекрасный, но нужно увеличить явку.
– Да это нереально.
– Принеси-ка протокол. Я даже сама не знаю, как ее увеличить, ведь такой хороший процент. Давайте калькулятор. Сказали, что 61 процент слишком маленький, надо увеличить, чтобы было 70 процентов. Что можно сделать?
– Уменьшите список.
– Ну а как? 1500 бюллетеней выдано.
– Нет, это мы столько получили, значит, надо вот это уменьшить. Сейчас поменяем эту цифру, чтобы было 70 процентов. … У нас 974, вот это не меняется, надо вот это. Раздели вот 974 на 1400, например.
– Выходит 69.
– Еще раз, 974 раздели 1350.
– 0,73.
– Меняем. Звоню.
Видео, как рассказал «Фонтанке» член ГИК от «Партии Роста» Алексей Березин, 25 марта попытались показать на заседании ТИК №29, однако члены комиссии смотреть его отказались, сославшись на то, что «это частный разговор» председателя и членов УИК.
Разбираться с этой «математикой» и другими подобными случаями в ближайшее время предстоит десанту Центральной избирательной комиссии. Предполагается, что он высадится в Петербурге уже в конце недели.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»