23 апреля Азнакаевский городской суд оштрафовал 63-летнюю жительницу села Тумутук Рузилю Шарафутдинову на 80 тысяч рублей за аудиосообщения, опубликованные в Telegram-чате. Ее признали виновной в призывах к отделению Татарстана от России и возбуждении вражды к “русским, россиянам и российским властям”. Об этом сообщил Иршат Хаби — общественный деятель, активист, лидер движения “Партия возрождения татарского народа”. Радио Азатлык (татаро-башкирская редакция Радио Свободная Европа/Радио Свобода) узнало, за что именно осудили Шарафутдинову.

Рузиля Шарафутдинова живет в небольшом селе Тумутук Азнакаевского района Татарстана (находится в более чем 330 км от Казани, население — свыше тысячи человек). Ранее женщина работала в сфере торговли. Последние годы она ухаживает за своей 92-летней матерью, рассказали Радио Азатлык ее знакомые. По их словам, Шарафутдинова живет на пенсию в 12 тысяч рублей.

Шарафутдинова с 90-х годов активно участвовала в национальном движении в Набережных Челнах. После того как преподавание татарского языка в Татарстане перевели на факультатив, она участвовала в уличных акциях с требованием сохранить язык.

Административные дела в отношении 63-летней Рузили Шарафутдиновой прокуратура города Азнакаево возбудила 23 апреля. В тот же день, согласно картотеке городского суда, дело передали в суд. Уже через полчаса было назначено судебное заседание. Через 11 минут судья огласил решение сначала по одному административному делу, а затем — по второму.

Шарафутдинову признали виновной по двум административным статьям: 20.3.1 (“Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства”) и части 2 статьи 20.3.2 (“Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в интернете”). По первой статье женщину оштрафовали на 10 000 рублей, по второй — на 70 000.

В постановлениях суда, с которыми удалось ознакомиться редакции, сказано, что 24 октября прошлого года Рузиля Шарафутдинова опубликовала два аудиосообщения в Telegram-чате “Яңарыш Татар Халык Партиясы”. Какие именно аудиозаписи вменили женщине, в решениях суда не сказано. Однако за 24 октября 2023 года Радио Азатлык обнаружило два аудиосообщения Шарафутдиновой в указанном Telegram-чате.

В тот день участники чата обсуждали самостоятельность Татарстана и состояние татарского языка. Свою первую аудиозапись Рузиля Шарафутдинова оставила в ответ на пост Зиннура Аглиуллина — татарского активиста из Набережных Челнов. В ней женщина предложила учить татарский язык в семье.

“Зиннур, я тебя поддерживала миллион раз. Иногда и по-русски что-то говорим. Я говорю только по-татарски, пишу только по-татарски. Вот ты говоришь, что выучил турецкий самостоятельно. Они бросили детские сады и школы, когда избавились от татарского языка пять лет назад. Надо начинать с дома, надо начинать с дома учить татарский язык. Никто не придет в наши дома, говоря “не учите”. Приведу пример: в нашей деревне есть армянская семья, они и татарский хорошо знают; Андраник, который поет татарские песни, взял гран-при на конкурсе. И русский знают хорошо, и на своем языке очень хорошо разговаривают. Армянский язык в школах не изучается ведь. Я спросила Аганиса (старший брат Андраника), откуда и как выучили. Дома, смотря на мать и отца, говорят, они между собой общаются на армянском. То слово схватил, это слово схватил, в детстве же язык легко изучается. Таким образом четко говорят на армянском. Изучение языка нужно начинать с дома. Говорят, что в детских садах убрали, в школах убрали… Дома нужно заниматься обучением языку. Потом сколько лет мы знакомы с Зиннуром. Зиннур уж очень сильный политический деятель. В 90-е годы он несколько раз объявлял голодовки. Бабаю [Минтимеру Шаймиеву] тогда дали статус президента. Татарский общественный центр был самым сильным в Набережных Челнах после обретения Татарстаном независимости. Хочется сказать Зиннуру молодец. Респект даже”, — говорилось в аудиосообщении Шарафутдиновой.

На второй аудиозаписи Шарафутдинова отвечает тем, кто ей возразил. Свое сообщение она закончила словами “Свободу Татарстану”:

“Несомненно. После того как татарский язык выбросили из школ, я только от злости говорю, что можно выучить язык и дома. Однако после того как в школах отменили грамматику, что вы предлагаете делать? Выбросили ведь из школ, 5 лет уже как закончили с татарским языком. Что мы теперь должны делать-то? Какие предложения есть? Все одно и то же: начинаем изучение с этого самого дома. Чтобы язык не исчез. И за границей, и в других регионах за века язык не пропал. Не кончили ведь. Татары рассыпаны по всей земле. Поэтому нужно требовать свободу. Свободу Татарстану! Бороться!”

Администратор канала “Яңарыш Татар Халык Партиясы” Иршат Хаби рассказал Радио Азатлык, что аудиозаписи Рузили Шарафутдиновой он не удалял.

В постановлении суда по делу о возбуждении ненависти или вражды (статья 20.3.1 КоАП РФ) приводится объяснение эксперта-лингвиста Екатерины Палехи. Она пришла к выводу, что в аудиосообщении Шарафутдиновой “содержится призыв настойчиво добиваться, предъявлять требования освободить Татарстан, то есть предоставить ему независимость, “свободу” (из контекста: от русской/российской власти, ее законов), призывает аудиторию упорно добиваться этого”. По мнению Палехи, “основой для призыва становятся повторяющиеся контексты с признаками разжигания вражды в отношении группы “русские/россияне/российская власть”.

Ровно такое же (слово в слово) объяснение Палехи приводится в постановлении суда по второму делу.

Имя этого эксперта-лингвиста неоднократно фигурировало в публикациях “Idel.Реалии”. Екатерина Палеха проводила несколько экспертиз по административным и уголовным делам в отношении активистов. Так, Палеха проводила экспертизу по делу Зульфии Ситдиковой, которую обвиняют в повторной “дискредитации” армии и “реабилитации нацизма”. Наряду с психологом Анастасией Касимовой Палеха обнаружила в лозунгах “9 waя” и “Нет войне” (плакат с такой надписью разместили у Вечного огня) “признаки негативной оценки деятельности вооруженных сил СССР” и “унижение части и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны”. При этом Палеха, в переписку с которой ранее вступил корреспондент “Idel.Реалии”, неофициально признала, что “дискредитацию” армии в делах, подобных кейсу Ситдиковой, можно “притянуть только за уши”.

По делу о “публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России” Рузиля Шарафутдинова вину не признала и пояснила, что не призывала к отделению Татарстана, а лишь переживала за татарский язык как свой родной. Несмотря на это, судья Альберт Сибатров в своем решении указал, что Шарафутдинова “в ходе судебного заседания свою вину в совершенном правонарушении полностью признала”.

Что касается дела о “возбуждении ненависти либо вражды”, то женщина, сказано в постановлении суда, “вину признала, раскаялась”.

Таким образом, суд обязал Шарафутдинову выплатить 80 000 рублей. Решения суда еще не вступили в законную силу.

  • После начала войны России против Украины активисты национального движения Татарстана находятся под давлением. В 2022 году Верховный суд Татарстана запретил Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). До этого председатель организации Фарит Закиев вынужден был уехать за границу.
  • До этого был оштрафован и впоследствии уволен татарский общественный деятель, методист татарского культурного центра в республике Марий Эл Рамай Юлдаш. Сам он заявил, что его наказывают за мнение.
  • Зиннура Аглиуллина, представителя национального движения из Набережных Челнов, оштрафовали на 16 тысяч рублей за высказывания на концерте о том, что бывший и нынешний президенты республики получили привилегии и разбогатели, угрожая Москве национальным движением.
  • Сегодня часть активистов национального движения проживает за границей.

idelreal.org

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *