Россия стремится дестабилизировать Балканы и распространить конфликт за пределы Украины, чтобы втянуть Запад в глобальный торг, включив в список противоречивых тем, кроме «украинского вопроса», еще и «балканский».

Все чаще говорят о том, что Кремль решит распространить конфликт за пределы Украины.

И кандидат номер один на открытие «второго фронта» – регион Западных Балкан. Хотя он и не граничит с РФ и там нет российских войск, в регионе уже испытывают дестабилизирующее влияние российской агрессии против Украины.

В регионе два «замороженных конфликта» – Косово, которое остается частично признанным государством, и Босния и Герцеговина, которая продолжает существовать согласно мирного Дейтонского соглашения, которое должно было стать временным решением для остановки боевых действий, а превратилось в основной закон БиГ.

Месяц назад Россия прямо угрожала Боснии и Герцеговине «украинским сценарием». Посол РФ в БиГ тогда заявил, что страна имеет право решать вопрос о членстве в НАТО, но Москва оставляет за собой право реагировать «по примеру Украины».

Косово напрямую Россия не угрожала, но «косовский вопрос» настойчиво упоминается при любом случае. Основной месседж: Косово не имеет права на существование как самостоятельное государство.

Но как Россия может угрожать Боснии и Герцеговине, Косово, в общем-то Западным Балканам силовым сценарием, если у западнобалканских стран нет границы с РФ и, соответственно, прямого военного вторжения ждать не стоит?

Война чужими руками

«Эскалация конфликтов на аутсорсинге» – так премьер-министр Косово Альбин Курти недавно охарактеризовал подход России к Балканам.

Действительно, РФ пытается реализовать сценарий новой войны в этом регионе, привлекая своего союзника Сербию. Или вообще – действовать руками сербов.

Следует отметить, что союзнические российско-сербские отношения в военном измерении не выдумки политиков или международных экспертов.

Еще с 2013 года Сербия официально сотрудничает с военным блоком под руководством Москвы – ОДКБ. Парламент Сербии является наблюдателем в Парламентской ассамблее Организации договора о коллективной безопасности. Российская агрессия против Украины также не заставила Белград расторгнуть отношения с этой организацией (в частности, наблюдатели ПА ОДКБ работали на недавних выборах в Сербии).

С учетом того, что по результатам голосования сербские власти кардинально не изменятся и точно не станут менее пророссийскими, угроза того, что Россия может попытаться дестабилизировать ситуацию в регионе, опираясь на Сербию, остается.

Добавляет пессимизм относительно развития ситуации в регионе и тот факт, что Белград активно вооружается.

Сербский оборонный бюджет несколько лет рос в геометрической прогрессии.

В общей сложности за последние шесть лет Сербия инвестировала более двух миллиардов евро в модернизацию армии, обновление военной техники и приобретение современных систем, поднявшись на 22 места в списке мощнейших военных государств мира.

Для иллюстрации только за последние несколько дней Сербия:

— провела во время масштабных учений первый запуск из противотанкового ракетного комплекса «Корнет», партию которых сербские власти в прошлом году купили у России,

— получила из Китая зенитно-ракетные комплексы HQ22 (примерный аналог ЗРК Patriot и С-300),

— отправила в армию несколько самоходных гаубиц собственного производства.

Сербское руководство постоянно говорит о том, что Сербия не собирается ни на кого нападать и готовится только к обороне. Но если посмотреть на структуру вооружения армии Сербии, то можно увидеть, что это оружие наступательного характера, поэтому утверждение об оборонном вооружении совершенно бессмысленно, констатируют эксперты.

Хотя в Белграде говорят о нейтралитете и равноудалении от России и НАТО, большинство военных закупок связано с РФ, а часть – с Китаем.

Если вспомнить постоянные совместные российско-белорусско-сербские военные учения, регулярно проводившиеся до 24.02.2022, то, по мнению экспертов, сербская армия позиционировала себя, не более, не менее, «как вассальную силу российской армии».

На этом фоне угрожающие «рассуждения» российских чиновников на балканскую тематику становятся еще более похожими на предсказателей предстоящей эскалации.

Поэтому и раздаются прогнозы, что гипотетически сербские или российско-сербские силы могут попытаться «помочь защитить суверенитет» сербской части Боснии и Герцеговины или «защитить права сербов Косово», инициировав свою «специальную операцию», либо опираясь на поддержку Москвы, либо в ответ на просьбу или давление Москвы.

Ответ Запада

После полномасштабной агрессии РФ против Украины, западные страны вполне серьезно восприняли предсказание возможного обострения на Балканах.

Увеличена численность и усилена бронетехникой миротворческие подразделения EUFOR в Боснии и Герцеговине. Для охлаждения «горячих голов» впервые за многие годы в разных городах БиГ появились вооруженные патрули миротворцев, а БТРы EUFOR патрулируют улицы в сербской части БиГ, Республике Сербской.

Миссия Европейского Союза в Косово (EULEX) удвоила полицейский контингент.

Миротворческие силы НАТО в Косово, KFOR, еще когда российское вторжение в Украину только прогнозировалось западными разведками, провели совместные учения с EULEX, чтобы проверить уровень готовности к любым чрезвычайным ситуациям, которые могут угрожать безопасности региона. После этого KFOR продолжили выполнять свои рутинные обязанности, призывая жителей Косово не беспокоиться.

Но, судя по постоянным заявлениям руководителей Косово о возможной дестабилизации с участием России, не все настроены на такой же оптимистический строй, как миротворцы НАТО.

Есть мнение, что российское стремление дестабилизировать Балканы имеет целью втянуть Запад в глобальный торг, включив в список противоречивых тем, кроме «украинского вопроса», еще и «балканский».

Это может быть евроатлантическая интеграция Боснии и Герцеговины, самостоятельность Республики Сербской, особый статус для севера Косово – района компактного проживания сербов, вообще проблема признания Косово.

Для Украины это означает, что дипломатическое разрешение российско-украинского конфликта усложняется и глобализируется.

А для Балкан – прямая зависимость ситуации в регионе от развития событий на фронтах русско-украинской войны.

ghall.com.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *