6 ноября в США пройдут промежуточные выборы в Конгресс, на которых переизберут 435 членов палаты представителей, а также 35 из 100 сенаторов, 36 из 50 губернаторов, большая часть верхних и нижних палат законодательных собраний штатов (87 из 99), генеральных прокуроров и других чиновников во многих штатах.

Несмотря на то, что обе палаты Конгресса сейчас контролируют республиканцы, существует высокая вероятность изменения ситуации. На данный момент не существует четкой уверенности ни в «красной» (победа республиканцев), ни в «синей» (победа демократов) волнах.

Промежуточные выборы – это почти что «экватор» для президентского срока Дональда Трампа и его возможность показать американскому народу, что он не только президент, но и остается влиятельным лидером Республиканской партии и американского народа. Это при условии сохранения позиций его политсилы после выборов.

Президенту Трампу принципиально важно, чтобы Республиканская партия сохранила контроль над обеими палатами Конгресса. В противном случае демократы могут легализировать против него процедуру импичмента и/или частично парализовать деятельность правительства большим количеством расследований.

При этом демократы, получив большинство, могут попытаться добиться прекращения расследований в отношении правительства Обамы, получив контроль над значительной частью комитетов конгресса.

Не стоит забывать о практически устоявшейся тенденции, что в политической истории США было много таких примеров, когда оппозиционная партия на промежуточных выборах одерживает победу над своими провластными конкурентами.

Такую тенденцию подтверждают и опросы общественного мнения, по которым демократы пока что имеют перевес над своими оппонентами в 5-10%. Так, по данным исследования Квиннипэкского университета от 12 сентября 52% избирателей собираются голосовать за кандидатов от демократов, а 38% готовы выбрать республиканцев. Согласно опросу Национального общественного радио США (NPR), представителей Демократической партии готовы поддержать 50% избирателей, а Республиканской — всё те же 38%. Ещё одно исследование, на этот раз издания Politico и фирмы Morning Consult, свидетельствует, что за партию Дональда Трампа готовы проголосовать 35% избирателей, а за демократов 45%.

Еще до официальных выборов значительная часть избирателей уже проголосовала досрочно. Речь идет о 30,1 млн граждан США (чуть больше 1/6 от общего количества лиц, имеющих право голоса). Многие обозреватели назвали эти цифры рекордными за многие годы промежуточных выборов. При этом, из досрочно проголосовавших демократов пришло 41%, а республиканцев – 36%.

Основная причина, которая толкает американских избирателей на участки – это отнюдь не желание проголосовать за своего конгрессмена или сенатора, сколько обеспечить победу своей партии в целом.

Прогнозы говорят и о том, что эти выборы могут пройти при достаточно рекордной явке избирателей. Хотя она вряд ли превысит 60% от общего количества избирателей, которые имеют право участвовать в выборах.

Республиканцы: если не мы, то никто?

Представители Республиканской партии политтехнологически пытались выстраивать электоральную кампанию так, чтобы у избирателя складывалось устойчивое ощущение того, что гипотетическая победа демократов на выборах может помешать полноценной реализации планов Трампа по защите прав простых американцев, лишить их рабочих мест и т.д. И речь идет не только о реализации предвыборных обещаний данных Трампом.

Однопартийцы американского президента ориентируются не только на свой электорат, пытаясь всеми доступными способами мобилизировать его, но и прибегают к игре на чужом электоральном поле, переходя в контратаку с активными нападками на оппонентов.

Похоже, что желание сыграть на экономическом курсе Трампа республиканцам в полной мере не удается. Пока что далеки от реальности обещанный рекордно низкий уровень безработицы, солидные темпы экономического роста и рабочих мест и т.д. Да и уменьшение налогов не дало того ожидаемого результата.

Показательно, что т.н. «уклон трампа в сторону протекционизма» и торговые войны, инициатором которых является американский президент, негативно воспринимаются не только оппонентами, но и его сторонниками.

Более успешно у Трампа получается выглядеть борцом с условно мнимыми угрозами, особенно с мигрантами. И это с учетом того, что сама американская нация образовалась достаточно недавно, в результате т.н. «плавильного котла».

Даже риторика президента о том, что он планирует отменить или ограничить действие 14-й поправки к Конституции США – о праве гражданства по рождению (принята вскоре после окончания гражданской войны в США в 1868 году) – это всего лишь предизбирательный шаг, который не будет иметь никаких юридических последствий. Дело в том, что президент не правомочен вносить изменения в Конституцию, таким исключительным правом наделен Конгресс – и за такое решение должны проголосовать не менее 2/3 конгрессменов обеих палат, а после этого это решение должно быть поддержано (ратифицировано) 3/4 штатов.

Поэтому обозреватели считают, что заявление Трампа об отмене указанного права – это не просто предвыборный пиар, направленный на поддержку кандидатов от республиканцев на разных уровнях, а, скорее всего, проверка реакции населения и подготовка почвы к тому, что в случае неутешительных последствий для республиканцев промежуточных выборов, президент США может издать указ о приостановке действия указанной нормы о гражданстве по праву рождения.

Фишка с мигрантами, которую республиканцы пытаются разыграть связана с тем, что у избирателя пытаются создать фобию перед мигрантами. Ранее речь шла о выходцах из арабских стран, а теперь о мигрантах из Латинской Америки как явных или потенциальных преступниках, которые по сути являются угрозой национальной безопасности США.

В ход идут достаточно простые, но эффективные страшилки: что демократы превратят каждый отдельный штат США в Венесуэлу, или что откроют границы и пригласят в США не просто мигрантов с других стран, а социально опасных людей. Тогда можно ожидать «каравана беженцев» из членов банд, которым Трамп вместе с республиканцами пытаются противостоять, усиливая военный контингент на границе с Мексикой.

Речь идет о караванах беженцев (мигрантов), которые двигаются из Гондураса, Сальвадора и Гватемалы из-за невыносимых условий жизни, а также насилия и процветания криминалитета в своих странах.

Тиражируемые Трампом страшилки вряд ли станут реальностью, при этом они могут отобрать незначительную часть электората у демократов. Особенно с учетом того, что каравану препятствует физический заслон на границе и 15 тыс. человек военный контингент (усиленный почти в три раза за последнее время). Кроме того, если караваны и доберутся до границы со США (преодолев расстояние в 1200-1300 км), то случится уже после выборов (ориентировочно в декабре). Тем более, что львиная доля мигрантов осядет в Мексике, которая является более дружественной к мигрантам и в которой намного проще легализироваться переселенцам – тем более, учитывая культурную и языковую близость.

Демократы: выиграть, но не проиграть?

Не стоят в стороне и демократы, которые тоже пытались перехватить у республиканцев влияние на неопределившихся избирателей или же тех, кто не принадлежат к сторонникам этих двух партий.

Демократы построили свою предвыборную кампанию таким образом, чтобы ориентироваться не только на проблематику конкретных избирательных округов и штатов, но и на более широкий контингент избирателей. Были учтены ошибки, связанные с президентской избирательной компанией, поэтому вместо ругани действующего президента политтехнологи демократов активизировали «поход в народ». Теперь они предпочитают говорить о насущных проблемах избирателей, при этом всячески пытаются уходить от всевозможных обвинений республиканцев.

Избирательная стратегия демократов ориентирована на перехват инициативы у республиканцев. Нельзя говорить о том, что происходит полностью мимикрия под республиканцев, однако отдельные методики перенимаются.

Во-первых, речь идет о поиске новых партийных лиц – выдвижение в качестве кандидатов людей, которые ранее практически не были связаны с политикой (159 кандидатов).

Во-вторых, учитывается «гендерный вопрос» – 40% кандидатов, выигравших демократические праймериз – женщины, что отражается в том, что в списке от этой партии 180 представительниц прекрасного пола.

В-третьих, учтен вопрос этнических меньшинств – 133 представителя.

В нужном для себя ключе демократы пытаются использовать историю с рассылкой взрывных устройств: все адресаты (Барак Обама, Хиллари Клинтон, Джон Бреннан, Джордж Сорос и др) были связаны с демократами либо являются ярыми критиками Трампа. Акцент делается на том, что задержанный сторонник Трампа Цезар Сайок является наглядным подтверждением того, что в США формируются т.н. «свидетели (последователи) Трампа». А «радикальные сторонники» главного республиканца, как отмечает Джон Кесседи, не только занимаются культивацией разнообразных теорий заговоров: от «пиццагейта» до последней инсинуации вокруг американских политиков и Сороса. Они ориентированы на создании нестабильной политической среды, в пределах которой культивируются не только деструктивные теории, но и происходит рекрутинг и объединение сторонников Трампа. Не случайно в СМИ делаются акценты на том, что с учетом размеров США грань между политическим подстрекательством и смертоносным насилием опасно тонка.

Демократы пытались также раскрутить и другие скандалы, связанные с Трампом и его окружением. Например, недавно вышла книга об американском президенте авторства журналиста Боба Вудварда «Страх» (Fear: Trump in the White House). Расследования этого автора в свое время стало причиной Уотергейта и импичмент президенту Никсону.

По свидетельству украинского журналиста Яны Снисарчук, после прочтения книги у читателя создается устойчивое впечатление о Трампе как о «лимонке с вырванной чекой, подсоединенной к красной кнопке». Не случайно книга начинается с подробного описания, как советники Трампа воруют со стола президента черновики слишком радикальных документов. Ибо не существует другого способа помешать ему испортить международные отношения.

Демократам практически удалось нейтрализовать любую риторику об экономических успехах Трампа, при этом актуализировав вопросы связанные с т.н. «Рашагейтом» и судебным разбирательством связанным с этим.

Эти шаги ограничивают республиканцев в маневре и использовании «предвыборных фишек», при помощи которых команда республиканцев пытается победить на выборах.

Демократы пытались также раскрутить и другие скандалы, связанные с Трампом и его окружением. Например, недавно вышла книга об американском президенте авторства журналиста Боба Вудварда «Страх» (Fear: Trump in the White House). Расследования этого автора в свое время стало причиной Уотергейта и импичмент президенту Никсону.

По свидетельству украинского журналиста Яны Снисарчук, после прочтения книги у читателя создается устойчивое впечатление о Трампе как о «лимонке с вырванной чекой, подсоединенной к красной кнопке». Не случайно книга начинается с подробного описания, как советники Трампа воруют со стола президента черновики слишком радикальных документов. Ибо не существует другого способа помешать ему испортить международные отношения.

Демократам практически удалось нейтрализовать любую риторику об экономических успехах Трампа, при этом актуализировав вопросы связанные с т.н. «Рашагейтом» и судебным разбирательством связанным с этим.

Эти шаги ограничивают республиканцев в маневре и использовании «предвыборных фишек», при помощи которых команда республиканцев пытается победить на выборах.

Перспективы после выборов

Демократы сохраняют шанс усилить свое влияние в Палате представителей. При этом аналитики банка Nordea напоминают, что республиканцам надо отстоять всего 9 мест, в то время как демократам надо заполучить 26 мест.

Не стоит исключать и вероятности того, что по итогам промежуточных выборов может стать реальностью т.н. «разделенный» Конгресс. Речь может идти о том, что республиканцы сохранят контроль над Сенатом, а демократы, при определенных условиях – над Палатой представителей. Это может способствовать усилению кризисных явлений не только на внутриполитическом уровне. При этом, президенту США так или иначе придется учитывать интересы обеих партий при принятии решений, особенно в сфере внутренней политики.

Не стоит забывать, что у Трампа существует не только внешняя, но и внутренняя оппозиция в рядах республиканцев. Именно поэтому процесс достижения внутрипартийного и межпартийного компромисса будет не простым.

Не стоит и исключать вероятность очередного «шат-дауна» в 2019 году. Речь идет о сложностях при продлении финансирования федерального правительства США. Такая ситуация возможна несмотря на то, что в 2018 году республиканцам и демократам удалось достичь консенсуса в этом вопросе.

В случае, если перед Трампом и его партией возникнут внутриполитические сложности, американский президент может начать больше концентрироваться на внешнеполитических вопросах, или воспользоваться своим правом издавать президентские указы. Для этого ему не нужно одобрение Конгресса.

Сложности с Конгрессом могут спровоцировать первое лицо США к более агрессивным заявлениям и действиям по многим вопросах: на ужесточении переговорных позиций, усилении протекционистских механизмов (пошлин и т.д.). Славящийся своими экстравагантными выходками и популизмом Трамп может пойти на еще более непрогнозируемые шаги и действия, ориентированные в большей степени на избирателей нежели интересы страны.

Если республиканцами удастся сохранить большинство в обеих палатах Конгресса, то представители этой партии могут объединиться вокруг президента, преодолев внутренние распри. В таком случае увеличатся шансы переизбрания Трампа на второй срок. В этом случае, на внешнеполитическом направлении можно ожидать ослабление жесткой линии Трампа и пересмотру определенных решений, или определенные компромиссы по еще вчерашним антагонистам.

Если же Трамп окажется в жесткой оппозиции к Конгрессу, то он будет более активно использовать свое право вето по внутриполитическим вопросам, а демократы будут блокировать его внешнеполитические инициативы.

Олег Чабала , политический эксперт. lb.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *