В апреле ВЦИОМ сообщил, что в России на 10% выросло число граждан, поддерживающих войну в Украине. Теперь их 74% вместо прежних 64%. Чаще остальных сторонниками войны становятся люди за 50, которые регулярно смотрят телевизор и привыкли доверять пропаганде. Но в этой группе “все не так однозначно”: только за последнюю неделю в Псковской области полиция составили три протокола за “дискредитацию российской армии” на представителей старшего поколения. Корреспондент Север.Реалии поговорил с пенсионерами, которые не согласны с войной.

Владимиру Сухорукову 59 лет. В Псковской области его знают как спортсмена-марафонца. Он пробежал 111 марафонов – Австралии, США, в половине стран Европы и, конечно, в России. Помимо бега Владимир организует городские и районные кроссы, пешие походы по заповедным местам Печор, проводит региональные чемпионаты по зимнему плаванию.

С 2017 года на все забеги Владимир приходил в майке “Алексей Навальный – наш президент”. В ней же он появлялся на каждом протестном митинге – специально ездил на акции на автобусе за 50 километров. Полицейские каждый раз требовали у него паспорт и переписывали данные.

– Я надел эту футболку после приезда Алексея Навального в Псков, я был на той встрече, потом на митинге в Крестах, подходил к нему, жал руку, о чем-то говорили – уже не помню. Навальный будет нашим президентом, я в это верю! Я много слушаю его, понимаю, верю и жду, когда он снова будет свободным, – объясняет марафонец.

Для митингов в память Бориса Немцова у него была специальная футболка – на желтом фоне восемь вопросов и ответов “Кто убил Бориса Немцова? Путин!”

“Вся страна спрыгнула, а я не спрыгнул”

Сегодня на аватарке у Сухорукова во “ВКонтакте” висит украинский флаг с надписью: “Я россиянин против войны”. Статус тоже яркий – “Банду Путина под суд”.

– 24 февраля я испытал шок. Ну говорили же, телевизор говорил, хоть я и не слушаю его, что никакого нападения не будет, а на своей территории что хотим, то и делаем, “вот учения у границы с Украиной проводим, а что нельзя?” – такие были их аргументы. Я не ожидал, – признается Сухоруков. – И в первый же день войны поменял свою аватарку во “ВКонтакте”. Общался со своими друзьями-знакомыми на тему войны, опросы проводил в своих соцсетях. С теми, кто за войну, я разрываю все отношения. Мне не о чём с ними больше говорить. У меня много друзей в Украине, я бывал во многих украинских городах, в основном, благодаря спорту. И теперь их бомбит российская армия, а если мои “друзья” (теперь только в кавычках), это поддерживают, то знаете что? Ауфидерзейн!

Владимир сейчас работает дворником на российско-эстонской границе. 18 апреля за ним на работу пришли двое в штатском и потребовали проехать с ними. Он говорит, что не был готов и даже не взял с собой очки. В отделении ему сказали выключить телефон, марафонец послушался.

– У них было целое досье составлено о моих публикациях во “ВКонтакте”, начали со смены аватарки и все остальные посты по списку. Допрашивали меня и эфэсбэшники, и участковый, но никто не представлялся, поэтому фамилий не знаю. Предлагали, чтобы я на своей странице извинился перед российскими военными, которых я якобы с их слов, обидел своими публикациями. Я сказал, что российские военные мою страничку не читают, и извиняться я не буду, – рассказывает Сухоруков. – Доказывали, что Путин и армия делают всё правильно, а я не патриот своей страны. Меня не убедили, поскольку их “доказательства” – это то, что говорит телевизор.

Полицейские составили протокол за дискредитацию российской армии, но копию на руки не выдали.

– Пугали, что, если я буду заниматься “противоправной деятельностью”, то будет уголовка. Страна сошла с ума! Где-то видел такой комментарий: “А давайте пойдём с крыши 9-этажного дома спрыгнем?!” “Ты что, дурак?” “Так все же прыгают, и ничего!” И вот такое впечатление, что вся страна “спрыгнула” уже. А я не спрыгнул. Наверное, это испытание я должен пройти, чтобы стать сильнее. Хочу пройти! Выдержу ли? Ведь все это беспредел на самом деле, и что они могут придумать ещё, не знаю, – говорит Сухоруков.

“Как теперь с детьми говорить?”

За Любовью Жильцовой полицейские пришли в школу в деревню Слопыгино 18 марта. Она работает учителем математики в Харлапковской школе Палкинского района уже 30 лет. 25 февраля Любовь Васильевна опубликовала на своей странице во “ВКонтакте” собственную фотографию с плакатом “Нет войне” у школьной доски. Когда полицейские появились в школе, Жильцова сначала подумала, что они ищут авторов антивоенных надписей, которые регулярно появляются на местной сельской остановке.

Майор Марков отказался показать ей рапорт об обнаружении на ее странице фотографии, на основании которого против нее возбудили дело за дискредитацию российской армии. На вопрос Жильцовой о том, кто именно его составил, ответил уклончиво: “Сотрудники”. Майор пообещал, что все материалы она сможет посмотреть в суде.

– Я на фоне этой ситуации уже в марте в больницу с инфарктом загремела. Весь мир для меня перевернулся. Я же каждый год мероприятия к 9 мая готовлю, сценарий пишу, репетирую…А как теперь об этом с детьми разговаривать? Я не могла молчать, меня жгло, – объясняет она причины появления публикации во “Вконтакте”. – Мы же всегда говорили, что события 1941-1945 года не должны повториться. Деды и прадеды воевали за мир во всем мире, за то, чтобы кровь никогда больше не лилась. Когда у школьников случались конфликты, я им всегда говорила: “Товарищи дорогие, мы от зверей отличаемся тем, что по любому вопросу можем договориться”. А сейчас? Люди гибнут, орудия стреляют, но нам говорят, что это не война. Это как?

Она считает, что в Россия возвращается в “далекое советское прошлое в худшем его проявлении”.

– Всплывают сталинские времена. Я их не застала. Но сейчас все становится на них похоже. В сторону свободы слова сейчас уже никто даже не оглядывается. Но полицейские все понимают. Все всё понимают, но делают вид, что так и надо. Это даже не абсурд. Все перевернули с ног на голову и сказали, что это хорошо. Писать “Не убий” нельзя, Некрасова читать нельзя. Страшно и непонятно, чем это кончится, – говорит учительница.

“Про мир страшно заикаться”

62-летний пенсионер-фермер из деревни Красный берег в Великолукском районе Псковской области Иван Котков на первый антивоенный пикет вышел 24 февраля. Котков написал на листе бумаги “Он не бог, он убийца” и встал с ним в центре Великих Лук.

– Я за мир, я против войны. Сегодняшняя война ещё хуже, она между братскими народами. Благодаря этой власти, мы, россияне, отошли от всего мира, – так объяснял он свою позицию.

26 февраля Котков вышел на второй пикет с плакатом “Нет войне”. Его задержали через 15 минут, в отделении изъяли плакат и взяли с фермера объяснения. Его предупредили, что если еще раз выйдет на акцию, то будет арестован. После этого пенсионер не выходил на пикеты, но наклеил на личный автомобиль ленту “Нет войне в Украине”.

12 марта его вместе с женой, внуками и автомобилем задержали полицейские. Они заявили, что Котков своей наклейкой нарушает закон: по версии властей, никакой войны Россия сейчас не ведёт, а действия армии на Украине – это специальная операция. В этот же день у пенсионера был суд, который постановил, что Котков “демонстрировал наклейку окружающим и тем самым искажал и дискредитировал задачи по использованию вооруженных сил РФ за пределами России и сами вооруженные силы, которые используются на основе общепризнанных норм международного права”.

“Специальная военная операция направлена на предотвращение развития ситуации, которая может привести к глобальному военному противостоянию, и имеет целью пресечение военного конфликта на Донбассе. Проведение спецоперации в отличие от войны не направлено против гражданского населения Украины”, – подчеркнула судья Галина Шлапакова.

Иван Котков вину не признал. Назначенный штраф в 30 тысяч рублей сейчас оспаривает.

– Я за мир и свободу каждой страны! Я не дискредитировал российскую армию. Это первый такой суд в моей жизни, – говорит пенсионер.

19 апреля у Коткова начался новый судебный процесс по той же статье о дискредитации российской армии. Поводом стал видеоролик с наклейкой “Нет войне в Украине” на машине пенсионера, который он снял и выложил во “ВКонтакте” со словами: “Кому нужна эта война? За что эта война?”. Полицейские объяснили ему, что второй раз обвиняют его за одну и ту же наклейку, потому что тогда она висела на машине и ее видели одни люди, а теперь, когда есть видео в интернете, на нее смотрит больше людей, и это уже совсем другая аудитория.

– Это ненормально, власть сама сделала эту статью для своих целей – запугать, наказать. Они хотят заставить всех думать, как думает власть, и поддерживать их, – объясняет Котков. – Я знаю, как борются с теми, кто не согласен, и боюсь, конечно. Но хочется сделать что-то нужное. Сейчас кругом неправда, и хочется выразить свое мнение против нее. Надо рассказывать людям правду, настоятельно говорить о том, что происходит на самом деле. Но какие слова найти для этой правды? Это самый главный вопрос.

Он удивляется, что люди пока никак не реагируют на его посты в интернете и просто молчат. Зато полицейские хорошо осознают, что делают, уверен Котков.

– Они понимают, что какую-то глупость делают. После того, как оформили второй протокол на меня, один из майоров сказал: “Извините, но у нас работа такая”. Факт в том, что у нас в России все перевернулось с ног на голову. Раньше понятие было, что мир – это мир. А сейчас получается, что про мир страшно заикаться. Страх обуял всю Россию. Большинство молчит, единицы могут говорить: “Мы за мир, мы против войны”, – считает Котков.

– Но есть ведь и те, кто поддерживает войну?

– Я когда ходил на пикеты, услышал поддержку от 12 человек, пока стоял. А четыре человека попросились даже постоять рядом. И только двое возмутились. Одна женщина вызвала полицию, другой у виска крутил. Из этого можно сделать вывод, что большинству просто страшно. Но я все равно буду говорить правду о том, что на самом деле происходит сейчас в Украине.

По данным на середину апреля, в российские суды уже поступило более 600 административных дел по статье 20.3.3 КоАП, сообщает РБК со ссылкой на систему ГАС “Правосудие”. Рекордсменами по числу протоколов стали Калининградская область, Санкт-Петербург и Крым. В Пскове административные штрафы за “дискредитацию Вооруженных сил РФ” уже получили политик Лев Шлосберг и его жена Жанна Шлосберг, на 22 апреля назначен суд по протоколу, составленному на волостного депутата Николая Кузьмина. Всего в псковские суды поступило 9 дел по ст. 20.3.3 КоАП РФ, из них пять дел рассмотрено, “правонарушителям назначены штрафы от 30 000 рублей”, сообщает объединенная пресс-служба судов Псковской области.

severreal.org

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *