Telegram-каналы «Незыгарь» и «Иполитика» исследовали эффективность использования инстаграм-аккаунтов губернаторов ДФО. Лучше всех эту работу ведет хабаровский губернатор Сергей Фургал, который часто и качественно отвечает на комментарии, в том числе и негативные, говорится в исследовании. Руководитель компании Elect–Assist, преподаватель МГУ Виталий Ермолаев подчеркивает, что соцсети являются одним из основных каналов коммуникации губернаторов с избирателями, который помогает оперативно решать многие вопросы и снимать напряженность в обществе. Грамотные губернаторы это понимают и успешно этот инструмент используют.
Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал получил самую высокую оценку среди своих коллег по Дальневосточному округу в исследовании «Эффективность инцидент-менеджмента в инстаграм-аккаунтах глав российских регионов», которое провели Telegram-каналы «Незыгарь» и «Иполитика».
В рамках исследования был проведен качественный и количественный анализ ответов губернаторов на комментарии под их постами в «Инстаграме», в том числе негативными. Фургал получил пять баллов из шести возможных: три балла – за качество ответов и два – за их количество. «Ответы – только на половину негативных комментариев. При этом есть ответы с реальным результатом. Граждане могут эффективно использовать страницу для разрешения проблемных моментов», – делают вывод исследователи.
Отметим, всего в ДФО «Незыгарь» и «Иполитика» признали эффективным инструментом коммуникации аккаунты только двух губернаторов – Фургала и главы Сахалинской области Валерия Лимаренко.
Руководитель компании Elect-Assist, координатор научного студенческого общества «Интернет в электоральных процессах в современной России» при кафедре истории общественных движений и политических партий МГУ Виталий Ермолаев считает, что поведение губернаторов в соцсетях зависит от осознания ими значимости этого инструмента в своей работе. «Почему Фургал ведет себя именно так? Это не зависит от партийной принадлежности. Например, Рамзан Кадыров, аккаунт которого в «Инстаграме» можно привести в пример, является членом «Единой России», Фургал не член этой партии. Основное объяснение, наверное, в том, что это политики молодого поколения, они сами активно пользуются социальными сетями и понимают их важность, осознают, что такое общение политика с избирателем гораздо важнее, чем через традиционные средства коммуникации», – считает эксперт.
Отметим, Фургал завел аккаунт в «Инстаграме» летом 2018г., во время предвыборной кампании, и, в отличие от многих из тех, кто использует соцсети только для предвыборного пиара, не забросил его и продолжает использовать в качестве одного из основных каналов связи с жителями.
«Мы сами проводили достаточно много замеров по соцсетям, я могу сказать, что реакция политика на все запросы – это очень важно, – продолжает Ермолаев. – А запросы не обязательно могут быть елейные и позитивные, они могут быть и грубыми. Но проблема не в том, что какой-то человек может вести себя не очень уважительно по отношению к губернатору, а в реакции губернатора. Если он взял и деловито ответил на конкретные вопросы, ответил достойно, не скатываясь в базарную риторику, тогда в глазах основной массы избирателей, которые находятся в позиции зрителя, это добавит губернатору очков».
Основываясь на собственном опыте изучения губернаторских аккаунтов, Ермолаев считает, что главы регионов очень плохо используют возможности «Инстаграма». «Мы везде видим одну и ту же картину: народ хочет напрямую от губернатора узнавать, что происходит в регионе. Но мало кто из руководителей регионов отвечает этим запросам», – говорит он.
Важность общения в соцсетях также связана с «девальвацией традиционных каналов коммуникации», продолжает эксперт. «Газеты практически не читают, и они переходят в электронный формат, то же самое происходит с радио и телевидением. Избиратель фактически ушел в социальные сети, и даже, как я вижу, люди пенсионного возраста смотрят новости на своих смартфонах. И когда избиратель уже ушел в социальные сети, то он ждет, что местные власти там и будут ему отвечать, что у них происходит. И, когда власти это понимают, тогда и возникает нормальная здоровая ситуация, когда на все основные запросы, которые они транслируют власти, люди получают ответ», – говорит Ермолаев. «И не все еще заметили этот эффект, но я на него постоянно обращаю внимание: там, где местная власть напрямую общается с избирателем через социальные сети, напряженность в целом ниже», – добавил он.
Эксперт убежден, что большинства вопросов, которые граждане ежегодно задают во время прямой линии Владимиру Путину, можно было бы избежать, если бы власти на местах не были глухи к запросам населения и, что самое важное, демонстрировали бы всем, что на вопрос была реакция и проблема решилась. «99% населения самим, может быть, ничего не нужно. Но им важно видеть, что власть реагирует на те или иные ситуации. И там, где соцсети используют для коммуникации с избирателем, из тех регионов приходит меньше всего вопросов на прямую линию с президентом», – подчеркнул Ермолаев.
Добавим, в целом «Незыгарь» и «Иполитика» пришли к выводу, что общий уровень ответов в губернаторских аккаунтах низкий, а обрабатывается в них меньше 10% негативных комментариев. При этом подавляющее большинство ответов чиновников – это демонстрация планов по разрешению проблемы, а не примеры готовых решений. «Отдельно отмечаем трех глав регионов: Олега Кожемяко [Приморский край], Айсена Николаева [Якутия] и Алексея Цыденова [Бурятия]. Все комментарии в их аккаунтах позитивны. Это неестественная картина: высока вероятность административного управления комментариями», – говорится в исследовании. Его авторы предполагают, что низкий уровень эффективности такого инструмента, как инцидент-менеджмент, связан с непониманием губернаторами необходимости отрабатывать негативные комментарии и формальным подходом при подготовке ответов, и прогнозируют, что в течение года ситуация улучшится.