На днях Виктор Медведчук заговорил и стал давать показания против Петра Порошенко. Фактически сегодня в глазах общественного мнения дезавуированы сразу две некогда топовые политические фигуры. Причем, представители противоположных политических полюсов. Один – пророссийский, другой, скажем так, – национал-консервативный. Но речь сегодня пойдет не о личностях…
Не журналистское это дело давать правовые оценки, обьявлять кого-то преступником либо изменником, пусть этим занимаются правоохранительные органы и, надеемся, справедливый суд.
В этой ситуации гораздо интереснее поразмышлять о том, как война перепахивает политическое поле Украины.
Одни – в растерянности, другие – законодательно мечутся, третьи – в ожидании денег на восстановление..
Сегодня уже очевидно, что так называемых “пророссийских” партий в нашей стране не будет, поскольку с первым прилетом вражеских ракет в наши города и первым попаданием вражеской бомбы в жилой дом, школу или больницу, – мгновенно исчез и избиратель подобных партий. В шоке от них отвернулся!
Фанаты Петра Алексеевича, в основном – однопартийцы, те, кто выстраивал с ним проект “Европейской солидарности”, встают на его защиту, иные – в растерянности, а вот как отнесутся к этой информации его идейные избиратели?
И даже если, как это часто бывает, дело так и останется на стадии “политического преследования”, можно предположить, что избиратель найдет змену бывшему кумиру на правом политическом поле, более радикальном, и более популистском.
Интересно также, какие процессы могут начаться в правящей партии. Сегодня обороной страны и ее управлением в форс-мажорных условиях военного положения занимаются президент и его Офис.
Продолжают работать парламент и его фракции, создаются даже новые депутатские обьединения, к примеру, новая депутатская группа “Вiдновлення Украины” за счет бывших членов фракции ОПЗЖ, группы “Довiра”. Два нардепа исключены из межфракционного обьединения “Розумна полiтика” по причине их перехода в “Вiдновлення Украiни”.
При этом от некоторых депутатов появляются довольно странные законодательные инициативы, в частности, налоговые и социальные. Некоторые законопроекты, констуционность которых, мягко говоря, под большим вопросом, сначала возникают, но вскоре отзываются их авторами.
Практически не слышны голоса ключевых министров, за исключением министра обороны.
Вместе с исчезновением дискуссионных ток-шоу с экранов ТВ исчезли и знаменитые политические телевизионые звезды, еще недавно – завсегдатаи шумных эфиров и авторы саркастических заявлений.
Вместе с тем, как заметил директор социологической службы “Украинский барометр” Виктор Небоженко, в обществе появилась сила, которая пользуется его безграничным доверием, – это армия.
Политические качели, прощайте?
– Многие думают, что война закончится и можно будет вернуться к тому, что было.
А к чему возвращаться? К распилу грошей? – прокомментировал на пресс-конференции в “Интерфакс-Украина” директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
– Кроме военного, гуманитарного, человеческого измерения и переживаемых страданий, мы вступаем еще и в великую эпоху перезагрузки, грандиозных перемен, перекраивания карты общества и ускорения политических процессов.
Поэтому очень важно сегодня определить возможные пути обновления общественно-политической жизни в Украине.
Какие изменения политической системы мы видим?
Военное положение в стране привело к переходу от олигархической модели к военно-бюрократической вертикали.
Председатели военно-гражданских администраций – ключевые люди в местной власти. И они сегодня являются основным ресурсом и власти, и мобилизации общества.
Меняется информационная политика, которая до войны основывалась на медиа-олигархических факторах.
Вокруг медиа формировались как формальные, так и неформальные партии, которые кристаллизовывались на различных ток-шоу на каналах, принадлежащих тем или иным ключевым политикам.
А сегодня что мы видим? Военно-информационную вертикаль, работающую в режиме нон-стоп. И хотя она обьединяет разные телеканалы, информационная политика у нее единая.
Мы наблюдаем патриотический консенсус, который очень важен для новой политической системы. Кто за рамками этого консенсуса, того просто не будет.
Раньше была дихотомия. Например, НАТО/антиНАТО, и на этих политических качелях конкуренция раскачивалась все 20 лет, а может, и больше.
Сегодня я не представляю, кто может выступать за нейтралитет Украины, когда наши военные уже сражаются по стандартам НАТО на НАТОвской военной технике.
Поэтому практика политических качелей “за НАТО/ против НАТО”, “за Россию/ против России ” – стала бессмысленной.
Могут ли ростки новой политической системы прорасти сквозь пожар войны?
– Возникает вопрос, как в условиях патриотического консенсуса сберечь конкурентность политики?
И как определить меру конкурентности и консенсуса?
Как очиститься от устаревших олигархических форм и институций, сберечь демократию?
Сегодня – это самая сложная задача для партийной части политического класса страны.
И обратить внимание на негативные тенденции. Потому что часто важнее выиграть не войну, а мир.
Внутриполитическое измерение украинской политики становится основным, потому что внешнеполитический вектор сегодня не оставляет уже места для разных взглядов. Многие заметили, что куда-то пропали великие политические телевизионные звезды. Их не видно и не слышно. Я думаю, что это связано не только с тем, что ситуация в медиа-пространстве изменилась из-за условий военного положения. Но и потому, что сказать нечего.
Ведь программно все обнуляется. Наступила новая эпоха, как в стране, так и в мире. новая эпоха – это и новые смыслы, новые идеи, программы. Попытки о чем-то вещать в Фейсбуке уже недостаточно, потому что наступила эра реальной политики.
Программные установки и риторика должны быть совсем иными.
Актуальными становятся вопросы экономической, социальной политики.
На старых нарративах, на старой оппозиционности уже симпатий избирателей не завоюешь.
Елена Зеленина. gromada.group