Штурм Октябрьского дворца стал для экс-президента Грузии Михеила Саакашвили рубиконом – точка невозврата уже пройдена. Это, похоже, поняли и в его ближайшем окружении: соратники, помогавшие ему прорваться через границу и избежать задержания, стали публично дистанцироваться от опального политика, дабы не пойти на дно вместе с ним. Фактически отрекся от Саакашвили и Запад, который ранее предпочитал не вмешиваться во “внутренние разборки”.

Свою роковую ошибку понял и сам Михо. Во время штурма он пошел на попятную, заявил о провокациях и даже попытался возложить ответственность на своего союзника, народного депутата от “Самопомочі” Егора Соболева – не вышло.

Саакашвили стал репутационной бомбой, и все пытаются оказаться как можно дальше от эпицентра возможного взрыва. Подробнее – в материале “Обозревателя”.

Сторонники отмежевываются

Очередной “мирный” марш Саакашвили и Ко завершился беспорядками в самом центре столицы. Во время выступления перед участниками акции скандальный политик призвал толпу идти в Октябрьский дворец, где он собирался устроить координационный штаб.

Как раз тогда в здании проходил концерт всемирно известного джазового оркестра Гленна Миллера. Ничего не подозревающих зрителей, которые пришли на выступление, впоследствии пришлось выводить через черный вход.

Правоохранители держали кордон, не пропуская агрессивно настроенных протестующих во дворец, заполненный людьми. Как сообщили в Нацполиции, в итоге пострадали 17 их сотрудников и 15 нацгвардейцев. Однако в Национальной гвардии сообщили о 60 раненых бойцах.

Когда ситуация накалилась до предела, Саакашвили дал задний ход: заявил о провокациях и призвал сторонников возвращаться на Майдан, а потом к Раде. Несмотря на то, что все росСМИ преподнесли захват Октябрьского дворца как свершившийся факт, до успешного штурма дело не дошло.

После невероятной волны общественного возмущения грузинскому политику пришлось занять оборону. “Ко мне подошел Егор Соболев, сказал, что есть договоренность, что в Октябрьском дворце есть комнаты. И что по дороге мы можем зайти, зафиксировать, что мы есть, и потом пойти к Верховной Раде, как и планировалось… Мне кажется, что Егора тоже тут подставили”, – оправдывался Саакашвили.

Но Соболев, кажется, не оценил по достоинству версию соратника. “Прежде чем призывать людей со сцены, нужно думать, куда ты их зовешь. Каждый шаг должен быть просчитан и вовремя разъяснен людям. Сегодня нам не нужна была толкотня с нацгвардейцами”, – написал нардеп в Facebook, фактически опровергнув заявление Саакашвили.

Параллельно открестились от захвата Октябрьского дворца и еврооптимисты. Несмотря на разные методы и цели, они считаются союзниками Саакашвили. Или считались.

“Надеюсь, Михаилу Саакашвили или людям, которые прикрываются его именем, хватит политического инстинкта быстро передумать и оставить Октябрьский дворец. Этим поступком можно разрушить остатки доверия среди политических единомышленников и оттолкнуть общество “, – написал нардеп от БПП Сергей Лещенко в разгар событий.

“Попытка захватить Октябрьский дворец – это дискредитация мирного протеста”, – заявила народный депутат Светлана Залищук.

“Зачем нужен штурм Октябрьского дворца, не понимаю. Для мирного протеста думающих граждан – это бессмысленно, а для смены власти и системных изменений – мелочно. Да и революции начинаются не с этого”, – пояснил нардеп Мустафа Найем, заодно раскритиковав Саакашвили за оскорбление украинского героя с Донбасса Германа Приступы.

Очевидно, самые здравомыслящие соратники экс-президента Грузии пытаются отмежеваться от происходящего.

Тем более еще до штурма союзников Саакашвили немало удивила ситуация с письмом Петру Порошенко. По информации источников, в нем бывший губернатор Одесщины попросил “о мировой”. Сначала скандальный политик опроверг наличие письма, но уже через несколько часов сделал прямо противоположное заявление.

Запад открещивается

Саакашвили услышал даже более опасный для себя звоночек, чем “предательство” сторонников, – публичное осуждение Запада. Того самого, поддержкой которого политик пытался кичиться на протяжении нескольких месяцев, хотя США и Европа в большинстве своем пытались не вмешиваться. Впрочем, после попытки штурма здания с десятками людей внутри молчание было бы слишком громким.

Сначала действия Саакашвили и Ко раскритиковали послы Великобритании и Канады в Украине, после – США. “Мы согласны с коллегами из Канады и Великобритании. Попытки захвата и уничтожения общественных зданий – это злоупотребление правом на мирный протест”, – отметили в американском посольстве.

То ли по глупости, то ли по неудачному расчету Саакашвили сам загнал себя в угол. Он окончательно закрепил за собой имидж маргинала.

“Саакашвили становится токсичным для оппозиционеров, назовем их так, и они уже пытаются от него откреститься. Это в общем-то ожидаемый ход событий. Что касается Запада, думаю, в свете новых событий последние иллюзии по отношению к Саакашвили развеялись”, – отметил в беседе с “Обозревателем” заместитель главы парламентской фракции Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко.

По фактам событий возле Октябрьского дворца начаты три уголовных производства: покушение на захват государственных или общественных зданий, угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа и вмешательство в его деятельность. В сумме с более ранними обвинениями Генпрокуратуры в адрес политика вырисовывается интересный уголовный кейс. Только вот станут ли соратники Саакашвили отбивать его у следствия в следующий раз?

Алина Купцова

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *