Эксперты проанализировали особенности местного самоуправления (МСУ) в России и призвали вернуться к практике прямых выборов глав муниципалитетов. Оказалось, что переход к конкурсным процедурам не повысил качественный уровень кадрового состава. Более того, управленцы на местах не стали более ответственными по отношению к населению. Теперь для них, напротив, важно отчитываться перед главой региона и государственной властью. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Несбывшиеся ожидания от конкурсных процедур

В Москве прошло ежегодное заседание Европейского клуба экспертов местного самоуправления. Они обсудили принципы, порядок и практики формирования органов местного самоуправления в современной России. Руководитель проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» Андрей Максимов представил доклад, в котором привел данные последних исследований, основанных на открытых источниках. Как выяснилось, в 2008 году основная часть мэров (около 70 %) избиралась на прямых выборах. В 2014 году показатель снизился до 34 %, а в 2019-м упал еще ниже и приблизился к 14 %.

«Произошел сплошной переход преимущественно от прямых выборов к избранию на основе конкурсных процедур. При этом в 2008 году доминировала модель сильного мэра, в 2014-м уже преобладала модель сити-менеджера, а сейчас преобладает именно модель назначаемого сильного мэра», – пояснил эксперт.

Прогнозировалось, что благодаря конкурсным процедурам к власти на местах придут новые и молодые представители. Однако такая тенденция в последнее время характерна для губернаторского корпуса. В кадрах на местах поколенческие сдвиги не наблюдаются.

«Применительно к мэрам этого не происходит. Средний возраст мэра остается 47–48 лет. На протяжении 12 лет ничего принципиально не поменялось», – прокомментировал Максимов.

При смене моделей от прямых выборов к процедуре назначения происходило снижение количества мэров, которые имеют несколько высших образований либо ученую степень. Также снизилось число градоначальников, которые получали образование не в своем региональном центре, а в Москве и Санкт-Петербурге.

«Мы все-таки предполагаем, что качество вузов Москвы и Санкт-Петербурга значительно выше. Это более престижные, статусные и серьезные высшие учебные заведения», – отметил Максимов.

Количество мэров, которые имеют экономическое образование, за 12 лет сократилось с 27 до 17 %, с техническим образованием – с 37 до 32 %. Зато за этот период вдвое выросло число градоначальников-юристов.

«Мы считаем, что это поколенческий сдвиг. Вы знаете, что людей с техническим образованием с каждым годом все меньше. А количество людей, которые имеют юридическое, экономическое образование, больше», – пояснил Максимов.

Также смена моделей повлекла за собой изменение источников кадров. За последнее время стало больше мэров от государственной власти, зато снизилось число глав муниципальных образований от бизнеса.

«Единственный вывод, который я бы хотел сделать сейчас: мы видим, что переход от прямых выборов мэра к конкурсным процедурам не дал эффекта в части повышения качественного уровня корпуса руководителей крупных городов России, и мы предполагаем, что разговор о возврате к прямым выборам мэров, которые будут возглавлять администрацию и оказывать влияние на городское развитие, как никогда актуален», – заявил Максимов.

Перед кем в ответе?

Слабые изменения, а порой и ухудшение кадрового состава – не единственная причина, по которой стоит вернуться к прямым выборам. Все дело в том, что де-факто жители городов исключаются из процедуры формирования ключевого органа местного самоуправления. В этой модели все преференции получает государственная власть.

«Конечно, основная задача, которую преследует государство, – получить полностью управляемого мэра, того, который будет слушаться государство, будет слушаться губернатора, его подчиненных. При этом такое полное подчинение мэров, их управляемость ведут к тому, что мы теряем важнейший политический институт», – рассказал президент Европейского клуба местного самоуправления Эмиль Маркварт.

По словам экспертов, по этой причине население начинает дистанцироваться от местной власти. Во многих городах навязывание конкурсной процедуры проходило вопреки воли жителей. Использовалось административное давление. В итоге же получилось так, что новая модель перестала оправдывать себя.

«Отбор происходит не по профессиональным качествам, а по тому, чей человек. Если говорить не о крупных городах, а о средних и малых, то мы сталкиваемся с проблемой узости выбора из-за отсутствия кадров и низкой мобильности», – заявил Макварт.

Эксперты отметили, что ключевой проблемой модели конкурсного назначения на данный момент остается ответственность, ведь назначаемый глава отвечает перед государственной властью и главой региона, а не перед жителями. В этом свете нарастают конфликты интересов.

Отметим, что, по данным экспертов, сейчас лишь в четырех субъектах РФ проходят прямые выборы глав муниципалитетов: в Республике Саха (Якутия), Бурятии, Хакасии и Чукотском АО.

fedpress.ru

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.