5 марта рэпер Алтынай Валитов, поддержавший протесты в Баймаке, опубликовал видеообращение на башкирском языке, в котором рассказал о событиях последних недель и своем вынужденном отъезде из страны. За несколько дней ролик посмотрели около 60 тысяч человек. “Idel.Реалии” ознакомились с обращением Валитова и другими публикациями музыканта, чтобы больше узнать о его биографии и взглядах.

Алтынай Валитов родился в 1992 году в семье плотника из деревни Байназарово Бурзянского района Башкортостана. В детстве он увлекался брейк-дансом, профессионально занимался танцами и ездил на гастроли. В этот же период он заинтересовался двумя, казалось бы, разными жанрами — рэп-музыкой и башкирской поэзией. Второе увлечение пришло благодаря школьному соревнованию чтецов, на котором Валитов выступал со стихотворением башкирского поэта XIX века Мифтахетдина Акмуллы.

— Когда я изучал биографию Акмуллы, его история оставила в моей душе какую-то тревогу. Он сэсэн (народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива — “Idel.Реалии”), а сэсэн — это человек, который выступает с проблемами народа, мастер слова. Я думаю, что сэсэнство дается от Всевышнего, ему нельзя научиться. Когда меня просят научить писать стихотворения, я не могу — мне это дано с рождения. Рэп — это то же самое, что сэсэнство. Если раньше сэсэны пели под думбыру (традиционный струнный инструмент — “Idel.Реалии”), то рэперы сегодня — под современную музыку. Из-за того, что я с детства впитывал культуру сэсэнства и рэпа, в трудные времена я не могу сидеть тихо, — объясняет Валитов в своем недавнем видео.

В то же время проблемы национальной культуры, языка и региональной автономии не сразу оказались в центре внимания Валитова. По словам музыканта, он впервые заговорил о них в 2017 году, когда “начали ущемлять башкирский язык” — сокращать его преподавание в школах региона. Тогда Валитов узнал и о национальном активисте Фаиле Алсынове, который организовал в Уфе митинг в защиту башкирского языка.

Валитов был на этом митинге и рассказал, что Алсынова задержали на его глазах. После этого рэпер записал видео с собственным стихотворением о родном языке. Позднее он также участвовал в акциях по популяризации башкирского языка, записал клип с несколькими другими артистами о его диалектном разнообразии.

Спустя три года Алсынов и Валитов вновь участвовали в общем протесте — оба выступали против разработки месторождения известняка на шихане Куштау в Ишимбайском районе республики, который занимает важное место в башкирской культуре и мифологии. Валитов записал живое выступление в поддержку движения со словами “Богатые снова богатеют, грабят простой народ”. Он также публиковал обращения с призывами присоединяться к протесту. Массовые акции в защиту Куштау продлились почти две недели и увенчались успехом — шихан получил статус охраняемой территории.

Вскоре после событий на Куштау власти республики стали отменять концерты Алтыная Валитова, отметил музыкант. Затем его пригласил на беседу один из региональных чиновников: “Он сказал: “Мы тебе откроем дорогу, но ты больше так не говори”. Вот здесь ты нас поддержишь, а мы тебе откроем все дороги. И мне пришлось их поддержать. Это было время, когда проходили митинги Алексея Навального. Власти устроили концерт как отвлекающий маневр, и я принял в нем участие. После этого всё было хорошо, моя карьера росла, но я не оставлял детской мечты о миссии сэсэна, поэтому продолжал высказываться — аккуратно, завуалированно”.

В марте 2022 года Валитов записал клип, приуроченный к началу российского вторжения в Украину. В нем музыкант поднимал тост за Россию и говорил: “Народу не нужен “МакДональдс”, можно наесться и гречкой”. В конце видео звучала цитата Владимира Путина: “Мы как мученики попадем в рай”.

По признанию самого Валитова, его готовность сотрудничать с властями в какой-либо форме закончилась в январе 2024 года — “терпение лопнуло, когда начались протесты в Баймаке”. В этом районном центре на юго-востоке Башкортостана тысячи человек вышли на улицы, чтобы поддержать Фаиля Алсынова, которого суд признал виновным в разжигании межнациональной розни и приговорил к четырем годам колонии.

17 января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ (“Возбуждение ненависти, либо вражды”) и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.

На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.

19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву, прошла массовая стихийная акция протеста. Силовики вновь разогнали протестующих, задержав более десятка человек.

После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали более 70 человек.

Международная правозащитная организация Amnesty International призвала расследовать применение силы полицией во время протестов в Башкортостане.

В том же ролике Валитов отметил, что проблема не ограничивается преследованием отдельно взятого активиста. По его словам, “Фаиль был лишь триггером, суд над ним был последней точкой кипения. Ведь в наших сердцах кипело давно. А что кипело, почему кипело? Русский национализм. Именно в этом причина. Каждый башкир чувствовал это — ущемление. Мы живем на своей родной земле, но нас, башкир, на каждом шагу ущемляют. Именно по национальному признаку: “башкиренок”, “черный”, “приехавший с аула” и так далее. Задевают наши сердца, когда на нашей земле заставляют говорить на русском”.

— Я знал о последствиях, но верил, что народ победит. Думал, что главное — собрать побольше людей, обратиться также и к другим народам. Народ-то вышел, но того, чего хотели, добиться не смогли, — объясняет Валитов в видео, опубликованном 5 марта.

В связи с неудачей протестов в Баймаке и продолжающимся по сей день массовым преследованием их участников Валитов решил покинуть страну: “Мне позвонил один надежный человек из администрации и сказал: “Алтынай, с тобой один раз уже пытались договориться, но не получилось, ты всё равно делаешь по-своему. Народ тебя слушает, выходит, поэтому тебя закроют надолго”. Конечно, можно было по-героически сдаться и сесть в тюрьму. В голове крутились разные мысли. Но вот если взять Навального — приехал, сдался властям и что? Сидя в тюрьме, он не смог помочь народу, и в итоге его самого убили”.

По словам Валитова, уже через час после его отъезда из дома туда приехали полицейские, которые провели обыск и опросили соседей. На следующий день он пересек границу.

В середине февраля стало известно, что песни Валитова исчезли из репертуара Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Ранее в одном из спектаклей использовалось пять композиций музыканта. Валитов объяснял их запрет приказом министра культуры.

Дело против Фаиля Алсынова возбудили по личному обращению главы Башкортостана Радия Хабирова. Позднее назначенные властями эксперты усмотрели оскорбительные высказывания в адрес кавказских и центральноазиатских мигрантов в речи Алсынова, произнесенной на сходе граждан по экологическим вопросам в селе Ишмурзино. Разжиганием вражды специалисты посчитали выражение “кара халык”, в буквальном переводе “черный народ”. По словам сторонников Алсынова, речь шла не об этнической принадлежности, а о социальном положении — более корректным переводом было бы “простые люди”.

Вскоре после оглашения приговора Алсынову рэпер Валитов выступил в поддержку национального активиста и опубликовал видео на русском языке, в котором призвал “людей всех национальностей, кто так же думает, выйти к зданию администрации своего города 19 января в 10:00”.

Уже находясь в эмиграции, рэпер записал песню о протестах в Баймаке и своем отъезде под названием “Намыс” (“Честь” или “Совесть”). В описании к видео он добавил: “Хотел написать про светлое будущее. Но не будет у страны светлого будущего, если среди народа есть предатели, которые заботятся только о себе и о своих карманах…”

Где именно сейчас находится Валитов, музыкант не раскрывает, но уточняет, что это “дружественная России страна, в которой трудно получить ВНЖ”. В эмиграции к Валитову присоединились жена Алсу и маленькая дочь. В ближайшем будущем они планируют запросить убежище в одной из “недружественных” стран. Чтобы оплатить работу адвокатов по этому кейсу, семья через интернет выставила свой дом в Башкортостане на продажу.

idelreal.org

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.