Предвыборная кампания официально пока не стартовала, но лидер партии «Батькивщина» чрезвычайно активна. Она делает много заявлений, а её штаб оккупировал рекламные билборды с обещанием «повести Украину новым курсом».

Тимошенко и выборы: будапештский формат

Основной постулат Юлии Тимошенко твердит: «Украина должна укрепить армию, отказаться от минских соглашений и проводить переговоры в будапештском формате, чтобы вернуть Крым, ведь полуостров и Донбасс – это украинская территория, и никто не может вести разговоров о том, чтобы отдать её часть, нельзя допустить теневую легализацию воссоединения полуострова с Россией».

Складывается впечатление, что Тимошенко пытается быть святее и патриотичнее всех своих конкурентов, но на сколько эти попытки и громкие обещания имеют шансы на успех – вопрос отдельный.

«Нам нужен мир и этого мира надо достигать дипломатическим путём на базе будапештского меморандума и созданием в Украине мощной, вооружённой армии, которая способна защитить границы и прекратить войну», – заявила политик на встрече с ветеранами АТО. У Юлии Тимошенко становится идеей-фикс решение украинского кризиса на основе подписанного 5 декабря 1994 в Будапеште лидерами Украины, США, России и Великобритании документа.

Напомним его суть. Это межгосударственный документ гарантирует соблюдение положений заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и договора о нераспространении ядерного оружия в отношении Украины как не обладающего ядерным оружием государства. Меморандум не ратифицирован Госдумой РФ, два других ядерных государства – Франция и Китай – сделали соответствующие заявления, но документ подписывать не стали.

«Я глубоко убеждена: если бы тогда, когда мы сдавали ядерное оружие, нас приняли в НАТО – мы бы имели принципиально другую армию, у нас не было бы войны, мы были бы сильными, как все другие участники системы коллективной безопасности НАТО», – заявила Тимошенко.

Тимошенко и выборы: важность меморандума

Политический обозреватель Владимир Воля говорит, что на самом деле, будапештский меморандум всё ещё актуален.

«Во-первых, его никто не объявлял недействительным. Во-вторых, западные подписанты документа подтвердили приверженность своим обязательствам. И они оказывают реальную политическую (в виде антироссийских санкций), дипломатическую, финансовую помощь Украине, предоставляют вооружения и военное снаряжение, технику, инструкторов. С точки зрения ряда украинских политиков – это «почти ничего», но на самом деле это существенная поддержка. Поэтому государства, подписавшие будапештский меморандум, участвуют в процессах, связанных с Украиной. Это, в том числе, и переговоры США с Россией, и позиция Великобритании относительно принципов урегулирования украинского кризиса. Вашингтон и Лондон одобрили минские соглашения, когда проголосовали за соответствующую резолюцию СБ ООН», – говорит Воля.

Политолог Дмитрий Воронков в свою очередь полагает, что будапештский меморандум уже дискредитирован и украинского вопроса он никак не решит, сколько бы о нём не вспоминали.

Глава Института публичной политики и консалтинга Сергей Быков считает, что Минские соглашения сегодня действительно не работают, не приносят мир в Украину. Единственная польза, которая была от Минска – это остановка горячей фазы войны.

«Этот инструмент не мог и не может полностью решить проблему с Донбассом и Крымом. Вопрос возобновления территориальной целостности должен решаться в ключе будапештского меморандума, и в этом Тимошенко абсолютно права, – говорит Быков. – Только страны, которые гарантировали территориальную целостность Украины в обмен на ядерное разоружение (США, Британия, Китай, Россия) могут совместно решить проблему военной интервенции. Именно будапештский меморандум предусматривает алгоритм переговоров и чёткие инструменты возобновления территориальной целостности Украины».

Скептически о будапештском меморандуме отзывается и политтехнолог Василий Стоякин:

«Он утратил актуальность ещё в момент публикации (оказанная услуга услугой уже не является). Хотя сам по себе формат с участием США вполне жизнеспособен и перспективен».

Тимошенко и выборы: чемпионка среди радикалов

Юлия Тимошенко опасается, что 31 марта 2019 года выборов не будет и заранее обвинила Порошенко в будущем намерении сорвать избирательный процесс. Она предполагает, что в качестве формального предлога будет введено в стране военное положение, вызванное эскалацией обстановки в Донбассе. И это, по её словам, даст Порошенко возможность отменить проведение выборов и оставаться у власти неопределённо долго.

«Лидер «Батькивщины» в своей позиции относительно урегулирования в Крыму и на Донбассе, отношений с РФ, обречена ориентироваться на майданный электорат. И в борьбе за этих избирателей она старается показать, что она радикальнее чемпионов радикализма, и радикальнее Порошенко и Турчинова вместе взятых. В текущих условиях борьбы за власть у неё не может быть иной позиции», – говорит Владимир Воля.

Дмитрий Воронков считает, что Тимошенко говорит об украинской армии и восстановлении территориальной целостности Украины исключительно в рамках предвыборного пиара.

«Она не только пиарится на самых резонансных и острых вопросах для украинского общества, но и пытается размыть, а, может, и затмить предвыборную риторику президента, которая, в основном, как раз и базируется на постулатах нацбезопасности, усилении армии и возвращении оккупированных территорий. Тем не менее, даже с учётом её рейтингового лидерства, я бы не торопился делать ставки на её победу. К началу выборной гонки этот рейтинг вполне может сдуться на фоне закономерной электоральной усталости от её персоны. Поэтому Тимошенко будет просто необходимо постоянно напоминать о себе», – поясняет политический обозреватель.

Он также считает, что сегодня у неё достаточно серьёзные шансы занять пост президента, однако я бы не торопился ее «короновать», рейтинги зачастую отражают лишь эмоциональное настроение электората на определённый промежуток времени и нет никаких гарантий, что это настроение не поменяется завтра.

«Откровенно говоря, у меня есть сомнения в перспективах её победы, и больше того, не уверен, что ей удастся удержать рейтинговое лидерство. Особенно с учётом того, что ещё не на полную мощность активизировались её конкуренты, – говорит Дмитрий Воронков.

Тимошенко и выборы: Конституция

Политологи считают, что Юлии Тимошенко совсем не нужна новая Конституция. Как она сама поясняла, ей хочется забрать часть полномочий и передать их Раде. Вроде бы нелогично для кандидата на высший пост ратовать за уменьшение полномочий своей будущей должности. Но, видимо, она просчитывает наперёд множество вариантов. Станет она хозяйкой кабинета на Банковой – отлично, можно, наверное, и не торопиться с реформой. Но поскольку у нее нет уверенности в победе на выборах, она создаёт запасной аэродром. Парламентские выборы выиграть и создать в Раде под себя коалицию для «Батькивщины» вполне реально. И тогда она сможет сформировать Кабмин и диктовать свои условия президенту. Таким образом, можно иметь реальную власть и без президентской булавы.

Сергей Быков считает, что подготовка новой Конституции и общественного договора – давно назревший и перезревший вопрос.

«Действующая Конституция является источником политических и экономических кризисов, когда присутствует жесточайший дуализм власти. Но самое главное – она не даёт право гражданину управлять страной. Идея общественного договора, которую продвигает Тимошенко, ясна и понятна: сами люди должны составить документ, в котором определят, как будут обеспечиваться их права, как будет функционировать государство. Без политического провайдера данные идеи реализовать невозможно, ведь сегодня олигархи и кланы подмяли под себя всю власть. Предлагая гражданам подготовить и принять на референдуме новую Конституцию, Тимошенко показывает себя как стратегического лидера», – говорит Быков.

Воронков заявляет, что идея её всеобщего обсуждения обновления Конституции с привлечением экспертов – это, скорее, попытка сконцентрировать вокруг себя как можно больше внимания, прежде всего, со стороны СМИ и медийных персонажей.

В действительности я бы не ожидал каких-то глобальных изменений в главном документе страны. Сейчас практически все потенциальные кандидаты используют идею обновления Конституции как предвыборный инструмент. Но у Тимошенко пока лучше других получается использовать его», – считает эксперт.

Владимир Воля считает, что касается продвижения проекта новой Конституции, то это является признаком неуверенности Тимошенко по двум моментам. Во-первых, это неуверенность в том, что она сможет победить на президентских выборах. Во-вторых, это страховка на тот случай, если Украина станет чисто парламентской республикой, и при этом пост президента для Тимошенко утратит свою прежнюю ценность.

ТАТЬЯНА ВЕРЕМЕЕВА. marker.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.