Эрнст Хиллебрандт из Варшавы об успехе на выборах правящей партии «Право и справедливость», ее стратегии сдерживания и о будущем левых сил.

Правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) снова победила на парламентских выборах в Польше и даже нарастила свое большинство. Как удалось добиться такого результата?

ПиС, набрав почти 44 процента голосов, одержала убедительную победу. По сравнению с прошлыми выборами она получила на шесть процентов больше и будет иметь и в дальнейшем абсолютное большинство в сейме. В воскресенье польские избиратели по достоинству оценили положительный экономический и социально-политический итог ее деятельности: высокие темпы экономического роста, низкий уровень безработицы, ощутимое повышение зарплат, увеличение пенсионных выплат, введение государственных пособий на детей и сокращение разрыва в уровне доходов. На этом фоне другие темы, по-видимому, оказались второстепенными. Опросы показали, что важнейшим мотивом выбора в пользу ПиС оказались надежды ее избирателей на возможность улучшения собственной жизненной ситуации.

ПиС во время избирательной кампании сосредоточила свое внимание на избирателях, занимающих центристскую позицию, и стремилась переломить доминирующее положение оппозиции в городах, ведь почти все мегаполисы находятся в руках мэров-либералов. Удалось ли это сделать?

Частично да. Но нужно подождать более точного анализа выборов. В данный момент картина такова: в городах с населением свыше 500 тыс. человек ПиС занимает второе место. Во время избирательной кампании партия действительно пыталась уйти от резкой риторики и за счет социально-политической тематики создать имидж эффективной партии – «покровительницы» интересов народа, сердцу которой близко благополучие маленького человека, молчаливого большинства, среднего поляка. А среднестатистический поляк не очень-то интересуется мировоззренческими баталиями, его намного больше волнуют экономические и социальные последствия политики для окружения, в котором он живет. А поскольку и оппозиционная «Гражданская платформа» (ГП) после печального опыта на европейских выборах в этот раз избегала «культурной борьбы», то темы, которые и в Польше относятся скорее к социально-культурной, нежели социально-экономической сфере, отошли на задний план.

В последний момент ПиС продемонстрировала сдержанность в риторике и умеренность в политическом курсе. Это противоположно тому, что мы наблюдали в начале ее правления, когда она активно наступала на принципы верховенства права, что обернулось для нее процедурой проверки соблюдения верховенства права со стороны ЕС. Будет ли она придерживаться этого умеренного курса и в дальнейшем?

Сейчас ПиС получила еще более сильный демократический мандат по сравнению с прошлыми выборами, во время которых она завоевала почти треть голосов и неожиданно обрела абсолютное большинство в сейме. Было бы удивительно, если бы ее политики не восприняли это как подтверждение своей правоты и как мандат на реализацию своей программы. А потому следует исходить из того, что они продолжат реформирование системы правосудия. Впрочем, как уточняют они, только в форме, совместимой с правовыми нормами ЕС. У партии теперь попросту больше времени для кадровой политики, повышений и назначений. При замещении должностей ей не нужно действовать ломом, как это было в предыдущие четыре года. Только в Верховном суде за последующие четыре года 11 судей, в том числе и глава суда Малгожата Герсдорф, достигнут пенсионного возраста. 

Но это никак не повлияет на кадровую политику, которая останется такой же жесткой: Качиньский и впредь будет стремиться к широкой смене управленческих элит в государственной сфере и близких к ней секторах. В целом я предположил бы, что ПиС сохранит политическую линию последних месяцев с концентрацией внимания на социальных темах и экономическом развитии, которые будут сопровождаться последовательным осуществлением культурной политики и политики в сфере национальной идентичности на базе патриотизма и католических убеждений.

Почему партии так важно обрести имидж умеренной силы?

Цель Качиньского состоит в создании своеобразной natural party of government (традиционно правящей партии) в католической Польше. Для этого необходимо с точки зрения имиджа покинуть нишу правого популизма. Такую возможность партия вполне имеет. В настоящий момент ПиС, вне сомнения, является наиболее организованной партией страны. Судя по тому, что можно услышать или прочитать, она тщательно отслеживает общественное мнение и принимает в расчет результаты социальных исследований. Конечно, в ПиС и ее непосредственном окружении существуют группы с более ярко выраженной идеологической позицией или ортодоксальными католическими убеждениями. В данный момент трудно сказать, кто из них в конечном счете одержит верх. До тех пор, пока Качиньский остается центральной фигурой в принятии решений, наверное, сохранится нынешний, по сути своей прагматический курс. Общество в Польше настроено проевропейски и находится в процессе либерализации повседневной жизни и секуляризации, который ускорился благодаря позитивному экономическому развитию. Партиям с претензиями на большинство придется адаптироваться к этим тектоническим сдвигам в обществе или потерять власть.

Что означает исход выборов для будущего объединения демократических левых сил («Левица»), созданного перед выборами из партий «Союз демократических левых сил» (СДЛС), «Весна» и «Разем»?

Левые, набрав почти 13 процентов, достигли почетного для себя результата, особенно если вспомнить то, как выглядело положение в лагере левых сил еще в начале лета. У них не было представительства в парламенте, они были раздроблены на три партии, и все три с трудом или вовсе не преодолели пятипроцентный барьер. Сама ситуация до некоторой степени вынудила их искать счастья в объединении. Затем все это неплохо сработало, а сам альянс провел активную избирательную кампанию на основе сбалансированной и хорошо продуманной общей программы, охватывающей относительно широкий тематический спектр. В вопросах экологии у «Левицы» практически не было конкурентов. Не следует забывать, что левому движению в Польше нынче трудно вести эффективную избирательную кампанию: традиционная территория левых, то есть сфера социальной политики и распределения благ, почти полностью оккупирована ПиС.

Теперь у «Левицы» около 40 депутатов в Сейме, являющихся представителями трех различных организационных культур, поколений и идеологических ниш, а также имеющих определенную традицию невосприятия друг друга. Для того чтобы сформировать на этой основе прочную в долгосрочной перспективе политическую партию или движение, нужен политический ум и тонкое чутье. Но в то же время кризис либеральной «Гражданской платформы» предоставляет левым простор для самоутверждения в обществе, переживающем модернизацию. Соответствующих тем более, чем достаточно. Проблемы здравоохранения, высокий уровень загрязнения воздуха в польских городах, политическая претензия ПиС на всевластие, вопрос о светском характере государства, защита конституции, роль Польши в Европе – лишь некоторые из них. Поэтому можно придерживаться позиции сдержанного оптимизма: пока эксперимент под названием «Левица» сработал на удивление хорошо.

Праворадикальная «Конфедерация», поддерживаемая прежде всего молодыми людьми, набрав почти семь процентов, впервые проходит в сейм. Как настроена эта партия, и как это может повлиять на структуру политической власти?

«Конфедерация» является коктейлем из правых националистов, католиков-фундаменталистов и ультралибертарианцев: она выступает против модернизации общества, Европейского союза, Германии. Однако в ней явно звучат и антисемитские нотки в связи с невыясненными вопросами возвращения в прошлом имущества евреев потомкам погибших во время холокоста собственников. Удивительно, что эти группировки имеют особо сильные позиции среди молодых избирателей: у тех, кто голосовал впервые, она – возможно, как одна из химерных форм протестного голосования – оказалась на третьем месте. В среднесрочной перспективе присутствие «Конфедерации» в сейме скорее на руку ПиС: наличие ультраправой партии «громкого меньшинства» в парламенте дает возможность ПиС с точки зрения психологии восприятия сдвинуться в центр – по аналогии с венгерской партией «Йоббик», которая в своей первоначально праворадикальной форме принесла Виктору Орбану скорее пользу, чем вред. В силу этого коалицию всех партий парламентской позиции против ПиС невозможно себе представить.

Интервью провела Йоанна Итцек. ipg-journal.io

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *