Угроза судебных разбирательств, похоже, не помешает Нетаньяху одержать победу на выборах в кнессет .

Израилем и в будущем будет руководить Биньямин Нетаньяху, по крайней мере, в это верит свыше половины граждан, имеющих право голоса.  По мнению 56 процентов избирателей, премьер-министр Нетаньяху сформирует и следующее правительство. 9 апреля 2019 года в Израиле изберут 120 депутатов кнессета. Правда, конкурирующий блок «Бело-голубые» Бени Ганца и Яира Лапида, согласно суммарному подсчету опросов на политическом портале #120 project, может рассчитывать на 31 мандат и незначительно опережает партию Нетаньяху «Ликуд», которая претендует на 28 мандатов. Однако Бени Ганцу вряд ли удастся заручиться согласием как минимум 61 депутата, чтобы занять должность премьер-министра. Если нынешние данные опросов будут подтверждены результатом выборов, весьма вероятно, что президент Реувен Ривлин после предварительных консультаций со всеми фракциями, представленными в кнессете 21-го созыва, поручит Биньямину Нетаньяху снова сформировать правительство.

В ноябре 2018 года премьер-министр обратился с заявлением о роспуске кнессета и проведении досрочных выборов в надежде избежать расследования, начатого органами прокуратуры. За прошедшее с тех пор время генеральный прокурор порекомендовал выдвинуть против премьер-министра обвинения в коррупции, мошенничестве и злоупотреблении служебным положением по трем эпизодам. Предметом публичной дискуссии стали также нарушения, допущенные при закупке германских подводных лодок. И хотя Нетаньяху вследствие этого оказался под серьезным давлением, ему все же пока удается справиться с юридическими подозрениями как с мелкими неурядицами, ловко представив их как заговор в средствах массовой информации, инсценированный его левыми оппонентами.

Избирательная борьба ведется совершенно не по сути и характеризуется личными выпадами и оскорблениями. Ничто не указывает на изменения в настроениях. Напротив, израильское общество, похоже, глубоко расколото. Бывший лидер партии и бывший министр иностранных дел Ципи Ливни ушла из политики. Женщины почти во всех избирательных списках представлены ниже среднего уровня. И лишь несколько мелких правых и левых партий имеют собственную политическую платформу в сфере экономики, безопасности, внешней политики и социальных проблем. «Ликуд» и «Объединенные правые» вообще не обнародовали своей предвыборной программы. У многих других партий предвыборные программы носят крайне поверхностный характер. Правда, Израильская партия труда представила обширную предвыборную программу. Но несмотря на удручающее состояние в области здравоохранения, запущенную систему образования и уровень бедности почти в 20 процентов, ей не удается выдвинуть в центр внимания избирательной кампании социально-политическую тематику.

Избирательный блок «Бело-голубые», наоборот, ведет избирательную кампанию, лишенную содержания и попросту нацеленную на то, чтобы преподнести себя в качестве лучшей альтернативы Нетаньяху. Члены этого блока во главе с бывшими начальниками Генерального штаба Бени Ганцем, Габи Ашкенази и Моше Яалоном, а также бывшим министром финансов Яиром Лапидом пытаются главным образом сделать ставку на опыт в сфере безопасности и экономическую компетентность в духе неолиберализма. Бывший председатель главного объединения профсоюзов «Гистадрут» Ави Ниссенкорн, получивший пятое место в избирательном списке, нынче отошел на задний план.

А вот Нетаньяху удается во внутренней политике продвигать образ Израиля как успешной стартап-нации. Невзирая на высокий уровень бедности, многие макроэкономические индикаторы говорят в пользу подобных амбиций: валовый внутренний продукт в перерасчете на душу населения составляет 36 тыс. евро, государственная задолженность находится на уровне 60 процентов ВВП, минимальная заработная плата достигла 1,3 тыс. евро, а безработица равняется четырем процентам. Кроме того, посредством довольно дорогостоящей режиссуры Нетаньяху удается преподнести себя как успешного и популярного во всем мире государственного деятеля, в частности, во время поездки в Оман, конференции по Ближнему Востоку в Варшаве, посещения Стены Плача с президентом Бразилии Болсонару, но прежде всего благодаря своей встрече с Дональдом Трампом.  

Большую поддержку Нетаньяху обеспечил в частности указ президента Трампа о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами, который был встречен с одобрением и председателем Партии труда Ави Габаем. Невзирая на то, что такое признание противоречит резолюциям ООН № 242 и 497, большинство израильтян считают заявление Трампа успехом Нетаньяху, который сумел вырвать его у американцев в качестве компенсации за вывод американских войск из Сирии. Контроль Израиля над Голанскими высотами позволит более успешно противостоять влиянию Ирана в Сирии.

Урегулирование конфликта на основе принципа «два государства для двух народов» в избирательной борьбе в отличие от расширения поселений не сыграло никакой роли. Блок «Бело-голубые» также намерен укреплять существующие израильские поселения. В настоящий момент, похоже, нет воли к поиску решения проблемы бедственного гуманитарного положения в секторе Газа. Нетаньяху удается использовать ХАМАС против ФАТХ. Таким образом, он удерживает в своих руках бразды управления конфликтом. После недавних инцидентов благодаря посредничеству Египта на некоторое время, похоже, воцарилось относительное спокойствие. Впрочем, Израиль объявил частичную мобилизацию и перебросил крупный контингент войск на юг. Сектор Газа оказался в оцеплении израильских военных. Не исключено, что возможные провокации во время пятничных протестов, инициированных движением ХАМАС под девизом «Марш за возвращение», станут поводом для целенаправленной военной операции израильской армии в секторе Газа. Нетаньяху находится под сильным давлением и может вынужденно пойти на меры, позволяющие ему воспрепятствовать разрушению своего имиджа «гаранта безопасности».

Если Нетаньяху в самом деле будет поручено сформировать правительство, то, по всей вероятности, вначале он будет зависеть от правых националистов. Они поставят себе в заслугу обеспечение сохранения власти Нетаньяху вопреки угрозе судебных процессов. Взамен же предположительно потребуют аннексии большей части Западного берега реки Иордан. За такой шаг Нетаньяху может выторговать себе поддержку при принятии так называемого французского закона, которым действующему премьер-министру предоставляется иммунитет против уголовного преследования. Не исключена и вероятность формирования правительства с частью блока «Бело-голубые», так как их заявления о нежелании вступать в коалицию с Нетаньяху до тех пор, пока не решится вопрос с вынесением приговора, звучат не очень внятно.

Но в нынешних прогнозах также имеет место сценарий, при котором может появиться перспектива успешного формирования правительства Бени Гланцем. Если «Бело-голубые» опередят «Ликуд» на семь-восемь мандатов и не все партии правого блока однозначно выскажутся в пользу формирования правительства Нетаньяху, президент Ривлин может поручить сформировать правительство Бени Гланцу как лидеру самой большой партии в парламенте. Занимающие правые позиции в вопросах безопасности партии «Кулану» министра финансов Моше Кахлона и «Гешер» (Национальное социальное движение) Орли Леви, которые, согласно опросам, в настоящее время не преодолевают барьер парламентского представительства, при известном стечении обстоятельств могут стать обладателями золотой облигации. В таком случае внутри партии «Ликуд» давление на Нетаньяху может возрасти настолько, что ему придется уйти в отставку – ведь тогда он оказался бы главным проигравшим на выборах, да к тому же существует целый ряд кандидатов, которые бы охотно похоронили его.

Если до выборов не произойдет ничего неожиданного, Биньямину Нетаньяху, вероятно, все же удастся возглавить и следующее правительство. Из-за предстоящих судебных процессов и терпимого отношения к правонационалистическим партиям срок полномочий этого правительства предположительно оказался бы ограниченным во времени, а с момента возбуждения уголовных дел Нетаньяху, наверное, пришлось бы освободить занимаемое им место. Такого мнения придерживается большинство обозревателей. Временное окно для такой смены караула, по всей видимости, составило бы от 12 до 18 месяцев после формирования правительства.

Пауль Паш. ipg-journal.io

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.