Референдум в Македонии стал ударом по прогрессивной политике.
В воскресенье жители Македонии в рамках консультативного референдума дали ответ сразу на три связанных между собой вопроса: «Поддерживаете ли вы членство в ЕС и НАТО путем принятия договора между Республикой Македония и Грецией?» За высказались 91,61%, против – 5,64% проголосовавших. Число проголосовавших, составило 36,87%, что оказалось значительно ниже символического кворума в 50%. По сути это означает, что противники договора преимущественно бойкотировали референдум. Впрочем, в основу кворума положено предположение, что в голосовании могли принять участие 1,8 млн граждан, обладающих правом голоса, в самой Македонии и за рубежом. Это устаревшая цифра, не отражающая того факта, что в голосовании предположительно приняли участие 50% граждан с правом голоса, реально проживающих сегодня в Македонии. Причем все они сказали «да».
Теперь до конца этого года парламенту предстоит проголосовать за изменения в конституцию и решить, отдавать ли будущее Македонии в руки популистов-националистов или же следовать мандату, выданному им той частью населения страны, которая воспользовалась своим правом голоса. Председатель самой крупной оппозиционной консервативной партии ВМРО-ДПМНЕ Християн Мичкоски после закрытия избирательных участков поблагодарил участников движения бойкота #bojkotiram, которые в течение многих месяцев метали гром и молнии в адрес договора с Грецией и развернули длительную кампанию с призывами к бойкоту референдума. Это акция сомнительна с демократической и неразумна со стратегической точки зрения.
Референдум должен был дать населению возможность сказать, согласно ли оно с изменением названия страны с целью сближения с ЕС и вступления в НАТО. Но социал-демократическое правительство во главе с Зораном Заевым рассчитывало прежде всего на то, чтобы предоставить оппозиции, которая в течение многих месяцев выступает против его реформаторского курса, шанс сохранить лицо и проголосовать в парламенте за изменения в конституцию. Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО) во всеуслышание раскритиковала компромисс с Грецией и заявила, что в состоянии заключить более выгодный договор. Референдум дает возможность депутатам последовать «гласу народа», несмотря на личное отрицательное отношение к договору. Тем самым они бы, не поступаясь своей личной позицией, освободили бы дорогу из зоны ожидания к ЕС и создали бы возможность для начала переговоров о вступлении в ЕС и НАТО.
Ведь Преспанский договор с Грецией предоставил Македонии шанс начать переговоры о вступлении в ЕС. А вступление в НАТО возможно лишь при условии согласованного в нем переименования страны. Многочисленные иностранные визиты в Скопье на прошлой неделе должны были продемонстрировать поддержку проевропейского курса со стороны ЕС и донести до сознания населения мысль о том, какие возможности открываются для него благодаря перспективе членства в ЕС и НАТО: экономический подъем страны, рост числа рабочих мест и лучшие перспективы на будущее для молодых македонцев, а также укрепление правового государства. И торжество популистских и националистических сил по случаю пирровой победы – отсутствия кворума на консультативном референдуме, базирующегося на устаревших списках избирателей, – является издевательством не только над усилиями правительства и реформаторов, направленными на обеспечение способности своей страны к интеграции в Европейский союз, но и плевком в лицо всем международным деятелям, которые пытаются добиться стабильности и прогресса на Балканах. При этом игнорируется тот факт, что проголосовало 670 тыс. человек и что их голоса должны быть учтены невзирая на то, что многие их сограждане не воспользовались своим правом выбора.
Партийное руководство консерваторов в Македонии таким образом продемонстрировало отсутствие заинтересованности этой исторической возможностью многочисленным высокопоставленным иностранным визитерам, в том числе таким важным представителям своей собственной партийной семьи, как канцлер Германии Ангела Меркель, канцлер Австрии Себастьян Курц или Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. Президент страны Георге Иванов сам бойкотировал референдум и неделями нагнетал атмосферу раскольнической риторикой, направленной против переименования и инклюзивного «надэтнического» стиля политики правительства.
Теперь остается апеллировать к проевропейским реформаторским силам внутри ВМРО. Ведь повышенное внимание международной общественности к Македонии объясняется еще и тем, что сам ЕС нуждается в успешном процессе реформ на Балканах. Этот регион важен с точки зрения миграционной политики, что стало очевидным для каждого, по крайней мере, с 2015 года. Западные Балканы в географическом отношении являются островом в составе ЕС. Содействие его тесной привязке на длительную перспективу и мирной демократизации отвечает стратегическим интересам всех европейских государств. Долгое время в регионе оказывалась поддержка так называемым стабилократам. В лице нынешнего македонского правительства появился наконец заслуживающий доверия партнер, поддерживающий процесс реформирования. Заев и социал-демократы Македонии стали сегодня символом единственного надежного «билета в будущее» для Западных Балкан: политики программных ценностей не вдоль линий этнического разделения или националистических столкновений, а на основе принятия мужественных решений вне собственных карьерных устремлений, а также воли к осуществлению реформ, основанной на доверии.
Именно последнее предстоит отныне подкрепить четкими и быстрыми сигналами в главных сферах политики. В фокусе внимания Европейского союза пребывают прежде всего реформирование правосудия и спецслужб. Но их последствия люди смогут ощутить на себе лишь спустя некоторое время. Поэтому правительство поступило бы правильно, если бы наряду с этими направлениями, важными и главными с точки зрения политической, а в долгосрочной перспективе и экономической стабильности, проявило бы заботу и о насущных ежедневных потребностях. Высокий уровень загрязнения воздуха в Скопье, модернизация инфраструктуры, утилизация бытовых отходов и система образования, страдающая от недостаточного финансирования и сегрегации, – во всех этих сферах люди ожидают изменений к лучшему. Но без урегулирования спора относительно наименования и необходимого для этого изменения в конституции процесс реформ невозможен. Не случайно именно два правительства левой ориентации связывают с договором о переименовании надежду на преодоление старых споров. Если правительству Заева удастся добиться прорыва блокады ретроградов из популистских групп, мяч окажется на половине поля Греции, которой придется сдержать свое слово и ратифицировать договор.
Четкое «да», прозвучавшее из уст демократических сил в Македонии, должно быть воспринято и другими государствами – членами ЕС как рука, протянутая навстречу, и просьба о поддержке. Ведь в июне Совету ЕС, а тем самым и государствам-членам в конечном счете предстоит принять решение о том, будут ли наведены мосты с западно-балканского острова к ЕС как вознаграждение за прогрессивную политику или же Европейский союз утратит эту возможность и тем самым появится вероятность обрыва существующих связей. Другие силы давно стоят наготове и хорошо осознают стратегическую значимость этого региона.
Ева Эллерайт. ipg-journal.io