Брексит: Лейбористская партия оставляет открытыми все варианты – таковы итоги партийной конференции.

«Наша партия оставляет открытыми двери для второго референдума» – такое заявление перед делегатами конференции Лейбористской партии в Ливерпуле сделал министр теневого правительства по вопросам выхода Великобритании из ЕС Кейр Стармер. Это стало кульминационным моментом завершившейся конференции. И он недвусмысленно пояснил, что «никто не списывает со счетов сохранение членства в ЕС как один из возможных вариантов». Хотя и до этого раздавались продолжительные и громкие аплодисменты, теперь они, казалось, будут звучать вечно.

Делегаты поднялись со своих мест и устроили Стармеру бурную овацию. Тем не менее некоторые его коллеги из партийного руководства продолжали сидеть с застывшими лицами. Этот контраст обнажает злободневную трещину в партийных рядах. До недавнего времени Лейбористская партия сохраняла умышленную неопределенность в вопросе выхода Великобритании из ЕС. Они надеялись, что такая позиция поможет им сгладить разрыв между все большим и большим количеством их проевропейских членов и огромным количеством избирателей из евроскептических регионов, голосующих за Лейбористскую партию.

Дело в том, что дебаты по теме выхода Великобритании из ЕС таят в себе риски для Лейбористской партии, когда речь заходит о победе на грядущих выборах. Пропасть между многими новыми и более европофильскими избирателями из больших городов, хорошо образованным средним классом и классическим электоратом Лейбористской партии из рабочих кругов северной и центральной Англии казалась непреодолимой. Как следствие, лейбористы уклонялись от взятия на себя каких бы то ни было обязательств с тем, чтобы не оттолкнуть от себя ни одну из этих групп. На предыдущей партийной конференции, все еще бурлившей от эмоций в связи с едва не состоявшейся победой на выборах в 2017 году, пресекались любые дебаты на тему общепартийной позиции по вопросу выхода Великобритании из ЕС. Это устраивало и нынешнего лидера Лейбористской партии Джереми Корбина, которому прежде удавалось уклоняться от взятия на себя четких обязательств – как бы его позиция ни отдавала левофланговым евроскептицизмом.

Новая позиция с выверенными акцентами

Впрочем, и до проведения партийной конференции в этом году было уже заметно, что маневрированию пришел конец. Как влиятельные профсоюзы, так и движение Momentum, поддерживающее кампании в пользу Джереми Корбина, порекомендовали лейбористам прояснить свою позицию. Более 150 избирательных округов, поддерживающих Лейбористскую партию, согласились с ними и выступили с предложениями по поводу выхода Великобритании из ЕС. А это уже такие процессы, от которых нынешний партийный лидер, провозглашающий себя приверженцем демократии широких масс, не может просто так отмахнуться. И параллельно с этим также набирал обороты аргумент касательно национальной политической ответственности. Премьер-министр Тереза Мэй руководит правящей партией, которая всецело разделена на идеологические лагеря. Именно поэтому тори ныне создают впечатление, что они скорее готовы нанести Великобритании огромный ущерб в экономическом и политическом отношении, нежели приложить усилия к формированию влиятельной группы, способной находить компромиссы. Главная оппозиционная сила в британском парламенте вряд ли способна вечно увиливать от ответственности.

Вероятность того, что Лейбористская партия создаст себе лучший публичный образ по сравнению с погрязшими в неразберихе тори, была высокой с самого начала. Люди ожидали, что лейбористское руководство продавит шаблонный компромисс, не несущий в себе никаких обязательств. На первый взгляд, это именно та почва, из которой произрастает многосторонняя солидарность. Но все не так просто. Благодаря интенсивному демократическому процессу лейбористам удалось преобразовать существующие разногласия в своеобразный компромисс. Все участники дебатов, продолжавшихся более пяти часов, восторженно отзываются о корректной, деловой и преисполненной конкретики атмосфере, которая в конечном итоге привела к появлению текста с выверенными акцентами. Такие вещи относятся к разряду тех, которые делегаты, склоняющиеся к необходимости выхода Великобритании из ЕС, ставят в один ряд с большим количеством сторонников с еврофильскими настроениями, пополнивших Лейбористскую партию в последние годы.

Итоговый документ четко дает понять, что лейбористы намерены отвергать фактически любую сделку с тори, вплоть до отказа от каких-либо сделок с ними или применения разных тактик затягивания процесса, как, например, заключение сделок без конкретного наполнения. Наоборот, Лейбористской партии сейчас необходимы или новые выборы (предпочтительный для нее вариант), или даже второй референдум. Вдобавок к этому лейбористам необходимы еще непрекращающаяся демократизация ЕС и более глубокое сотрудничество на европейском и международном уровнях. Последнее особенно тяжело себе представить, если Британия покинет ЕС. Это дает некий первичный намек на то, как левое крыло Лейбористской партии могло бы смириться с дальнейшим пребыванием в ЕС.

Лейбористы должны направить свои усилия на более существенные проблемы

Но солидарность, ставшая лейтмотивом дебатов на конференции Лейбористской партии, – это явление временное. Накануне партийной конференции лейбористы были втянуты в интенсивную межусобную борьбу за власть. Проблема выхода Великобритании из ЕС была лишь одной из линий тектонических разломов, на фоне которых становились очевидными расхождения во мнениях между левофланговыми евроскептиками и еврофильскими центристскими силами. Но эти разломы не дали о себе знать в Ливерпуле, и, что самое поразительное, никто еще и не дистанцировался от этого соглашения. Ясно, что упомянутые глубокие трещины между сторонниками и оппонентами Корбина никуда не делись, но в текущий момент они стали менее заметными. Это объясняется двумя причинами.

До тех пор пока партия не дает убедительных ответов на более существенные социальные и экономические вызовы, достигнутый на партийной конференции компромисс не повлечет за собой автоматическую победу на вероятных выборах или в рамках потенциального второго референдума

Во-первых, впервые с момента своего избрания в 2015 году Корбину потребовалось подняться над всеми противостояниями, расширить свое политическое влияние и определиться со своей политической позицией. Благодаря этому трения между корбинистами и так называемой старой гвардией пока что улажены, и Корбину, вероятно, потребуется не иначе как проиграть целые выборы, чтобы утратить занятую им высоту.

Во-вторых, многие его оппоненты сейчас концентрируются на том, что, по их мнению, является наиболее насущной проблемой: избежание катастрофических последствий выхода Великобритании из ЕС. Как следствие, они двигаются в одной колее с компромиссом, достигнутым на партийной конференции.

Это происходит потому, что данный компромисс включает в себя все пункты из перечня пожеланий всех членов партии: он приоткрывает дверь в Европу, выход Великобритании из ЕС может стать подспорьем для Лейбористской партии в борьбе за власть, а Корбин заявляет о себе как о состоятельном государственном деятеле – по сравнению с хаотичным правительством. Теперь лейбористы могут расслабиться, занять выжидательную позицию и наблюдать за тем, как тори станут рвать друг друга в клочья на ближайшей партийной конференции.

Правда, такой преимущественно тактический подход вытесняет на второй план более существенные проблемы. Снимите привычные для лейбористов очки, и вещи наверняка быстро перестанут видеться даже в бледном подобии розового света. Даже при том, что нынешнее правительство, сформированное вокруг фигуры Терезы Мэй, пережило этим летом практически полный крах, а на прошлой неделе изрядно село в лужу на саммите ЕС, лейбористы не смогли серьезно поколебать позиции консерваторов. Опросы показывают, что обе партии идут приблизительно вровень друг с другом. Помимо этого, Лейбористская партия не достигла в полной мере того успеха, которого от нее ждали на местных выборах в мае. Зато на ее конференции в очередной раз стало очевидно, что партия не уделила достаточно внимания поиску ответа на вопрос, почему так много людей реально голосовали за выход Великобритании из ЕС. До тех пор пока партия не дает убедительных ответов на более существенные социальные и экономические вызовы, достигнутый на партийной конференции компромисс не повлечет за собой автоматической победы на вероятных выборах или в рамках потенциального второго референдума.

Христос Кациоулис. ipg-journal.io

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.