10 сентября пройдут выборы депутатов Государственного собрания Башкортостана. В избирательной кампании участвуют лишь лояльные власти партии и кандидаты, которые стараются демонстрировать поддержку внешнеполитическому курсу Кремля, ведущего агрессивную войну в Украине. От выборов отстранены как оппозиционные активисты, так и любые персоны, на кого пала хоть малейшая тень подозрения в нелояльности. Эксперты отмечают отсутствие всякой конкуренции на выборах и прогнозируют обновление состава республиканского парламента за счет верных лично главе Башкортостана людей.
“НЫНЕШНИЕ ВЫБОРЫ — ЭТО АБСОЛЮТНО ЗАЧИЩЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ”
Выборы в Госсобрание Башкортостана проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе: 55 депутатов избираются по партийным спискам, еще 55 — в одномандатных округах.
Республиканские списки кандидатов выдвинули пять партий, которые представлены в Госдуме и имеют так называемую парламентскую льготу, позволяющую не собирать подписи избирателей — “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, “Справедливая Россия — Патриоты — За правду” и “Новые люди”. Такой же льготой на выборах в Госсобрание обладает Российская экологическая партия “Зеленые”, однако она не стала выдвигать партийный список и ограничилась (как и в 2018 году) выдвижением в одномандатном округе своего регионального лидера — действующего депутата Госсобрания Руфины Шагаповой.
В “Единой России” партийный список возглавляют глава республики, секретарь регионального отделения партии Радий Хабиров, олимпийская чемпионка по фехтованию Аделина Загидуллина и военнослужащий в/ч 93992, участник войны в Украине Артур Галеев.
КПРФ сформировала первую тройку в составе первого секретаря Башкирского рескома, руководителя партийной фракции в Госсобрании Юнира Кутлугужина, вице-спикера ГС Вадима Старова и зампредседателя горсовета Уфы Артура Шайнурова.
ЛДПР во главу списка поставила действующего председателя партии — депутата Госдумы Леонида Слуцкого. Вместе с ним в первую тройку вошли депутат Госдумы Иван Сухарев и координатор регионального отделения партии Дмитрий Иванов.
Партия “Справедливая Россия — Патриоты — За правду” ограничилась включением в общереспубликанскую часть партсписка лишь одного кандидата — председателя Совета регионального отделения, руководителя партийной фракции в Госсобрании Владимира Нагорного.
Наконец, партия “Новые люди” включила в первую тройку депутата Госдумы Амира Хамитова, руководителя регионального отделения Руслана Давлетшина и председателя Совета по правам человека при главе РБ Зульфию Гайсину.
Отказались от выдвижения партийных списков “Яблоко”, “Российская партия пенсионеров за социальную справедливость”, “Родина” и “Партия роста”. Эти партии ограничились попыткой выдвинуть своих кандидатов в одномандатных округах. При этом кандидатам от “Яблока” отказали в регистрации по причине недостаточного количества собранных подписей.
В одномандатных округах лишь “Единая Россия” и ЛДПР сумели зарегистрировать свих кандидатов во всех 55 округах. Остальные партии, как следует из данных ЦИК республики, потеряли по несколько кандидатов на этапе регистрации из-за различных ошибок и недочетов, допущенных при подаче документов, а также из-за сокрытия сведений о прошлых судимостях и вкладах за границей.
Кроме того, КПРФ вновь не смогла избежать внутрипартийных скандалов, вылившихся и в публичное поле. Руководство регионального отделения партии отказалось выдвинуть кандидатами наиболее заметных экоактивистов-членов КПРФ — в частности, известного баймакского общественника Ильдара Юмагулова. В итоге активист пошел на выборы путем самовыдвижения, но представленные им подписи забраковала окружная избирательная комиссия. Кроме Юмагулова, реском КПРФ отстранил от выборов и вполне лояльных властям, но иногда имеющих собственное мнение партийцев — например, действующего депутата Госсобрания Рустама Хафизова.
“На партию оказывается колоссальное давление — условие одно: либо я, либо регистрация всего республиканского партийного списка КПРФ”, — написал Хафизов в соцсетях вскоре после своего самовыдвижения по одномандатному округу в Уфе. Коммунист начал собирать подписи, но через несколько дней отказался от участия в выборах и заявил, что “ставит на паузу политическую карьеру”.
Как отмечают наблюдатели общественного движения “Голос”, подавляющее большинство округов можно отнести к “абсолютно неконкурентным”, где мандат уже “забронирован” за определенным кандидатом — как правило, от “Единой России”.
— Итоги выдвижения и регистрации кандидатов позволяют в очередной раз утверждать, что власти республики, как и прежде, полностью контролируют ход избирательной кампании, в том числе процесс подбора кандидатов во всех без исключения представленных на выборах политических партиях. Те, кто был хоть в малейшей степени неподконтролен — партия “Яблоко”, отдельные экоактивисты- члены КПРФ и так далее — были отсеяны еще на этапе выдвижения и регистрации. Можно даже с уверенностью предположить, что течение избирательной кампании пройдет в Башкортостане без скандалов: таковые могут ожидаться лишь в дни голосования и подсчета голосов, когда власти и “Единая Россия”, как это часто было раньше, не сдержат свои обещания, данные другим партиям, — говорит координатор регионального отделения “Голоса” Ренат Факиев.
По словам уфимского политтехнолога, обозревателя YouTube-канала “Открытая политика” Андрея Потылицына, “нынешние выборы — это абсолютно зачищенная территория”.
— Если раньше там еще были какие-то наблюдатели, какие-то журналисты, у них были какие-то права, то сейчас — всё: ближе 15 метров к урне не подходить, журналистов пускают только аккредитованных, а чтобы аккредитоваться — да проще слетать на Луну. Словом, наладить нормальное наблюдение практически невозможно. Система независимого наблюдения в России сейчас полностью разгромлена; только что был мощнейший наезд на “Голос”. В итоге на участках будут сидеть одни “независимые” наблюдатели от Общественной палаты республики.
Согласно сообщению Общественной палаты РБ и организованного при ней “Общественного штаба по наблюдению за выборами”, в Башкортостане подготовили более 13 тысяч наблюдателей. “Кроме этого, отдельная программа была организована для 552 наблюдателей-блогеров — они будут усиливать информационное сопровождение избирательного процесса”, — заявили в Общественной палате.
“ПОЧТИ ВСЕ “ОППОЗИЦИОННЫЕ” ПАРТИИ — ЭТО ПАРТИИ ЯСТРЕБОВ”
В начале избирательной кампании некоторые опрошенные “Idel.Реалии” эксперты утверждали, что “тема “СВО” (так российские власти называют войну с Украиной — “Idel.Реалии”) не включена в список необходимых для привязки к выборам любого уровня” и пойдет лишь “фоном” к основным темам.
Тем не менее все главные участники выборов в Госсобрание активно эксплуатировали тему “СВО” и своей поддержки войны с Украиной на протяжении буквально всей избирательной кампании.
В этой связи близкий к российским властям “Фонд исследования проблем демократии” в своем докладе “Политическая конкуренция в избирательном цикле 2023 года” отмечал, что “основным фактором избирательной кампании 2023 года является “патриотический консенсус” российских политических партий”. “Большинство партий сформулировали однозначное отношение к глобальным политическим процессам, реальными действиями оказывая поддержку проведению СВО”, — заявляли авторы доклада, добавляя, что “вне патриотического консенсуса остается довольно узкая часть российского партийного поля, продвигающая антагонистические позиции, политические установки и ценности”.
В ходе избирательной кампании в Госсобрание Башкортостана партии и кандидаты отчитывались о своем участии в сборе вещей для участников войны, формировании и отправке “гуманитарных конвоев” на фронт, участии в помощи семьям мобилизованных военнослужащих и добровольцев.
Наиболее активна на этом поприще была “Единая Россия”. Сайт ее регионального отделения пестрел заголовками о том, что жители того или иного района или города Башкортостана плетут маскировочные сети, собирают “гуманитарную помощь”, помогают семьям мобилизованных и так далее.
Глава Башкортостана и одновременно секретарь регионального отделения “Единой России” Радий Хабиров также прилагает большие усилия по формированию и отправке на фронт “добровольческих” батальонов из республики, а также выступает одним из самых рьяных региональных “ястребов”, всецело поддерживающих курс на войну с Украиной и конфронтацию с Западом. Отметим при этом, что Башкортостан с весны прошлого года устойчиво занимает первое место по количеству погибших на войне с Украиной в Приволжском федеральном округе.
Кроме того, недавно выяснилось, что баллотирующийся в Госсобрание по партийному списку “Единой России” военнослужащий Ринат Культуманов, по данным СМИ, был непосредственным командиром захватившего в начале августа заправку близ Уфы и впоследствии покончившего с собой в СИЗО участника войны Ильдара Булатова. Как писали СМИ, Культуманов якобы неоднократно конфликтовал со своим подчиненным, а в октябре 2022 года избил его, в результате чего Булатов получил перелом семи ребер.
От единороссов старались не отставать и другие партии. КПРФ также объявляла о своем участии в формировании “гуманитарных конвоев”, сборе денег, обмундирования для нужд фронта, плетении маскировочных сетей.
ЛДПР отчитывалась об “организации правовой помощи участникам “СВО”. Один из лидеров партсписка, депутат Госдумы Иван Сухарев предложил выдавать гражданство России лицам мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет лишь после предварительной службы в Вооружённых силах России.
Справороссы выступали за создание в республике госпиталя для раненых в “СВО”, награждали своими знаками отличия военнослужащих и волонтеров, объявляли, что их депутатский корпус “берет на себя шефство над членами спецоперации и их семьями”.
Среди кандидатов от партии “Новые люди” наиболее заметно в поддержку курса Кремля на войну с Украиной выступала председатель Совета по правам человека при главе РБ Зульфия Гайсина. Еще в прошлом году она высказалась в поддержку решения президента России о начале так называемой “СВО”, а также посещала зону боевых действий в составе “гуманитарного конвоя” из Башкортостана.
Власти также активно поддерживали и пропагандировали отдельных кандидатов из творческой среды — в частности, создателя комиксов на тему войны России с Украиной Камиля Бузыкаева (баллотируется в Госсобрание по одномандатному округу самовыдвиженцем — “Idel.Реалии”), певца-исполнителя, который неоднократно ездил в зону боевых действий, Рамиля Бадамшина (баллотируется в Госсобрание по одномандатному округу от “Единой России” — “Idel.Реалии”) и других.
— Поддержка “СВО” для кандидатов выборов любого уровня сейчас является ритуально-обязательной, — замечает политтехнолог Андрей Потылицын. — Кандидат должен лично, внятно, публично заявить об этом хоть один раз. Это даже не обсуждается. Если хоть какая-то тень сомнения в этом у тех, кто согласовывает его выдвижение от всех — именно всех допущенных к выборам партий — то он не будет кандидатом. Такая установка, уверен, идет в стране с самого верха, и она идет ещё со времен так называемого “крымского консенсуса”. Власти необходимо демонстрировать абсолютную консолидацию общества вокруг ее внешнеполитического курса, даже если её на самом деле нет — это свойство всех тоталитарных режимов.
Уфимский политолог Николай Евдокимов ранее отмечал , что “по-настоящему оппозиции в России нет”.
— Оппозиция, представленная в Госдуме, в сознании большинства населения существенно не отличается от “Единой России”. После начала “СВО” в России осталось две партии: партия ястребов и партия голубей. Почти все “оппозиционные” партии — это партии ястребов. Для большинства людей кардинальной разницы между ними нет”, — говорил Евдокимов.
КОММУНИСТОВ И СПРАВОРОССОВ ПОТЕСНЯТ В ПОЛЬЗУ “НОВЫХ ЛЮДЕЙ”
Представители действующей власти рассчитывают, что состав Госсобрания обновится более чем наполовину. Об этом, в частности, заявлял спикер республиканского парламента Константин Толкачев: “Эта ситуация не является чем-то из ряда вон выходящим; по итогам выборов 2018 года состав парламента изменился примерно на две трети, сопоставимые цифры были и в 2013 году”.
С такой оценкой в принципе согласен и политтехнолог Андрей Потылицын, отметивший, что ожидает обновления примерно половины состава Госсобрания.
— Радию Хабирову нужно это сделать [поменять состав ГС], чтобы избавиться от многих людей, избранных в Госсобрание еще при Рустэме Хамитове (президент Башкортостана с 2010 по 2018 год — “Idel.Реалии”) в 2018 году. Они, конечно, все уже давно лояльны Хабирову, но он, как известно, предпочитает везде иметь “своих”, — отмечает Потылицын.
Он прогнозирует, что представительство “Единой России” в Госсобрании сохранится на прежнем уровне.
— У единороссов, как и прежде, будет подавляющее большинство, контрольный пакет при любом голосовании. На прежнем уровне представленности останется и ЛДПР. Явно потеряют в численности своих депутатов КПРФ и справороссы. Коммунистам не помогут ни лояльность властям Юнира Кутлугужина и его окружения, ни “жертвоприношение” в виде отстранения от выборов известных экоактивистов-членов партии и даже таких персон, как Рустам Хафизов, которые позволяли себе иметь робкое, но собственное мнение по некоторым вопросам. Здесь причина в общем тренде федеральной власти на ослабление КПРФ, всего левого движения ввиду падения уровня жизни в стране. Что же касается “Справедливой России”, то складывается впечатление, что она Радию Хабирову теперь вообще не нужна — после того, как он активно попользовался его региональным отделением в предыдущие годы. Сейчас у партии в республике слишком истрепанная история: постоянные перевороты в руководстве, постоянные претензии на некую фронду к местной власти. В списке же эсеров нет сегодня ни одного узнаваемого лица, а во главе стоит мало кому известный аппаратчик, — анализирует Потылицын.
Эксперт полагает, что коммунистов и справороссов потеснят кандидаты от партии “Новые люди”. При этом Потылицын обращает внимание на вышедшую в начале августа в “Комсомольской правде” публикацию об итогах некоего соцопроса, проведенной компанией Russian Field. Согласно его итогам, “Единая Россия” при голосовании по партийным спискам может получить 38,1% голосов избирателей, ЛДПР — 12,5%, КПРФ — 11,3%, “Новые люди” — 5,3%, “Справедливая России — Патриоты — За правду” — 4,2% (то есть партия не преодолевает 5-процентный барьер и лишается фракции в ГС).
— У меня есть четкое ощущение, что это было отнюдь не научным исследованием, а типичным приемом внедрения некоей установки в сознание электората перед выборами. Это явный признак того, что “Новых людей” будут проводить в Госсобрание и, возможно, позволят создать им фракцию. Такая тенденция сейчас отмечается по всей стране, где проходят выборы в региональные Заксобрания. Это опять-таки установка Кремля по созданию новой “либерально-конструктивной оппозиции”. На федеральном плане эта установка обозначилась еще на выборах в Госдуму в 2021 году — и теперь она транслируется в регионы, — считает политтехнолог.
При этом Потылицын отмечает, что кандидаты от “Новых людей” практически неизвестны электорату.
— В первой тройке у них — мало кому известный депутат Госдумы, никому не известный руководитель регионального отделения и “главный правозащитник республики”, как она себя называет, Зульфия Гайсина. Напомню, что и сам Хабиров сперва довольно скептически относился к перспективе того, что в Госсобрании появятся депутаты от “Новых людей”, если судить по его комментариям после встречи с руководством партии летом нынешнего года. После этого, очевидно, из Москвы пришли новые указания — и отношение к партии у руководства республики изменилось, — говорит Потылицын.
Наблюдатели движения “Голос” в августе также отмечали существенное увеличение упоминаемости “Новых людей” в государственных и муниципальных СМИ республики. Одно время этот показатель обгонял соответствующие цифры и КПРФ, и ЛДПР, и справороссов, уступая только показателю “Единой России”.
“НЕ ХОДИ НА ВЫБОРЫ!”
В конце августа лидер общественного движения “Патриоты Башкортостана” Сагит Исмагилов призвал к бойкоту выборов в Госсобрание. “События показали, что я, как и другие граждане, не имею реальной возможности выдвигать своего представителя”, — заявил Исмагилов, напомнив, как руководство регионального отделения КПРФ отказалось выдвигать неугодных ему экоактивистов.
В качестве еще одной причины для бойкота Исмагилов назвал “неэффективность выборов”, имея в виду, что сами выборы как таковые “не внесут реальных изменений в ситуацию республики”. Он также заявил, что участвующие в выборах кандидаты и партии его “не устраивают по социальным, гражданским и прочим мотивам”.
На днях видеообращение с призывом не участвовать в выборах в Госсобрание опубликовала группа жителей села Подольск в Хайбуллинском районе Башкортостана.
“За три месяца борьбы по отстаиванию наших прав ни один из депутатов районного Совета, Госсобрания и Госдумы не соизволил оказать нам помощь, ни одна политическая партия не участвует в разрешении вопроса о незаконном выселении жителей села Подольск в связи с разработкой медно-цинкового месторождения”, — отметили жители.
“Поддержи Подольск! Не ходи на выборы!” — проскандировали в конце обращения подольчане.
Политтехнолог Андрей Потылицын отмечает, что при всем его сочувствии к проблемам жителей и согласии с ними в оценках ситуации с избирательной кампанией он всё же считает идею бойкота неэффективной — ввиду огромной степени атомизации общества.
— Мои слушатели спрашивают меня — за кого же голосовать на выборах? Если три-четыре года назад ответ на этот вопрос у оппозиционно настроенных людей еще находился — было “Яблоко”, был еще кто-то типа “Справедливой России”, которая одно время была похожа на партию — то сейчас политический ландшафт России настолько скуден, убог, однообразен, что все партии похожи друг на друга. Выборов как таковых сейчас просто нет — и вопрос действительно на самом деле стоит так: “А стоит ли вообще идти на выборы?” И я тоже теряюсь в этой вилке ответов: не идешь — значит, даешь лишний шанс фальсификаторам украсть твой голос, идешь — стало быть, поднимаешь властям, проводящим эти выборы, явку, легитимизируешь их. Но всё-таки я пока стою на позиции, что идти голосовать нужно. Если я не нахожу симпатичного мне кандидата, я просто перечеркиваю весь бюллетень — и таким образом мой голос хотя бы не украдут, — делится своими соображениями политтехнолог.
Вместе с тем он отмечает, что само появление таких призывов свидетельствует о том, что степень отчуждения населения от института выборов уже давно достигла критических размеров.
— Этот процесс отчуждения начался еще с “Болотных” протестов [2011-2012 годов], когда люди встретились после выборов, спросили друг друга, за кого они голосовали, увидели официальные лживые результаты — и вышли на улицы, — резюмировал политтехнолог.