Глава МВД оставил после себя мощную структуру.

Недавняя отставка «вечного» министра внутренних дел Арсена Авакова вызвала резонанс. Версий было много, однако ясность ситуация стала приобретать спустя некоторое время, после того, как власти дали понять, что такая мощная структура, в которую превратилось МВД, им не нужна. Из министерства намерились отделить Нацгвардию и погранслужбу, открытым остается вопрос о миграционной службе. Аваков был против подобных разделения так как за семь лет правления всячески укреплял свое министерство. Но, как отметил СМИ глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, сложно управлять таким монстроподобным министерством, поэтому «будет нормальное разделение».

Эксперты считают, что на смене руководства история с МВД не закончится. Вопросов много, и главные из них: стоит ли ждать борьбы внутри структуры, улучшиться ли работа правоохранительных органов, куда денутся группировки радикалов, которых еще называют «личной армией Авакова». Журналисты Klymenko Time изучали ситуацию.

Серый кардинал

Арсен Аваков оставался последним динозавром из так называемых министров Майдана. При этом, как рассказал нашему изданию экс-судья, а ныне политик и президент «Всеукраинской Ассоциации судей в отставке» Денис Невядомский,  Аваков имел реальную власть. С 2014 г. им создавалась фактически единственная стабильная структура, под которую стягивались все возможные ресурсы: Нацполиция, Нацгвардия, ГСЧС и др. Единственное, что ему не удалось удержать, так это Государственную пенитенциарную службу Украины — ныне Государственная уголовно-исполнительная служба, подчиненная Минюсту. Впрочем, это было требование ЕС.

По мнению Невядомского, МВД не должно занимать такую ключевую роль в государстве и объединять в себе столько структур и подразделений.

— В соответствии со статьей 19 Конституции Украины, каждая ветвь власти и каждое должностное лицо, обязаны действовать в пределах компетенции, определяемое законом и легитимной целью — какова польза от нее народу Украины. В той ситуации, которая была создана Аваковым, МВД было самодостаточной структурой, характеризующая собой создание полицейского государства. Плохо это или хорошо в условиях воюющей страны — вопрос дискуссионный. Но министр внутренних дел фактически становился отдельной ветвью власти, которая наравне с судебной, исполнительной и законодательной влияет на процессы в государстве. А это уже становилось опасным для баланса и нарушало принцип сдержек и противовесов ветвей власти. В этой ситуации я прекрасно понимаю президента Владимира Зеленского, который к этому времени подрос, и ему уже не нужен регент, которым при нем являлся Арсен Аваков. Зеленский почувствовал власть, — отметил эксперт.

Невядомский считает, что решающими факторами, повлиявшими на уход министра с должности, стали переговоры с американцами, которые также понимали, что Аваков — человек, который вполне сможет раскачивать ситуацию, и ею воспользоваться. В итоге, ему было сделано предложение, от которого тот не смог отказаться.

Новый министр — временная фигура

Наш собеседник считает, что новый глава МВД — Денис Монастырскийназначен на пост ненадолго.

— Человек не занимал каких-либо ключевых должностей, и, очевидно является переходной фигурой, согласованной с тем же Аваковым (Монастырского связывают с Геращенко и Аваковым). При этом, я считаю, что Монастырский больше будет ориентирован на Офис президента, нежели на бывшего министра, который, в отличие от него, был самостоятельным игроком. Новый главы МВД таким не является. Изменится ли ситуация? Чудеса случаются, но, я в этом сомневаюсь, — уточнил он.

Не считает нового министра сильной фигурой и эксперт по безопасности Ярослав Дунаев.

— Ранее я о нем вообще ничего не слышал. Необходимо, чтобы в руководство МВД приходили профессионалы, которые выросли из низов: от оперативника и далее по ступенькам — начальника отдела, департамента. Но тут приходят какие-то мажоры — со стороны — ни рыба ни мясо. Что это означает? Скорее всего, человек всех устроил. Тут можно вспомнить покойного министра МВД Юрия Кравченко, который очень многих в свое время не устраивал, при этом подчиненные могли на него положиться, — рассказал он нашим журналистам.

Не исключено, что новоназначенному министру предстоит проявить себя уже в ближайшее время. По мнению Невядомского, осенью в Украине ожидается раскачивание политической ситуации, связанное с повышением тарифов, недовольством политических сил и, вероятнее всего, с повесткой Российской Федерации. Недавнюю статью президента РФ Владимира Путина про Украину эксперт не считает случайной и полагает, что Путин тем самым определил Украину как часть своих геополитических интересов, намекнув, что не даст строить у себя под боком «антироссию». Кроме того, в ЕС дали понять, что имеют свои экономические интересы с Россией и не будут особо вписываться за Украину.

— Идеология, которая сегодня существует в украинской власти, противоречит концепции Путина, поэтому раскачка в стране обязательно будет. В свете этих событий, все свалится на Монастырского,  считает эксперт.

Риск «междоусобиц»

Невядомский считает, что в течение полугода — год, правоохранительные органы все еще будут «полицией Авакова». Главное понимать, каким образом будут произведены дальнейшие структурные изменения. Для этого нужно понимать уровень договоренности между Аваковым и Зеленским. Если начнутся массовые увольнения руководителей главков и областных управлений, считает эксперт, это будет говорить о полном переформатировании и кадровой реформе.

— На уровне областных управлений случайных людей не было — все потоки были за кем-то закреплены. Если сейчас начнется «кадровая ситуация», то МВД не будет прежним монолитом и иметь влияние, по крайней мере до тех пор, пока не появится руководитель, хотя бы уровня Авакова, который сможет данную структуру подчинить. Я не могу сказать, что министерство работало хорошо, но работало. Структура была стабильной в отличие от тех же ГБР, СБУ, ГПУ, которых последнее время постоянно лихорадило. Думаю, чтобы руководить эффективно, Монастырскому нужна мощная команда профессионалов. Но в МВД таких не осталось. Те, что есть — люди Авакова. Если их будут зачищать, у Монастырского не останется никакой команды, — считает Невядомский.

Было бы неплохо, полагает эксперт, чтобы в структуру действительно зашла сильная команда. Но у «зеленых» ни в одном министерстве ничего подобного не наблюдается.

Полицейский вопрос

Один из главных вопросов — стоит ли после кадровых перестановок ожидать улучшения работы Национальной полиции? Последнее время структура все больше подвергалась критике со стороны граждан. Если несколько лет назад полиции высказывали недоверие 43% опрошенных, то в конце прошлого года — 58%. Как рассказал Klymenko Time Ярослав Дунаев, рядовые сотрудники в большинстве своем отрицательно относились к министру, а тот в свою очередь плохо относился к подчиненным. Поддерживала Авакова разве что «криминальная» верхушка, которую он с собой привел и назначил на ключевые посты. При этом, с уходом Авакова, считает Дунаев, ничего хорошего не произойдет.

Что касается деградации правоохранительных органов, то заложена она была еще в начале 1990-х.

— Поначалу у МВД забрали пенитенциарную службу. В итоге инспекторам охраны было все равно, чем занимаются зэки, лишь бы не нарушали режим и не устраивали побег. То, что они поголовно сидят «операторами колл-центра «Ощадбанка» — их это не касается. Фактически уже нет службы участковых инспекторов. Это очень полезная структура, когда правоохранитель знал, что происходит на районе. Считай «убили» Управление борьбы с организованной преступностью (говорят, с ведома Авакова, так как до назначения министром он проходил по оперучету — авт). Затем пришли к тому, что УБОП нужно возрождать, но на это нужны время и люди, — рассказал он.

Все «полицейские реформы», которые сегодня происходит — сплошное вредительство, считает Дунаев. По его мнению, необходимо лет 30 для “выздоровления” системы.

— Сегодня полиция и так развалена. Из-за утраты доверия со стороны населения не регистрируется большая часть преступлений. Плюс идут реформы судебной власти, где граждане вынуждены платить судебные издержки при этом без гарантии их отбить. Это сделано специально, чтоб люди меньше таскались по судам. У нас на фирме руководители купили здание в Киеве. Вскоре регистраторы отследили, что начались изменения в реестре и в итоге покупку увели и 15 млн грн мы потеряли. Но это не все. Мало того, что они якобы не нашли злоумышленников, а здание отжало себе одно из министерств, так мы, как потерпевшие, еще должны заплатить 400 тыс. грн судебного сбора. Так сегодня работает правосудие в Украине, — подытожил Ярослав Дунаев.

Беспредельных ситуаций в стране хватает. Ярким примеров являются рейдерские атаки  на фермеров. Вооруженные люди средь бела дня отбирают у фермеров урожай и сельскохозяйственную технику. Начиная с 2015 г. количество таких нападений выросло в два с половиной раза. По сравнению с 2019 г. число рейдерских атак в 2020 г. подскочило на 20%. Большинство нападений происходят в открытую. Некоторые нападения происходят с ведома или под прикрытием силовых структур, в частности — полиции.

Куда уйдет «улица»?

С отставкой Арсена Авакова возникает вопрос националистических организаций. Самые крупные: полк «Азов», входящий в состав Национальной гвардии, а также связанные с ним Национальные дружины. Эти организации называют «личной армией Авакова». Денис Невядомский не исключает, что шефство над националистами может частично перейти под контроль Службы безопасности Украины, которая сегодня, впрочем, находится не в том состоянии, чтобы их эффективно курировать.

— Для полноценного контроля национал-радикалов, созданных в «постмайданные» годы, нужна серьезная вертикаль, которая была у МВД времен Авакова. Под это она и строилась. Но сейчас нет структур, которые бы смогли перенять безболезненно финансирование и контроль за этими группами. В итоге их начнут подбирать олигархи и разные политические силы… Зеленскому остается два пути: жесткая зачистка, что приведет к серьезному противостоянию либо каким-то образом брать националистов под контроль, но это серьезное финансирование. А кто будет платить? Налогоплательщики? Олигархи не возьмутся, так как он со всеми поссорился, — отметил Невядомский.

Итог. Арсен Аваков слепил из МВД мощную структуру, что позволило ему стать едва ли не ключевой фигурой в политике. Естественно, властей это не устраивало. Впрочем, смена главы министерства вряд ли улучшит его работу структуры, поскольку эксперты не считают нового министра Дениса Монастырского сильной и харизматичной фигурой. В итоге, в МВД рискуют начаться разброд и шатание, что при невысокой эффективности работы силовиков, еще больше снизит к ним доверие со стороны граждан.

АЛЕКСАНДР БОЧКАРЕВ. klymenko-time.com

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.