Почему участники независимого профсоюзного движения Беларуси подвергаются преследованиям и уничтожению.
19 апреля в Беларуси была совершена самая массовая атака на независимые профсоюзы: были арестованы более 20 профсоюзных активистов, в том числе лидеры трех независимых профсоюзов, заместители председателей, практически все представители Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП) и другие участники независимого профсоюзного движения. Прошли обыски в офисах Свободного профсоюза металлистов (СПМ) и БКДП. В настоящее время 10 наших коллег остаются в СИЗО, среди них председатель и заместитель БКДП, лидеры Профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП), активисты СПМ и другие.
Им предъявлено обвинение по статье 342 части 1 Уголовного кодекса РБ «Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления». Также в деле по ходу следствия появляются и новые статьи.
Несмотря на то что данное обвинение касается скорее конкретного человека, а не организации в целом, подобные массовые задержания смогли заблокировать работу независимых профсоюзов. Вместе с тем они имеют и требующийся устрашающий эффект для остальных членов. Данная операция выглядит как тотальная зачистка оставшихся гражданских объединений внутри Беларуси и ликвидация любой возможности защищать свои права.
К сожалению, в сфере защиты трудовых прав Беларусь сейчас находится на уровне 1980-х годов. Традиционные профсоюзы – это подменка. Они являются инструментом действующей власти и распространения государственной пропаганды, выступают на стороне работодателя и легко соглашаются на политику «утягивания поясов» – ухудшение условий труда и качества жизни работников – как только это требуется режиму.
Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) свободно функционирует за счет правительственной поддержки, негласно-обязательного членства (около 4 млн человек) и взносов. Под их четким сопровождением трудовые коллективы не знают ни условий коллективных договоров, ни процедуры их подписания, ни тем более своих трудовых прав. Зачастую у работников нет даже четкого понимания условий оплаты труда и ставок. Более того, далеко не все трудящиеся представляют размер налога в Беларуси, который высчитывается из их заработка.
Любые реформы, предлагаемые правительством, всегда затрагивают интересы работников. Особенно если речь идет о шоковых неолиберальных реформах. Действующее трудовое законодательство в Беларуси на протяжении последних лет реформируется не в пользу работников. В белорусском трудовом законодательство искажено все, что можно исказить.
В свою очередь, реальные независимые профсоюзы уже 30 лет в безжалостных условиях защищают работников в суде, противостоят правовой безграмотности, отчитываются о нарушениях в Международную организацию труда. Вот почему они так неугодны правительству и постоянно подвергаются преследованиям и уничтожению: от введения обязательного юридического адреса при регистрации организаций до угроз рядовым членам. Сейчас БКДП насчитывает порядка 10 тыс. членов, что в два раза меньше по сравнению с 2002 годом.
Важно отметить, что в современной Беларуси происходят необратимые социальные процессы. Общество вошло в фазу психологического взросления. Люди готовы разбираться в важных вопросах, просвещаться, готовы к индивидуальной и коллективной ответственности. В них просыпается желание влиять на жизнь страны на разных уровнях: от облагораживания собственных дворов или районов до переговоров с правительством. Следовательно, государственной пропаганде все сложнее пробиваться и работать на разъединение, убеждать общество в его бессилии, провоцируя тем самым бездействие. У режима остается только старый проверенный инструмент в виде запугиваний и жестких репрессий. Но уровень репрессий лишь демонстрирует страх правительства перед общественностью.
Безусловно, диктатура в Беларуси обречена, и рано или поздно наступит транзитный период, который страна уже проходила после распада Советского Союза. Тогда не было ярого общественного стремления к демократии. Сейчас же все иначе, но, к сожалению, у большинства беларусов нет большого опыта в построении и функционировании демократических институтов. Стране как никогда нужны хорошие эксперты, экономисты, юристы, конструкторы и другие профессионалы, которые могли бы участвовать в разработке антикризисных мер, плана по сохранению рабочих мест, мер по предотвращению полного упадка беларуской экономики. Но именно с такими кадрами режим усердно борется последние несколько лет при участии и благодаря бездействию ФПБ.
Профсоюзы, пожалуй, на сегодняшний день остаются самой долгосуществующей и понятной структурой. Более того, постоянно развивается глобальное профсоюзное сотрудничество на всех уровнях. У независимых профсоюзов есть принципиальная позиция на предмет реформирования, основанная на уставных документах и основополагающих конвенциях МОТ. Это красные линии, за которые, по мнению профсоюзов, не могут выходить никакие реформы. Особенно это касается достойного труда, общественного сектора и общественных благ, иностранных инвестиций, природных ресурсов и экологии. Люди, труд и природа – это не товар. А значит, мы не всегда можем полагаться исключительно на инструменты свободного рынка, нам нужны гарантии. И это главная причина, по которой уже сейчас стоит продумать стратегию защиты интересов работников через организованные действия демократических профсоюзов.
Мария Тарадецкая. ipg-journal.io