Сегодня среди действующих лиц украинской власти идёт война всех против всех. Каждый из них думает, где и с кем ему быть после марта 2019 года, или же надо будет вовремя спасаться.

Выборы-2019: Гройсман vs. Порошенко

С приближением часа Х влияние президента на политические процессы внутри страны всё слабее, хотя он старается сделать хорошую мину. Но социологические опросы упрямо отводят ему, в лучшем случае, пятое место среди кандидатов на пост президента. Приблизительно с осени 2017 года рейтинг Порошенко неуклонно снижается примерно на 1% каждый месяц, в то время как популярность лидера списка Юлии Тимошенко постоянно растёт. Ситуация с уровнем поддержки Порошенко всё больше наводит на аналогию с ситуацией его коллеги Виктора Ющенко, который с треском проиграл следующие выборы после его президенства.

Премьер Владимир Гройсман исходя из сложившейся ситуации и заручившись поддержкой ситуативного партнёра Арсена Авакова, решил атаковать позиции Порошенко. Это выразилось, в частности, в том, что отныне не верная президенту СБУ, а полиция в союзе с налоговиками контролирует таможню на предмет контрабанды. Генпрокурор Юрий Луценко попробовал сделать ответный ход и попытался привлечь к ответственности шефа фискальной службы Мирослава Продана, но тот отмёл обвинения.

Гройсман, безусловно, имеет свои политические планы и амбиции, но вряд ли он решится оставить своё тёплое кресло. И он не будет сразу складывать свои полномочия перед новым президентом, а сделает это только после формирования коалиции в Раде, которая и назовёт состав нового Кабмина. На всё это уйдёт, скорее всего, не один месяц, а поэтому у Гройсмана будет достаточно времени просчитать все возможные варианты и выбрать наиболее подходящий.

Выборы-2019: роль США

Кроме того, Порошенко продолжает пугать свой немногочисленный электорат угрозой масштабного наступления российской армии, которая, по его другому утверждению, давно присутствует на Донбассе. Но украинское общество в подавляющем большинстве вовсе не торопится поддержать гаранта в его нелёгкой борьбе с агрессором. Возможно, поверить в реальность описываемого президентом апокалипсиса мешает постоянно увеличивающийся объём торговли с «оккупантами».

Не помогла престижу Порошенко и его таинственная встреча с Дональдом Трампом, на которой украинский президент «инструктировал» коллегу относительно встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки. Ни одна из сторон не опубликовала ни одного фотофакта этого 20-минутного «инструктажа». Хотя также побывавший на этом саммите НАТО в Брюсселе армянский премьер Никол Пашинян выложил целую фотогалерею своих рукопожатий со всеми лидерами, приехавшими в бельгийскую столицу (в т.ч. и с Трампом). Также Белый дом молчит и о том, что президенты встретились, и о чём они говорили почти полчаса. А то, что на брифинге после хельсинкского саммита президент США вообще ни слова не сказал об Украине, и вовсе выглядело неоднозначно. Перефразируя Остапа Бендера, можно сказать, что Трамп с Путиным решили, что и без Порошенко могут решить, как быть с Украиной.

Выборы-2019:  Порошенко и «Народный фронт»

Политолог Владимир Воля полагает ошибкой считать, что между Петром Порошенко, Владимиром Гройсманом и «Народным фронтом» существует политическое противостояние: можно говорить лишь об эпизодических столкновениях интересов в бизнесовой сфере и в вопросах участия в управлении страной.

«Борьба между президентом Порошенко и лидерами «НФ» окончательно завершилась в 2017 году – именно тогда установился окончательный баланс во взаимоотношениях двух групп, управляющих страной. Во-первых, лидеры Народного фронта осознали, что крайне низкий рейтинг партии выглядит настолько неисправимым, что идти на выборы возможно только с новым партийным проектом. И, судя по всему, у лидеров «НФ» существуют сомнения относительно возможности и целесообразности того, чтобы реализовать самостоятельно некий новый партийный проект. Во-вторых, по мере приближения к выборам становится бессмысленным противостояние между потенциальными союзниками либо даже участниками одного общего политического проекта. В-третьих, падение рейтингов президента и его партии на фоне стабильно высоких рейтингов других политиков и партий объединяет и команду Порошенко, и лидеров Народного фронта в вопросах политического выживания. Если ранее президент был лидером рейтингов, соревнуясь за первенство с Юлией Тимошенко, то в 2018 году впереди президента в рейтинге оказалось несколько политиков», – полагает политический эксперт.

В борьбе за власть в стране лидеры Народного фронта победили президента, поскольку они изначально получили два из трёх министерств, которые на текущем историческом этапе являются наиболее важными с точки зрения осуществления власти: МВД (полиция, розыск, границы, миграция, МЧС, центры административных услуг, доступ к информации всех граждан) и Министерство юстиции (пенитенциарная система)», – говорит Владимир Воля.

Он также считает, что хотя у президента имеется Минфин, СБУ, ГПУ, следует учесть, что Минфин без комплекта с МВД – это не инструмент осуществления власти, а бухгалтерия акционерного общества. А СБУ не имеет объёма полномочий и возможностей, которые были бы сопоставимы с теми, что есть у МВД. ГПУ тоже не выглядит президентским, потому что назначение генпрокурора не могло бы состояться без голосов «НФ», то есть без учёта интересов лидеров этой партии.

Выборы-2019: запасной аэродром Гройсмана

Глава аналитического центра «Инполит» Сергей Быков также отреагировал на ситуацию. «Из-за того, что шансы Порошенко сохранить власть и выиграть президентские выборы (даже при поддержке России) весьма скромны, Гройсман уже давно начал готовить «запасной аэродром», хоть сначала и скрывал это, – заявляет Быков. – Сегодня отделение Гройсмана от Порошенко заметно как никогда. Фактически, премьер объединил часть Народного фронта и мажоритарщиков от «БПП» под совместным с Яценюком началом. Планируется, что этот новый проект будет главным инструментом сегодняшнего Народного фронта для проникновения в парламент после президентских выборов».

Политконсультант Дмитрий Воронков говорит, что в противостоянии президента и премьера не ожидает какой-либо серьёзной конфронтации, и даже наоборот.

Для премьера выдвижение собственной кандидатуры – это скорее тестовый шаг, а для Порошенко технические кандидаты – это ещё и возможность частично размыть рейтинг своих оппонентов. Иными словами, я бы не исключал, что Гройсман и Порошенко – только формально конкуренты, а по факту идут в одной «обойме». Полагаю, что Гройсман в случае победы Порошенко претендует на то, чтобы повторно занять должность премьера. А что касается Народного фронта, то он сейчас далеко не в лучшем положении в плане перспектив, учитывая его рейтинг. Поэтому я полагаю, что «НФ» будет вынужден оставаться в связке с «БПП» и вряд ли сможет глобально диктовать какие-то условия. Что касается силовиков, то, на мой взгляд, президента вполне устраивают на своих постах Луценко и Аваков. Другое дело, что у генпрокурора достаточно высокие амбиции, и я бы не исключал с его стороны попыток занять место премьера. Т.е. возможны определённые конфронтации между Гройсманом и Луценко. Однако в силу шаткого рейтинга власти, я думаю, что в отношении политических раскладов после выборов нас ожидает немало значимых перемен – прежде всего, кадровые ротации», – предсказывает политконсультант.

Выборы-2019: жить по-новому не получается

Экс-министр юстиции Елена Лукаш уверена, что на предстоящих президентских выборах все в едином порыве будут голосовать против «життя по-новому».

«Такого желания, как сейчас, быть «против» я не помню. Народ внутренне кипит. Открыла предвыборную программу Порошенко «Жити по-новому». Очень советую глянуть. Песня! Посмотрим лишь на некоторые слова этой «песни». Вспомним, часть из того, что он обещал:

— парламентские выборы на пропорциональной основе по открытым спискам;
— ликвидация губернаторства, т.е. передача исполнительной власти исполкомам на местах;
— личное внесение в Раду, как первоочередного, закона «Об оппозиции»;
— сохранение статус-кво в языковом вопросе: прав русского языка и гарантии свободного развития всех языков;
— сохранение и приумножение всех социальных выплат;
— сокращение количества налогов, перекрытие всех офшоров.

Вопрос: почему не выполнил это за почти 5 лет? Или даже так: что из этих пунктов не дал выполнить Кремль? В этой программе есть забавная фраза: «В том, что страна в таком кризисе, есть частичка ответственности каждого». Так ненавязчиво разделил ответственность, властвуя над активами. Предлагаю порохоботам взять фразу на вооружение. И паковать вещички», – резюмирует Лукаш

Скоро президентские выборы. Уверена, что в едином порыве все будут голосовать «ПРОТИВ» життя-по-новому. Такого…

Опубліковано Elena Lukash Понеділок, 13 серпня 2018 р.

marker.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.