Чему немецкие социал-демократы могут поучиться у Лейбористской партии, а чему – нет
Последние выборы показали, что европейская социал-демократия пребывает в состоянии кризиса. Однако Лейбористская партия во главе с председателем Джереми Корбином на досрочных выборах в парламент в июне 2017 года достигла внушающего уважение результата. Лейбористы, похоже, стали единственным исключением? Почему?
Хотя Лейбористская партия на прошедших выборах получила 40 процентов голосов, не следует забывать, что в Великобритании действует мажоритарная система выборов, и при пропорциональной избирательной системе лейбористам достичь такого результата точно не удалось бы. Британская система выборов к тому же способствует конкуренции между двумя партиями. Поэтому стоит более пристально посмотреть и на консервативного оппонента. Тори, возглавляемые Терезой Мэй, предложили одну из наихудших предвыборных программ в современной британской истории. После поражения лейбористов на местных выборах в мае и плохих рейтингов Корбина в опросах общественного мнения Мэй попросту была слишком уверена в своей победе. Последнее обстоятельство стало главной причиной провозглашения ею досрочных выборов вообще. Что касается выхода Великобритании из ЕС, то как среди тори, так и внутри лейбористов существуют разногласия относительно формы Брексита, а Мэй посредством выборов стремилась получить поддержку для своего жесткого курса, что и не было воспринято избирателями.
Следовательно, Корбин и Лейбористская партия не годятся на роль образца для подражания?
После выборов лейбористы снова неплохо выглядят на фоне слабого правительства, что, впрочем, не является неожиданностью. Но извлечь из этого обстоятельства уроки для Германии, по крайней мере, содержательного характера, невозможно. Исходная политическая ситуация в Великобритании совершенно иная. Множество проблем, с которыми приходится иметь дело Великобритании, являются следствием политики жесткой экономии, которая в подобном виде в Германии отсутствовала. Это различие становится очевидным, если посмотреть на предвыборную программу лейбористов накануне парламентских выборов. Бросается в глаза, что такие вопросы, как налоговая справедливость, доступное жилье или увеличение свободного времени для ухода за детьми, в такой постановке отсутствуют. Водоснабжение в Германии находится в собственности государства. Не существует платы за обучение в высших учебных заведениях, равно как и радикальных мер по экономии средств на содержание полиции или служб пожарной безопасности. В нашей стране нелегальными являются и такие формы занятости, как фиктивная самостоятельность сотрудников, работающих без контракта и социальных гарантий с гарантированным количеством часов работы.
Можно поставить вопрос и по-другому: что правильного было сделано Лейбористской партией в стратегическом отношении?
Благодаря новым формам мобилизации и коммуникации, Лейбористской партии удалось привлечь целую волну новых членов, в том числе и множество молодых британцев. Еще одно часто упоминаемое обстоятельство – демократическая прозрачность партии. Этому, однако, нужно противопоставить, что на последнем съезде партии ее руководство не допустило голосования по вопросу о Брексите. Вполне вероятно, что партийная верхушка опасается давления со стороны своих преимущественно проевропейски настроенных избирателей, которое могло бы вынудить ее к отказу от своего зигзагообразного курса в вопросе о Брексите.
Организаторы кампании лейбористов поняли, что суть дела – в аутентичности кандидата, а транзакционный стиль в политике, направленный на то, чтобы на основе опросов общественного мнения сформировать политические программы, которые позволили бы получить взамен голоса определенных целевых групп, больше не срабатывает. Слишком велики различия и волатильность избирателей. Поэтому можно завоевать симпатии и мобилизовать избирателей также за счет принципиально новых политических проектов на базе видения будущего, которые еще недавно считались утопическими. Сформулированная по-новому политика преобразований должна стать основой и для обновления социал-демократии в Германии.
После выборов в бундестаг СДПГ хочет действовать по-новому. Что же можно для этого позаимствовать у партии лейбористов?
Для перезагрузки СДПГ необходимо добиться ее честного и аутентичного восприятия. Успех обновления будет зависеть от того, насколько партии удастся справиться с основательной перезагрузкой на основе политического стиля, направленного на преобразования. Мы видели на примере Нидерландов и Франции, что происходит, если социал-демократические партии из-за своего стиля руководства обрекают себя на политическую незначительность. У СДПГ есть две возможности: под лозунгом «пусть все остается как есть» пойти на риск упасть еще ниже, или же найти в себе смелость рвануть вверх. Мой совет: нападение – лучший способ защиты.