Если информация о подготовке ядерных испытаний Соединенными Штатами правдива, то Дональд Трамп начал очень опасную игру как в геополитическом плане, так и в контексте будущих президентских выборов.
В американские СМИ просочилась информация о том, что недавно руководители силового блока и высокопоставленные чиновники администрации президента США Дональда Трампа обсуждали возможность возобновления ядерных испытаний. Последние подземные ядерные испытания в Штатах проводились в сентябре 1992 года на полигоне в пустыне Невада. В Совете национальной безопасности и Национальной администрации по вопросам ядерной безопасности воздержались от комментариев. Если американские власти действительно намерены в скором времени провести новые ядерные испытания, то это грозит негативными последствиями для их имиджа на международной арене и внутри страны. Какими именно – разбирались “Комментарии”.
Ядерные испытания США: эхо “холодной войны”
По данным американских аналитиков Джона Хадсона и Пола Сонне, со ссылкой на осведомлённых чиновников, принимавших участие в том совещании, США могут возобновить ядерные испытания для давления на Россию и Китай. Госдепартамент США подозревает китайские власти в подготовке к проведению подземных испытаний маломощного ядерного оружия на полигоне Лоп Нур. Эксперт по ядерным вооружениям Джеффри Льюис полагает, что аргументов для таких подозрений достаточно.
На полигоне постоянно проводятся земляные работы, используются взрывчатые вещества. Госдепартамент США подозревает Россию в установке маломощных ядерных зарядов на баллистические ракеты подводных лодок, которые могут применяться в локальных конфликтах и рекомендует администрации Трампа предпринять аналогичные шаги для соблюдения паритета. Естественно, процесс создания любого оружия требует его испытания. Хотя Россия и Китай отрицают подозрения США насчёт создания маломощного ядерного оружия.
Хадсон и Сонне не исключают, что США хотят добиться других целей в отношениях с Россией и Китаем, с помощью возобновления испытаний ядерного оружия. В данном случае американцы возвращаются к политике запугивания и сдерживания времён “холодной войны”, давая понять Москве и Пекину, что рациональнее сесть за стол переговоров и договориться о новых ограничениях в области ядерных вооружений, не доводя дело до гонки вооружений.
На повестке дня стоят новые переговоры между США и Россией о сокращении ядерных вооружений. Действие подписанного США и Россией в 2010 г. Соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) истекает в следующем году. Стоит вопрос дальнейшей судьбы Договора о запрете ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) 1987 г., который Вашингтон и Москва прекратили соблюдать в прошлом году. Трамп поддерживает идею расширения участников договора, прежде всего за счёт Китая, где ракеты средней и малой дальности представлены в ядерном арсенале.
Ядерные испытания США: коллапс режима нераспространения
Политолог-международник Георгий Кухалейшвили считает, что действия администрации Трампа могут поставить крест на Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года. На сегодняшний день документ подписали и ратифицировали большинство стран мира, включая Украину, Россию и другие страны бывшего СССР. Документ предусматривает отказ от проведения ядерных испытаний на своей территории и поощрения подобной деятельности другими странами. Не принимают участие в договоре только двенадцать стран, включая Индию, Пакистан и Северную Корею, Саудовскую Аравию, Сирию.
Кухалейшвили полагает: если США возобновят испытания ядерного оружия, то возникнет прецедент для нарушения условий данного соглашения. По его словам, сегодня в мире около 40 “пороговых государств”, у которых есть технологические возможности и необходимая материально-ресурсная база для изготовления ядерного оружия.
“Кроме подрыва позиций в переговорном процессе с Ираном и КНДР ядерные испытания ни к чему не приведут. США не смогут убедить Иран согласиться отказаться от обогащения урана и разработки баллистических ракет, – уверен Георгий Кухайлешвили. – В прошлом году Тегеран возобновил ядерную программу в знак протеста против американских санкций. Также в 2019-м режим аятолл принял решение увеличить объёмы производства обогащённого урана. Иранские власти требуют от США не только отмены санкций и возвращения к соблюдению условий ядерной сделки, но и выплаты многомиллиардной компенсации”.
По словам эксперта, тоже самое касается КНДР, которая проводила ядерные испытания несколько лет назад. Попытки Вашингтона убедить Пхеньян отказаться от ядерного оружия в условиях возобновления деятельности испытательного полигона в Неваде не принесут никаких плодов.
“В возобновления ядерных испытаний в США нет никакой целесообразности с точки зрения безопасности и обороны. В качестве фактора сдерживания США используют обычные вооружения и компоненты “ядерной триады”: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подлодок, стратегические бомбардировщики. Зато появиться лишний повод для критики США в мире, обвинении в двойных стандартах в части режима нераспространения”, – говорит политолог-международник.
Ядерные испытания США: хлеб демократов
Георгий Кухалейшвили считает, что обсуждение возобновления ядерных испытаний в США высокопоставленными чиновниками может негативно отразиться на репутации Трампа и Республиканской партии накануне президентских выборов в ноябре этого года. Данный вопрос крайне непопулярный в американском обществе. За ядерным полигоном в Неваде тянется приблизительно такой же негативный шлейф в медиапространстве США, как и за Чернобылем и 30-километровой зоной отчуждения в Украине. За последние 75 лет из 1032 ядерных испытаний США 928 были проведены на ядерном полигоне в Неваде. Во время испытаний в 1951-62 годах уровень радиации в районе полигона в 20 раз превышал показатели на месте аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Негативные последствия для здоровья ощутили на себе жители близлежащих населённых пунктов штатов Невада, Юта, Аризона, Нью-Мехико, Вашингтон, Айдахо, куда ветер приносил радиоактивные выбросы. Наиболее подверженным радиоактивному загрязнению оказался город Сейнт-Джордж в штате Юта, где увеличились случаи заболевания раком. По мнению физика-ядерщика Теда Тейлора, наиболее подверженными радиации оказались невадские фермеры. Несмотря на то, что ядерный полигон построили в безлюдной пустынной местности, где нет рек, жители из близлежащих населённых пунктов продолжали употреблять в пищу молоко и овощи собственного производства. Некоторые зеваки приезжали поближе к полигону как на пикник, чтобы понаблюдать за ядерными взрывами. Серьёзное облучение получили американские военнослужащие, которых отправляли на полигон наблюдать за ядерными взрывами, проводить мероприятия по деактивации. Те, кого уже нет в живых, в основном умирали от лейкемии, рака простаты и носа. Недаром их прозвали “атомными ветеранами”.
К моменту проведения последнего ядерного испытания под кодовым названием “Разделитель” в сентябре 1992 года, в США уже сформировалось целое общественное движение сторонников закрытия ядерного полигона в Неваде. Они проводили свои акции протеста чуть ли не каждый месяц. Под давлением общества в 1990-м в США был принят закон о выплате компенсаций пострадавшим от ядерных испытаний в размере от 50 до 100 тыс. долл. на человека. В 2018 году было подано свыше 34 тыс. заявок. Впоследствии экс-президенты США Джордж Буш-старший и Билл Клинтон отказались от дальнейшего проведения ядерных испытаний. Остроты вопросу добавляет то, что о проведении испытаний за счёт американских налогоплательщиков заговорили во время пандемии коронавируса и экономического кризиса, который спровоцировал карантин. Демократическая партия, от которой на пост президента претендует бывший вице-президент США Джо Байден, может использовать разговоры о возобновлении ядерных испытаний для критики Трампа, который метит на второй срок и наработки рейтингов. В Белом Доме выбрали не самый подходящий момент для непопулярных решений.
Как ранее писали “Комментарии”, в связи с информацией о ядерных испытаниях в США и взаимными обвинениями Штатов и Китая эксперты рассказали изданию “Комментарии”, стоит ли всерьез говорить о приближении Третьей мировой войны.