Конгрессмены-республиканцы подготовили законопроект о признании России государством – спонсором терроризма. На фоне перемежающихся погромами протестов в США разворачивается президентская избирательная гонка. Кроме того, в ноябре речь пойдет и об удержании противоборствующими партиями контроля над палатами Конгресса, где демократы управляют Палатой представителей, а республиканцы – Сенатом. Пандемия, экономический шок (притом что благодаря бюджетному стимулированию количество рабочих мест неожиданно выросло) и новый виток расовой войны объективно играют на руку оппонирующей президенту Трампу Демпартии. Очевидно, что на фоне внутренних проблем – пусть даже считать их настолько катастрофическими, чтобы сравнивать с Великой депрессией или мировой войной представляется преждевременным – внешняя политика вновь отходит на второй план.

Главное в тени

Впрочем, даже относительная второстепенность внешней политики в нервную эпоху “народного президента” Дональда Трампа выглядит вывернутой наружу. Ведь едва ли не все проблемы – и реакция на них – 45-го президентства связаны как раз с внешней политикой, а объясняется это просто. Этот неожиданный лидер Республиканской партии, заметная часть истеблишмента которой (особенно в среде генералитета) тут же открестилась от него под гром канонад нынешней городской герильи, пришел к власти в момент исторического обострения отношений со съехавшей с катушек Россией и формирующегося соперничества с Китаем.

Первая, превратившаяся за долгие годы правления Владимира Путина в страну третьего мира, использовала свалившиеся на нее нефтяные сверхдоходы для компрометации западных демократий и вовлечения части западных элит в преступную деятельность – и все для того, чтобы закармливать свое вымирающее население сказкой о сохранении статуса сверхдержавы. Этот рессентимент Москвы, проигравшей Европейскому Союзу (а теперь в постсоветской Центральной Азии – и Китаю) игру в мягкую силу, привел к нападению России на Украину и распаду так называемого “мальто-мадридского” мирового порядка. Именно в его рамках бывшая РСФСР сохраняла ядерный арсенал, место в Совете Безопасности ООН, активы СССР за рубежом, некий консультативный голос в отношении политики Запада в Восточной Европе и в серой зоне постсоветского пространства.

Второй, став лучшим учеником Запада в деле строительства капиталистической экономики (при этом в условиях форсированного догоняющего развития – крайне асоциального характера), постепенно высосал из Америки и ряда других развитых стран рабочие места разных уровней квалификации. Последнее объективным образом привело к кризису среднего класса, причем не только в государствах так называемого золотого миллиарда, но и в других промышленных странах, включая Украину.

Отсюда внутренние проблемы Америки, которые Барак Обама решал с помощью специфических инструментов Федеральной резервной системы и сложного переплетения торговых соглашений, оставляющих за бортом Россию и Китай, доверяя при этом ЕС роль младшего глобального партнера, а КНР – роль партнера молчаливого, Трамп не мог и не может излечить без вовлечения внешней политики. Ведь на самом деле единственная сверхдержава давно стала зависима как от глобальных процессов, так и от собственной внешнеполитической линии, ее результатов и реакции на нее других игроков.

Эту связь Дональд Трамп пытался довольно-таки по-детски разорвать, что, разумеется, никогда не было возможным даже в принципе. Поэтому и 45-му президенту, вместо того чтобы в окружении своих соратников колесить по кукурузным полям Айовы или нежиться на пляжах Флориды, пришлось заняться настоящей американской внешней политикой. Каковое занятие, так уж вышло, состоит вовсе не в похлопываниях по плечу очередного северокорейского Кима, семинарах по ведению бизнеса для Владимира Путина или лекциях о вреде наркотиков для уголовных наследников Чавеса в Венесуэле. А в крупных расходах на европейских союзников, жонглировании кнутом и пряником на Ближнем Востоке, а также следовании доктрине Монро в Латинской Америке при неуклонном соответствии мессианскому образцу сияющего града на холме. Разумеется, это дело не из легких, но ведь и в сверхдержавы рвутся далеко не все.

Кроме того, острота внешнеполитических вызовов обрела для Дональда Трампа и его партии откровенно личный характер. Ведь навязчивое вмешательство российских спецслужб во внутреннюю политику Америки, имевшее своей целью дискредитировать политическую систему США, отвадить Америку от защиты интересов Украины, доверившейся Вашингтону в ходе отказа от собственного ядерного арсенала, и, наконец, смягчить удушающие санкции, ставило под вопрос и целостность самого нынешнего президентства.

Более того, в отличие от того же Обамы, с Украиной президента Трампа связали практически все яркие сюжеты его правления, включая, самым неожиданным образом, импичмент, что совершенно исключило возможности для флирта с Кремлем, в том числе такого относительно невинного, как недавняя попытка превратить G7 в некую антикитайскую G11. Ведь при всей снедающей Владимира Путина мечте о том, чтобы прорваться в Вашингтон, Москва, давно превратившаяся в пригород Шанхая (и это в лучшем случае), не способна перечить воле руководителей КПК. В то же время задача истеблишмента Республиканской партии, ее представителей в обеих палатах Конгресса, а также значительной части аппарата Белого дома состоит в том, чтобы интерпретировать и воплощать инстинктивные позывы главы государства в решения, наилучшим образом содействующие американским национальным интересам и достижению Соединенными Штатами их внутренне- и внешнеполитических целей.

Именно это – что в особенности актуально в антураже уличного и телевизионного неистовства – и было на днях проделано ответственными американскими политиками, причем в два приема.

Газ и SWIFT

Для начала на прошлой неделе сенаторы США объявили о подготовке законопроекта в отношении расширения санкций против многострадального газопровода “Северный поток-2” который, по мнению Вашингтона, будучи достроен, все еще может усилить экономическое и политическое влияние Москвы в Германии и других европейских странах, чья лояльность трансатлантическому содружеству именно сегодня проходит проверку на прочность.

Ожидаемо, парламент Германии выразил опасения по поводу вмешательства США во внутреннюю политику Германии и пригрозил ответными пошлинами на импорт СПГ из США. Однако в последнее время заметно корректируется внешнеполитический курс и самого Берлина, кажется, убедившегося в неизлечимости ушедшего в параллельный мир Владимира Путина, мечтающего с помощью поставок газа и деятельности подрывных организаций вернуть Германию во времена собственной молодости. Поэтому в округе Колумбия решили ковать железо, пока горячо, оказав как себе, так и Германии и другую помощь, которую на востоке Европы считают, конечно, давно запоздавшей, но с учетом передислокации части американского военного контингента из Германии в Польшу как минимум контекстуальной.

Так, пребывая, по-видимому, под впечатлением эффективности действий агентов международного коммунизма на улицах американских городов, группа республиканцев в палате представителей Конгресса США выступила с предложением резко ужесточить санкции против России. В докладе о внешних угрозах для США, который подготовил комитет исследований Республиканской партии, говорится о том, что действующий санкционный режим недостаточен для того, чтобы сдержать Кремль. Который, согласно докладу, наносит “ущерб американским интересам и подрывает мировой демократический порядок – от Ливии до Сирии, от Ирана до Украины и Солсбери в Англии, от Средиземного до Южно-Китайского моря”. Как видим, в этой подаче мастерски переплетены как объективные угрозы безопасности США, так и вопросы, лично или политически чувствительные для действующего американского президента.

В этом документе представитель Луизианы Майк Джонсон и избранный от Южной Каролины Джо Уилсон предлагают признать Россию государством – спонсором терроризма за поддержку Корпуса стражей Исламской революции Ирана, ливанского движения “Хезболла”, запрещенной в самой РФ группировки “Талибан”, а также праворадикального “Русского имперского движения” (любопытным образом, являющегося хрестоматийным примером так называемой зубатовщины), которое в апреле 2020 г. было включено Госдепом в список террористический организаций. США, как говорится в докладе, следует добиваться отключения России от системы международных межбанковских расчетов SWIFT, при необходимости даже наложив санкции на саму организацию до тех пор, пока она не исключит РФ из состава своих членов. К слову, сделать это не так и просто, поскольку в совете SWIFT время от времени немалое влияние приобретают как россияне, так и китайцы.

Кроме того, предлагают авторы доклада, необходимо ввести максимально возможный уровень санкций против Внешэкономбанка (ВЭБ), который выступает агентом правительства РФ по операциям с внешним долгом и валютными резервами. По мнению конгрессменов, ВЭБ, который не упускает возможность навредить Украине, а кроме того, управляется сегодня одним из ключевых системных либералов (которых часто ассоциируют с казначеями и международными имиджмейкерами режима Путина) Игорем Шуваловым, следует поместить в SDN-list. Это так называемый черный список американского минфина, запрещающий любые операции и де-факто блокирующий возможность проводить долларовые расчеты. Уместно напомнить, что несколько лет назад тогдашнее руководство ВЭБ, возлюбленного Кремлем до степени полной непрозрачности, пыталось наладить деловые контакты с членами семьи самого Дональда Трампа, вполне вероятно, с целью вовлечь кандидата в президенты, а затем и президента в некие двусмысленные отношения…

Наконец, этот пакет следует дополнить вторичными санкциями против компаний, которые сотрудничают с Россией в реализации нефтегазовых проектов, говорится в докладе. Речь идет о том, чтобы штрафные меры, связанные с запретом на поставки оборудования, действовали не только в отношении российских госкорпораций, но и распространялись бы на всю цепочку возможных посредников. Это, несомненно, нанесет удар по всему сообществу пособников террористического режима Путина в Европе. Как известно, их рекрутируют из статусных коррупционеров в истеблишменте ряда стран Европы из жертв шантажа компроматом, собранным разведывательными центрами в Москве как в советское время, так и за последние 30 лет. Наконец, примечательно, что санкции против России предлагается распространить и на “лидеров ее кампании по дезинформации”. В качестве примера (а всего таких мер и решений представлено целых 130) республиканцы предлагают ввести ограничения для председателя совета директоров АФК “Система” Владимира Евтушенкова, бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили и “пророссийского олигарха”, лидера украинской партии “Оппозиционная платформа – За жизнь” Виктора Медведчука. Под удар, похоже, могут попасть и деловые партнеры означенных лиц.

Что ж, подобный подход нельзя не назвать революционным, и очевидно, что он отмечен некоей предвыборной своевременностью. Но способен ли сам президент Трамп, который, несмотря на зажигательную риторику, часто склонен к излишнему миролюбию и прагматичным компромиссам, одним ударом завершить эпоху токсичного развращения Европы российской организованной преступностью, покажут уже ближайшие месяцы.

Максим Михайленко. ghall.com.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.