Выпуск «Вестей недели», вышедший в день выборов президента Украины, оказался чуть ли не наполовину посвященным этой стране. Один за другим сюжеты разных корреспондентов рассказывали о том, как плохи там дела. Так, шеф европейского бюро «Вестей» Михаил Антонов в своем сюжете говорит о разочаровании европейских политиков в новой украинской государственности, сложившейся после свержения президента Виктора Януковича:
«Украина сегодня, похоже, дальше от Евросоюза, чем была даже во времена Януковича. Зафиксированный в Конституции курс на вступление в НАТО — как морковка, за которой ослику бежать целую вечность».
Эту идею в сюжете должны подтверждать заявления европейских политиков. Вот только список тех, кто согласился дать комментарии «Вестям недели», выглядит не слишком представительно.
Первым оказался лидер фракции «Левых» в Бундестаге Дитмар Барч, раскритиковавший украинские власти за коррупцию. Ничего неожиданного здесь нет: немецкие «Левые» отличаются пророссийскими взглядами и выступают за отмену санкций в отношении России, введенных Евросоюзом в связи с украинскими событиями. Поэтому вполне предсказуемо, что депутата, давшего интервью «Вестям», интересует коррупция в Украине, а не в России.
Впрочем, Барч — радикальный оппозиционер, и на политику Германии и Евросоюза реального влияния не оказывает. Посмотрим, каких же еще политиков нашел для подтверждения своего тезиса Антонов.
Следующим в сюжете появился хорошо знакомый российским телезрителям (и несколько хуже — немецким) политолог Александр Рар. Этот советник Газпрома, почетный профессор МГИМО и член Валдайского клуба, без акцента говорящий по-русски, заметил, что в немецкой прессе нет хвалебных статей о Петре Порошенко, а побывавшие в Украине наблюдатели говорят о многочисленном протестном электорате. Что касается протестного электората, тут он никакой Америки не открыл: именно протестным настроениям и обязан своей популярностью лидер президентской гонки Владимир Зеленский. А вот насчет немецкой прессы Рар явно покривил душой: недостатка в благожелательных по отношению к президенту Украины публикациях не наблюдается. Так, одна из крупнейших немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung в недавней статье об украинских выборах отмечает успешные реформы, проведенные Порошенко, и его заслуги в стабилизации экономики, хотя и указывает, что в стране у него много противников.
Но Рара вообще нельзя считать немецким политиком, он не имеет отношения ни к органам государственной власти, ни к партиям, и широко известен как лоббист интересов России. А вот титулы третьего участника сюжета, Вилли Виммера, выглядят солидно: экс-депутат Бундестага и бывший вице-президент ОБСЕ. Говорит Виммер такое:
«У нас нет желания иметь что-либо общее с украинской коррупцией, олигархами, нацистскими батальонами. Американцы переломают зубы о европейскую позицию в этом вопросе. Когда я слышу сообщения из ОБСЕ по Украине, о внутреннем состоянии страны, у меня волосы дыбом встают. Это государство, которое не может выполнять свои функции. Я не утверждаю, что мы идеальны, однако если сравнить Украину с западноевропейскими государствами или странами континента, то остается только промолчать».
Правда, оказывается, что «Вести недели» для солидности несколько повысили его в звании: в действительности Виммер был вице-президентом не ОБСЕ, а Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Занимал он эту должность до 2000 года, после этого до 2009 года оставался депутатом Бундестага, но затем из большой политики ушел. После Евромайдана резко выступил против политики Запада в отношении Украины, посчитав, что поддержка новых властей страны раскалывает Европу. Постоянно сотрудничает с немецкой редакцией российского сайта Sputnik; только за первые три месяца 2019 года написал для него 12 статей.
Таким образом для подтверждения своего тезиса о том, что Европа отворачивается от украинских властей, Антонов не нашел никого, кроме радикального левака-оппозиционера, известного лоббиста интересов России и постоянного автора российского пропагандистского сайта, а также одного депутата Европарламента из Польши, представляющего малоизвестную партию «Свобода».
В другом сюжете из того же выпуска «Вестей недели» корреспондент Елена Ерофеева рассказывает:
«Донбасс Порошенко не выбирал. Но в государственном реестре избирателей их данные есть до сих пор. В день выборов они могли бы перейти границу и отдать свой голос, но будущее чужой страны им совсем не интересно. Но Порошенко их голосами не брезгует — ни живыми, ни мертвыми. Так в избирательных списках оказался погибший в августе прошлого года Александр Захарченко — теракт организовали спецслужбы Украины. И комбат Михаил Толстых — позывной Гиви».
Комментирует это бывший премьер-министр Николай Азаров:
«Это связано прежде всего с установкой Порошенко, с установкой его штаба на максимальное включение в избирательные списки лиц, которые заведомо не проголосуют, они заведомо не придут, а значит, их голоса можно спокойно использовать, вбросив их в бюллетени».
Корреспонденту и экс-премьеру, видимо, не пришло в голову, что украинский избирком просто не имел права поступить иначе: те жители Донбасса, которые не подали заявлений об также от украинского гражданства, считаются гражданами страны и по закону должны быть внесены в избирательные списки. А что касается умерших на территориях, не контролируемых украинскими властями, в том числе Захарченко и Гиви, то их смерть не зарегистрирована признаваемыми Украиной официальными органами, а значит, нет и формальных оснований для исключения их из списков.
Юрий Бершидский, stopfake.org