Сегодня среди действующих лиц киевской власти идёт война всех против всех. Каждый из них думает, где и с кем ему быть после марта 2019 года или же надо будет вовремя спасаться.

С приближением выборов-2019 влияние президента на политические процессы внутри страны становятся всё слабее, хотя он, разумеется, старается делать хорошую мину. Но социологические опросы упрямо отводят ему, в лучшем случае, пятое место в президентской гонке. Приблизительно с осени 2017 года рейтинг Порошенко неуклонно снижается, примерно на 1% каждый месяц, в то время как популярность лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко растёт. Ситуация с уровнем поддержки Порошенко похожа на ситуацию, в которой оказался его коллега Виктор Ющенко, который после своего президентского срока с треском проиграл следующие выборы.

Перспективы для Гройсмана на фоне Порошенко

Премьер Владимир Гройсман, заручившись поддержкой ситуативного партнёра Арсена Авакова, решил атаковать позиции Порошенко с целью перехвата денежных потоков. Это выразилось, в частности, в том, что не верная пока президенту СБУ, а полиция в союзе с налоговиками контролирует таможню на предмет контрабанды. Генпрокурор Юрий Луценко попробовал было сделать ответный ход, попытавшись привлечь к ответственности шефа фискальной службы Мирослава Продана, но тот отбросил обвинения.

Гройсман, безусловно, имеет свои политические планы и амбиции, но вряд ли он решится оставить своё тёплое кресло. И он не будет сразу слагать свои полномочия перед новым президентом, а сделает это только после формирования коалиции в Раде, которая и назовёт состав нового Кабмина. На всё это уйдёт, скорее всего, не один месяц, а поэтому у Гройсмана будет достаточно времени просчитать все возможные варианты и выбрать наиболее подходящий.

Директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко считает, что нынешний премьер сам  понимает, что президентство ему не светит. «Гройсман знает, что нынче у него пик политической карьеры. Не может он быть президентом хотя бы из-за бытового антисемитизма украинцев – такое практически невозможно. Поэтому ему лучше сосредоточиться на перенаправлении денежных потоков к своим берегам», – говорит эксперт.

Глава Аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв верит в благоразумие премьера и считает его способным искать компромиссы, в отличие от предшественника Арсения Яценюка: «Я часто ёрничал по поводу базарных университетов и по поводу того, что Гройсман является продуктом винницкого базара в прямом и переносном смысле. И он способен видеть реальные проблемы». Правда, видеть и решать – всё же разные вещи.

Порошенко, Гройсман, Народный фронт: у кого больше власти

Ошибочно считать, что между Петром Порошенко, Владимиром Гройсманом и «НФ» существует политическое противостояние; можно говорить лишь об эпизодических столкновениях интересов в бизнес сфере и в вопросах участия в управлении страной, – утверждает политолог-международник Владимир Воля. «Борьба между президентом и лидерами «НФ» окончательно завершилась в 2017. Именно тогда установился окончательный баланс во взаимоотношениях двух групп, управляющих страной.

Во-первых, лидеры «НФ» осознали, что крайне низкий рейтинг партии выглядит настолько неисправимым, что идти на выборы возможно только с новым партийным проектом. И, судя по всему, у них существуют сомнения относительно возможности и целесообразности того, чтобы реализовать самостоятельно некий новый партийный проект.

Во-вторых, по мере приближения к выборам становится бессмысленным противостояние между потенциальными союзниками или даже участниками одного общего политического проекта.

В-третьих, падение рейтингов президента и его партии на фоне стабильно высоких рейтингов других политиков и партии объединяет и команду Порошенко, и лидеров «НФ» в вопросах политического выживания. Если ранее президент был лидером рейтингов, соревнуясь за первенство с Тимошенко, то в 2018 году впереди президента в рейтинге оказалось несколько политиков», – считает Воля.

В борьбе за власть лидеры «НФ» победили Порошенко, поскольку они изначально получили 2 из 3 министерств, которые на текущем историческом этапе являются наиболее важными с точки зрения осуществления власти: Министерство внутренних дел (полиция, розыск, границы, миграция, служба чрезвычайных ситуаций, центры административных услуг, доступ к информации всех граждан) и Министерство юстиции (пенитенциарная система). «Да, у президента имеется Минфин, СБУ, ГПУ. Но при этом, Минфин без комплекта с МВД – это не инструмент осуществления власти, а бухгалтерия акционерного общества. СБУ не имеет объёма полномочий и возможностей, которые были бы сопоставимы с теми, что имеются у МВД. ГПУ тоже не выглядит президентским, потому что назначение генпрокурора не могло бы состояться без голосов «НФ», то есть без учёта интересов лидеров этой партии, – считает Воля. – Премьер-министр имеет некие амбиции относительно своего политического будущего, но, судя по событиям, у  него нет однозначного ответа на вопрос: имеет ли смысл реализовать собственный политический проект? В любом случае, ему не удастся представить себя кем-то, кто не является частью власти с упавшим рейтингом. Речь может идти только об участии Гройсмана и его людей в каком-то проекте, совместном с другими».

Порошенко и Гройсман бранятся – только тешатся

Политолог Наталья Белоус считает, что конфликт интересов между Порошенко и Гройсманом в ближайшее время уляжется, они попытаются найти консенсус: главным аргументом для этого будут предстоящие президентские и парламентские выборы.

«Порошенко имеет огромные амбиции во второй раз сесть в президентское кресло. Для этого Петру Алексеевичу необходимо свой антирейтинг, который связан, в том, числе, с невыполнением экономических обещаний, перебросить на Кабмин и показать публике, что за экономику отвечает премьер-министр и с него спрос. Зато у действующего главы государства есть победы в военной сфере и внешней политике. В свою очередь, Владимир Борисович ранее заявлял, что хочет стать народным депутатом или даже президентом. Порошенко не очень рад такой самостоятельности премьера, надеясь, что тот станет громоотводом от главнокомандующего и будет его поддерживать на президентских выборах, докажет всем, что они команда», – прогнозирует политолог.

И хотя Гройсман вряд ли захочет быть послушной марионеткой, вероятность того, что осенью его заменят, невелика: президентское окружение будет искать компромисса с премьером, так как нужны деньги на избирательную кампанию, а их можно получить от главы Кабмина под реализацию очередных «реформ».

«Ориентировочно до октября стороны должны договориться, ведь позже начнётся предвыборная кампания и отопительный сезон, и если вовремя не уладить разногласия, то могут назреть социальные бунты, которые не нужны действующий власти, – напоминает Наталия Белоус. – А пока будем наблюдать информационные войны между администрацией президента, правительством и «НФ», будем узнавать о всё новых делах, связанных с ГФС, Одесским портом (куда Гройсман хочет завести своих людей, а полученную прибыль потратить на избирательную кампанию), уголовные производства о доходах семьи премьера и его окружения – то есть разного рода «страшилки». Осенью все успокоятся – пора будет думать о глобальном и выходить из песочницы взаимных обид. Если премьер позже захочет стать независимым политиком, то ему к этому нужно хорошо подготовиться, ибо пока он на уровне хозяйственника и предпринимателя, но не национального героя».

Порошенко и Гройсман: электорат

Заместитель директора Украинского института анализа и менеджмента политики Кирилл Молчанов заявляет, что Пётр Порошенко, безусловно, видит свой рухнувший рейтинг, но вовсе не спешит исправить причины, породившие этот обвал, а занимается не пойми чем.

«Его команда чихать хотела на учреждение единой поместной церкви и получение томоса, с которым непрестанно носится президент. Да и реакция как вселенского патриарха константинопольского Варфоломея, так и подавляющего большинства иных поместных церквей свидетельствует о том, что Пётр Алексеевич не получит желаемой приватной церкви», – прогнозирует эксперт.

Кроме того, Порошенко продолжает пугать свой электорат угрозой масштабного наступления российской армии, которая, по его словам, давно присутствует на Донбассе. Но украинское общество, к его сожалению, в подавляющем большинстве вовсе не торопится поддержать гаранта в его нелёгкой борьбе с агрессором. Возможно, поверить в реальность описываемого президентом апокалипсиса мешает постоянно увеличивающийся объём торговли с «оккупантами».

Не помогла престижу Порошенко и его таинственная встреча с Дональдом Трампом, на которой украинский президент «инструктировал» коллегу относительно встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки. Почему-то ни одна из сторон не опубликовала ни единого фотофакта этого 20-минутного инструктажа. Хотя также побывавший на этом саммите НАТО в Брюсселе армянский премьер Никол Пашинян выложил целую фотогалерею своих рукопожатий со всеми лидерами, приехавшими в бельгийскую столицу. Белый Дом также промолчал о том, что президенты встретились, и о чём они шептались почти полчаса. А то, что на брифинге после хельсинкского саммита президент США вообще ни слова не сказал об Украине, и вовсе выглядело неприятно.

ТАТЬЯНА ВЕРЕМЕЕВА. marker.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.