В конце февраля и начале марта, в разные годы, и в двух разных странах случилось то, что впоследствии назвали «бархатными» или «оранжевыми» революциями. В Украине в 20-х числах февраля 2014 года под давлением Запада президент Виктор Янукович пошел на уступки и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса в Украине. Это не помогло и в итоге Верховная рада назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года. А сам Янукович бежал из страны.

В Армении же 1 марта 2008 года начался свой «майдан», который закончился кровопролитием. А вот революция произошла через 10 лет, весной 2018 года, но начало было положено именно в 2008 году. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о проведении марша в очередную годовщину 1 марта. В этот же день он обратится с посланием к общественности. Армянский аналитик Арам Аматуни считает, что послание будет касаться событий 1 марта: «…Известно, что эта трагедия оказала огромное политическое влияние на следующее десятилетие внутренней и внешней жизнедеятельности Армении».

Украина имеет наибольший революционный опыт среди всех восточноевропейских стран. Именно поэтому Media.Az обратилась к украинскому политологу Наталии Белоус за комментарием.

– Украина отметила годовщину победы Евромайдана – «революции достоинства». Есть повод для празднования?

– Недавно Центр «Социальный мониторинг» совместно с украинским Институтом социальных исследований имени Яременко, компанией «Инфо Сапиенс» и социологической группой «Рейтинг» провели социологические исследования. Согласно исследованию выяснилось, что 73% украинцев считают, что страна движется в неправильном направлении, и лишь 15% считают направление развития страны правильным.

Эти показатели смело можно отнести к пятой годовщине событий на Евромайдане. В обществе присутствует эффект неопределенности. Простые украинцев не видят будущего, а страна движется по указанию флюгера. Нет стабильности, у каждого свое понимание развития Украины. Нет целостности, происходит деление на «своих» и «чужих» по языковому, религиозному признаку, нет четкой экономической программы.

Украина находится в состоянии перманентного политико-экономического кризиса. Причины недовольства таковы: военные действия на Донбассе, рост цен на коммунальные услуги, продукты питания, нестабильный курс гривны, низкий уровень медицинского обслуживания, низкий уровень производства в стране (который ведет к безработице), высокий уровень преступности, коррупция – от местных органов власти, до центральных.

В Украине стало небезопасно работать журналистам, правозащитникам, общественным деятелям, которых могут преследовать незаконно по любому надуманному поводу. А могут и убить. Представители малого и среднего бизнеса сталкиваются с атаками силовых структур.

Непредсказуемое поведение украинской власти приводит к тому, что иностранные и отечественные инвесторы боятся вкладывать в нашу экономику, поскольку не знают, в какой момент произойдет очередное заявление о введении военного положения, или о дефолте страны.

Самое интересное, что украинская власть очень боится проводить перепись населения, поскольку знает об ужасных последствиях для страны от реформ и войны. Стоит отметить, что украинский Институт будущего провел расследование, которое показало, что в Украине проживает не 45 и даже не 42 миллиона человек, а 34 миллиона 373 тысячи.

Из этого числа, не менее 9 миллионов людей (если считать, что 1 миллион пенсионеров уехали за рубеж) пенсионного возраста и не менее 7 миллионов детей в возрасте до 17 лет. Населения в трудоспособном возрасте в стране осталось не более, чем 18 миллионов. Из них около 34% получает «теневую» заработную плату. Всю государственную машину, социальную сферу, содержат примерно 11,9 миллионa жителей Украины. А количество избирателей в Украине приблизительно 24 миллиона человек.

А ведь во время Евромайдана граждане верили, что будут изменения в скором времени. Но народ просто обманули уже набившие оскомину политики и олигархи.

– 1 марта в Армении, по призыву премьера Пашиняна, должен состояться марш в память о событиях 2008 года, когда была разогнана демонстрация и в ходе этой акции погибли 10 человек – митингующие и полицейские. Через 10 лет это событие привело к «бархатной революции» в Армении. Почему так долго?

– Видимо, это специфика Армении, где долгое время у власти был так называемый «карабахский клан», который 20 лет контролировал политическую жизнь в стране. Первая попытка сместить его произошла в 2008 году. Не получилось. В 2018 году Никол Пашинян мобилизовал народ, и власть не решилась на насилие. Нынешний премьер Армении в глубине души понимает, что народ собрался не вокруг него. Нет, народ объединился против «карабахского клана». Не было бы Пашиняна, был бы кто-то другой. Западные «оранжевые технологии» давно готовы. И их, кстати, легко можно использовать и против самого Пашиняна, который об этом знает.

– Когда наступает разочарование от бархатных революций? В Армении уже есть недовольство Пашиняном, ведь за год мало что изменилось. За исключением арестов политических противников.

– Разочарование от «бархатной» революции может наступить через год, может быть через два. Это максимальный «временной кредит доверия». В Украине люди, которые стояли на майданах и верили, что в один миг настанет рай в стране, быстро разочаровались. Надо понимать, что быстрого процветания не будет, это процесс эволюционный. То, что быстро загорается – скоро гаснет. Не стоит ожидать, что толпа, которая стояла на центральной площади под эмоциональным влиянием, завтра будет воплощать реформы.

– Революционные потрясения едва не поставили Армению на грань войны с Азербайджаном на оккупированных армянскими вооруженными силами территориях Азербайджана. И сейчас угроза войны сильна. Приближают ли революции мир?

– Политическая практика последних лет убедительно доказывает, что проведение в стране «бархатной революции» дестабилизирует все основные общественно-политические и экономические процессы. Революции не способны принести мир. При этом в первую очередь происходит смена руководства в ее высших эшелонах, сопровождающаяся «кадровой чисткой». Внутриполитические и экономические последствия «бархатной» революции – размытость политической ситуации, потеря стратегических политических ориентиров. Возникает возможность перерастания политического кризиса в открытый долговременный конфликт между старой и новой правящими элитами (это мы видим на примере и Украины, и Армении). Будет происходить передел собственности между группами элит (и это происходит).

Есть и внешнеполитические последствия. Это изменение геополитических ориентиров государства, что может нивелировать его деятельность в определенных международных союзах, сообществах и организациях, значительное ухудшение отношений со странами, которые ранее были основными стратегическими партнерами этого государства, попадание в зависимость от стран, оказавших содействие развитию «бархатной революции». И опять же, под это описание полностью подходят и Украина, и Армения. А в итоге эти страны ждут политическая дестабилизация, экономический спад и масштабное общественное разочарование. И следствием может стать очередная революция. 

Наир Алиев. Media.az

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *