Конфликты на Донбассе и в Карабахе во многом схожи, но есть и различия. Об этом в беседе с Vesti.az заявила украинский политолог Наталия Белоус. Есть Минские процессы, в рамках которых пытаются решить эти споры, но получается не очень хорошо.
«Конфликт в Карабахе длится 30 лет, а Минская группа ОБСЕ занимается его разрешением больше 26 лет, но эффекта нет. В Украине Минскому процессу урегулирования всего около четырех лет, но и здесь, несмотря на накопленный опыт урегулирования, нет результатов. Где легче решить вопрос войны и территориальных проблем: В Украине, или в Азербайджане? По сути, подобные «горячие» точки быстро не затушить, и не важно, где они разгорелись», – подчеркивает Наталия Белоус.
По словам украинского политолога, в контексте обсуждения войны в Украине стоит отметить, что пока не закончится война на Донбассе, Крым не вернется в Украину. «Все очень просто, если страна переживает один вооруженный конфликт, то она не способна решать одновременно две территориальные проблемы. В украинской политике возвращение Крыма и решение проблемы Донбасса рассматриваются как два отдельных вопроса. Для начала отечественные государственные деятели должны перед своими гражданами определиться и четко заявить, что народ делает по возвращению своих территорий и как наказать агрессора. На данном этапе мы видим лишь пустые месседжи с экранов телевизора», – подчеркивает наш собеседник.
По мнению Наталии Белоус, как минимум, еще 10 лет вопрос Крыма будет актуален. «А что касается войны на Донбассе, то и здесь я не вижу возможности резкого прорыва в переговорах. В экспертном сообществе есть устоявшееся мнение, что переговоры от Украины должен вести человек, который имеет вотум доверия своих граждан и владеет навыками отстаивания интересов своего государства, а не принимает готовые решения от мировых лидеров по судьбе Украины, как это, увы, делает действующий президент Петр Порошенко. Украинцы и весь цивилизованный мир должны стремиться как можно быстрее завершить войну на Донбассе, вернуть восточные территории и Крым в Украину. Для этого нужно начать мощную информационную кампанию, направленную на Восток и Юг Украины, для чего собственно говоря в Украине и создано Министерство информационной политики. Подобная информационная кампания должна вестись и дипломатическими представительствами Украины за рубежом», – подчеркивает Наталия Белоус.
Сейчас, к сожалению, ни Министерство иностранных дел, ни Министерство информационной политики Украины не демонстрируют деятельности по грамотному освещению войны в стране, наблюдаются лишь «мелкие высказывания», чтобы никого не обидеть».
Продолжая тему Украины, эксперт отмечает, что не стоит ждать бесконечной международной помощи. «У нас, в Украине, только после нескольких лет конфликта решили заявить, что Россия – агрессор, и в стране не антитеррористическая операция, а все-таки война. Но при этом, несмотря на разные публичные заявления, украинские политики и бизнесмены ведут торговые отношения с Россией, да и главнокомандующий, Петр Порошенко до сих пор имеет бизнес в РФ. Так что же мы хотим от Европы, США? Санкции и еще жесткого наказания для РФ? Но сами торгуем с Москвой? Согласитесь, это же смешно», – говорит Наталия Белоус.
Что касается Карабаха, то как отмечает эксперт, карабахская война была самой кровопролитной на постсоветском пространстве. «В отличие от других европейских конфликтных зон, в Карабахе никогда не было миротворцев, и пока не предвидится (без соответствующей договоренности). Да, есть международные наблюдатели ОБСЕ и они проводят регулярные мониторинги на линии соприкосновения азербайджанских и армянских ВС на оккупированной территории Азербайджана. Но это не говорит о гарантиях безопасности. Существует только некая буферная зона с паутиной сложных прифронтовых укреплений, под завязку наполненных самым разным оружием».
По мнению Наталии Белоус, апрельское противостояние 2016 года лишь добавило «масла в огонь»: «Армянская сторона хочет гарантий безопасности и в качестве способа ее достижения желает получить для «НКР» международное признание. А это маловероятно, ведь даже Ереван не признал «независимость» этого образования».
При этом жители «НКР» убедились в реальности перспективы начала войны. И нет гарантии, что события апреля 2016 года не повторятся, при этом с еще более худшими последствиями для сепаратистов.
Независимый статус «НКР», как отмечает Наталия Белоус, неприемлем для Азербайджана, о чем говорил и президент Азербайджана Ильхам Алиев, подчеркивая при этом, что Баку готов предоставить максимальный статус автономии для Нагорного Карабаха. «Армянская же сторона даже не допускает мыслей о возвращении Карабаха в лоно Азербайджана».
Как отмечает украинский эксперт, налицо отсутствие доверия между сторонами: «Азербайджан и Армения так и будут говорить друг с другом на «языке силы», будут происходить регулярные перестрелки, грозящие перерасти в крупную войну. В Армении говорят о необходимости увеличить число наблюдателей ОБСЕ, а также запустить международный механизм расследования в конфликтной зоне. В Баку же ждут вывода армянских ВС с оккупированных территорий, после чего и возможен компромисс».
Как выйти из замкнутого круга? На этот вопрос нет простого ответа. От будущих встреч президентов Азербайджана и Армении не стоит ждать прорывных и быстрых решений в многолетней проблеме, считает Наталия Белоус.
«Конфликт на Донбассе легче урегулировать, чем в Карабахе. К примеру, на Донбассе продолжают проживать украинцы, нет особых языковых различий. А вот в Карабахе и в прилегающих оккупированных территориях азербайджанцев не осталось. Не было на Донбассе и настолько непримиримой борьбы и ожесточения, как в Карабахе, не было актов сознательного массового уничтожения мирного населения, как в Карабахе (вспомним Ходжалы, когда истреблялись мирные граждане: дети, женщины, старики). Люди на Донбассе и в целом в Украине помнят мирные времена, совместную жизнь. А в Азербайджане и Армении уже второе поколение растет, которое не представляет как жить совместно с азербайджанцами или с армянами, ходить с ними в одну школу и т.д.», – отмечает Наталия Белоус.
Наир Алиев. Vesti.az