Почти 10 млн рублей, потраченные на слежку за парламентарием и публикацию компромата, по мнению экспертов, «ушли в песок».
С начала мая различные интернет-ресурсы опубликовали с десяток видеозаписей скрытой и открытой съемки депутата петербургского парламента Максима Резника и его семьи. С матерью законотворца устраивали склоки люди, представлявшиеся журналистами. Недоброжелатели тренировались в написании нелестных эпитетов и даже покупали куртку депутата на Avito. Медиакампания против политика стала самой масштабной за историю Петербурга последних лет.
Преследование депутата Законодательного собрания Максима Резника началось сразу после разгона первомайского шествия оппозиции на Невском проспекте. Участников колонны сначала задерживали поодиночке, а затем преградили путь, не дав пройти по согласованному маршруту. Среди попавших в эпицентр оказался Максим Резник. Сеть облетела фотография жесткого задержания депутата, поваленного полицейскими на землю. В автозаке он, впрочем, пробыл недолго и после предъявления депутатской корочки и даже получения извинений от руководства главка МВД в порванной куртке и одном ботинке вернулся к единомышленникам.
Спустя час после инцидента Федеральное агентство новостей выдало новость с заголовком «Провокации обкуренного Резника на 1 Мая сняли на видео». В течение нескольких часов ресурсы так называемой «фабрики троллей» публиковали схожие заметки о том, что депутат спровоцировал активистов, находясь в нетрезвом состоянии. Под вечер журналисты выдали доказательство: некий «сосед» Резника будто бы заснял его курящим на балконе самокрутку. В последующие дни «читатели» этих ресурсов присылали в их редакции еще несколько таких видео, причем, судя по одежде парламентария, следили за его перекурами как минимум с начала марта.
В попытке выяснить, что курил депутат, любопытные сотрудники даже купили на Avito старую кожаную куртку Резника – там ведь могли быть следы запрещенных веществ, рассудили они.
В 10-х числах мая появилось еще одно видео – на этот раз из Праги, куда депутат поехал отдыхать на выходные. Под конец праздников корреспонденты следили уже за матерью депутата, встречавшей его с женой Ксенией с рейса в Пулково. Общение не было желанным, и операторы устроили склоку. На сайте СМИ новость вышла с заголовком «Мать Резника набросилась с кулаками на корреспондента ФАН-ТВ».
Встречали прилетающего Резника еще и четверо молодых людей с тематическими плакатами и шариками. Ждали долго: в Пулково Резнику и его жене на таможне устроили жесткий досмотр, перерыв все вещи. Вечером депутату вызвали скорую из-за проблем с сердцем.
«После этого в квартиру пришли люди, связанные с Пригожиным (бизнесмен Евгений Пригожин. – Прим. ред.). Они интересовались, вызывали ли в эту квартиру врача. Откуда посторонние люди знают, где живут родственники депутата и когда Резнику вызывали врача, – неизвестно. Весь день они дежурили у подъезда. Мама Максима пошла в магазин за водой. Они попытались снять ее на видео. Она спросила — как не стыдно таким заниматься. В ответ они отворачивались, некоторые попытались спрятаться», – написала Ксения на странице мужа. Позже на уже отметившихся в кампании ресурсах вышла новость-«разоблачение»: будто бы к парламентарию приходил нарколог, а не терапевт.
13 мая появилось еще два видео с женой Резника. Репортеров заинтересовал ее визит к стоматологу. Последующий заголовок новости РИА ФАН выглядел так: «Упившийся до «белой горячки» депутат Резник жестоко избил жену Казарину».
Все эти дни у Законодательного собрания, станций метро, напротив спецприемника, где оппозиционеры встречали задержанных на 1 Мая, стояли молодые люди с плакатами.
По подсчетам «Фонтанки», кампания против депутата могла стоить заказчикам не менее 10 млн рублей.
В детективном агентстве корреспонденту «Фонтанки», попросившему назвать ценник на наблюдение за блудливым супругом, рассказали, что слежка за обычным гражданином может обойтись в 15 тысяч рублей в день, надбавка за статус может увеличить цену вдвое, за особые условия (например, поездка в другую страну) также придется заплатить сверх того. Таким образом, если предположить, что следили за депутатом более чем два месяца, то на это могло потребоваться не менее 2 млн рублей. А с учетом того, что следили не только за ним, но и за членами семьи, вероятней всего, и больше.
Еще 600 тысяч рублей (зарплата за два месяца) стоила работа куратора проекта. По информации собеседников «Фонтанки», им стал самарский политтехнолог Дмитрий Ковалев. Сам он в беседе с корреспондентом не стал подтверждать или опровергать эту информацию.
Также средства пошли на оплату стоявших в пикетах – за две недели с плакатами и даже манекенами на улицы вышли почти три десятка человек. Были среди них активисты некогда близкого депутату от «Единой России» Андрею Анохину (он, к слову, стал единственным депутатом, подключившимся к кампании) движения «Поколение Z», в том числе Дмитрий Мякшин, еще недавно сторонник Алексея Навального, судимый за сколотый на митинге зуб полицейского. Вместе с ним повестку отрабатывал молодой человек, опознанный как тезка и сын почетного адвоката Владимира Новицкого. Старший Новицкий еще в начале апреля на сайтах «фабрики» вступался за компанию – поставщика питания в московские школы, обвиняя Алексея Навального и его сторонников в неискренности при защите интересов отравившихся детей. Сын же был замечен и опознан пользователями Интернета, когда следил за Алексеем Навальным.
Самая большая часть бюджета ушла на размещение публикаций в СМИ. По оценке политконсультантов, опрошенных «Фонтанкой», это могло стоить до 6 млн рублей.
Тексты о Резнике-травокуре были размещены на ряде крупных порталов: “Ура.ру” (6 публикаций), km.ru (3 публикации), newizv.ru (2 публикации), eg.ru (6 публикаций), 78.ru (5 публикаций), gazeta.spb.ru (7 публикаций), pravda.ru (5 публикаций), “Царьград” (5 публикаций), piter.tv (4 публикациии), dailystorm.ru (1 публикация), ridus.ru (2 публикации), regnum.ru (1 публикация), vz.ru (1 публикация), Life.ru (1 публикация).
Корреспондент «Фонтанки» не располагает информацией, кто из этих ресурсов размещал публикации за деньги, кто по решению руководства, а кто по зову сердца, но обратился на один из них с предложением разместить аналогичную публикацию про другого депутата и получил в ответ ценник: 70 тысяч рублей – новость в ленте, 150 тысяч рублей – на главной странице.
Информацию растиражировали еще три десятка малоизвестных сайтов. В начале мая петербургское издание «Поребрик» опубликовало статью, в которой рассказало, что в редакцию обратился некий Денис П., который предложил за 5 – 7 тысяч рублей опубликовать новость об оппозиционере, курящем траву. Инициалы агента совпадают с именем и фамилией молодого человека, которого «Фонтанка» ранее описывала как организатора платного размещения негативной информации о вице-губернаторе Игоре Албине.
Публикуют посты о депутате и в «Телеграме»: например, канал «Караульный» заполнен такими публикациями. Пишет о Резнике канал, созданный под выборы Александра Беглова, – «Неалбин». Считается, что его ведут коллеги работающей на Кремль Кристины Потупчик.
Одним из самых настойчивых медиа, публикующим заметки об оппозиционере, оказался сайт «Невские новости». За две недели редакция сгенерировала более 70 новостей, причем в нескольких публикациях журналистам пришлось сообщать о депутате в так называемом «бэке». Например, ссылки на видео с самокруткой добавлялись к новостях о ДТП с пьяным петербуржцем и о назначении нового зама петербургского главка МВД.
Кроме того, «Невские новости» провели 6 мая круглый стол. Среди его участников были анонсированы руководитель регионального общественного движения «За мир без наркотиков» Мария Ломова и Мария Гамаева, врач-нарколог городской наркологической больницы. Гамаева отказалась сообщить «Фонтанке» подробности приглашения на это мероприятие, заметив, что в итоге так и не смогла его посетить. Ломова же рассказала, что ей было важно обратить внимание на проблему в целом и хоть ее предупреждали, что обсуждать будут Резника, говорить про то, что не доказано, она не могла и не хотела.
Последняя волна размещения прокатилась по СМИ накануне: организаторы кампании попытались проплатить размещение теперь уже положительной информации о Резнике. Одному из собеседников «Фонтанки» предложили поставить подобный материал на сайт за 20 тысяч рублей. Внезапную смену вектора публикаций легко объяснить: одновременно в других медиа начали публиковать тезис о том, что депутат Борис Вишневский якобы заплатил 1,5 млн рублей журналистам за то, чтобы те писали о его соратнике в позитивном ключе.
Как считают опрошенные «Фонтанкой» эксперты, такое вложение денег вряд ли можно назвать оправданным и эффективным. «Я бы назвал это некачественной работой, если речь идёт о дискредитации оппонента, как о решаемой задаче. В ходе контркампании количество сообщений в качество не переходит. Не думаю, что внешнему наблюдателю интересно получать по нескольку новостей о чужих куртках, синяках и самокрутках в день», – рассудил в беседе с «Фонтанкой» политтехнолог Алексей Громский.
«Думаю, что все остались при своих: сторонники Резника не стали его противниками и наоборот», – добавляет политконсультант Петр Быстров.
Политолог Александр Ершов считает, что в результате кампании произошла мобилизация оппозиции: «Тех, кто поддерживал Резника, это сплотило, в его поддержку начали выступать политики. Кого-то, возможно, еще и напугало – немногим нравится, когда за ними следят». По его словам, дискредитировать политика удалось, но лишь среди тех, кто и так не был его сторонником. Ершов подчеркнул, что такие контркампании – всегда палка о двух концах, и неясно, просчитывали ли ее организаторы, где они потеряют, а где найдут. «Я не могу себе представить, что заказчики кампании – некие большие люди из власти, скорее это те, кто хочет показать им своими действиями нужность и получить в ответ за свои действия какую-то благодарность», – заключил он.
Подтверждение этих слов можно найти на портале Change.org: там две недели назад появилась петиция против Резника (собрала 3,1 тысячи подписей) и неделю назад против его травли (собрала 1,8 тысячи подписей). Для сравнения: на действительно беспокоящий жителей призыв «Запретить Superjet 100 в России» откликнулось почти 200 тысяч.