Педалируя перераспределение властных функций, премьер фактически поддерживает ограничения полномочий Президента, вместо того, чтобы избавляться от давления Рады, отмечают эксперты. Таким образом, Гройсман может заручиться поддержкой «Народного фронта», но конфигурацию Рады и Кабмина будет определять  результат президентской гонки.

«Фактически является менеджером коллективного Кабмина»

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что его полномочия ограничены, и выступил за принятие новой редакции закона «О Кабинете министров» и отдельного закона о главе правительства.

«Необходим закон  «О Кабинете министров Украины», «О полномочиях премьер-министра». Вот возьмите любую организацию и ее руководителя – руководитель может издать приказ, распоряжение и т.д., а я как премьер-министр не имею права этого делать», – сказал он.

Эксперты связали инициативу премьера с его карьерными планами. Так, политический эксперт Александр Солонтай в телеэфире заявил: «Гройсман не собирается в ближайшее время выдвигать свою кандидатуру в президенты. Но, вместе с тем, он хочет остаться на своей должности».

А политический эксперт, народный депутат Украины III-V созывов Борис Беспалый, выступая в СМИ, отметил, что пожелание Владимира Гройсмана общего характера, и премьер, дескать, решил «соломки подстелить». «Люди жалуются, что им чего-то не хватает, когда готовятся перевести стрелки на кого-то:  вот мы сделали, людям лучше жить не стало, у нас не получилось, а это потому, что не хватает полномочий», – сказал он.

Беспалый раскритиковал идею принятия отдельного закона о полномочиях премьер-министра, отметив, что Кабмин – это коллегиальный орган и премьер не имеет собственных полномочий,  которые распространялись бы на все общество.

«Он фактически является менеджером коллективного Кабмина, как председатель правления. Поэтому закон о премьере – какая-то немного странная инициатива. Это как отдельный закон о председателе Верховной Рады  или отдельный закон о руководителе радиокомпании, или свой закон каждому руководителю», – сказал эксперт.

Следует отметить, что органы   государственной власти осуществляют  свои полномочия в пределах, установленных Конституцией (ст. 6 Конституции). А полномочия Кабинета министров перечислены в ст. 116 Основного закона. Они отражены в Законе «О Кабинете министров Украины», который был принят в феврале 2014 года взамен закона о Кабмине от 2010 года.

Тогда было возобновлено действие Конституции, которая действовала с 2004 по 2010 гг. Украина  стала парламентско-президентской республикой, и принципы формирования Кабмина изменились.

Если при президентах Леониде Кучме и Викторе Януковиче министров назначал и увольнял Глава государства, то теперь это – прерогатива Верховной Рады. Если Янукович мог самостоятельно уволить премьера (распустив таким образом Кабмин), то теперь Президент этого не может. Правительство фактически формируется правящей парламентской коалицией. Президент обязан согласиться на предложенную парламентским большинством кандидатуру премьера.

Кроме того, по закону 2014 года, должности членов  Кабмина (премьера, вице-премьеров, министров и  заместителей) принадлежат к политическим должностям, на которые не распространяется трудовое законодательство и законодательство о государственной службе.

Тем не менее, Владимир Гройсман сетует, что полномочия Кабинета министров, дескать, существенно ограничили еще во времена президентства Виктора Януковича.

«Раскачивает лодку» ради союза с НФ

Борис Беспалый отмечает, что не согласился бы с мнением о том, что при президенте Януковиче премьер-министру Николаю Азарову «чего-то не хватало» и что позиции главы правительства были слабы.

Эксперт напомнил, что до конституционной реформы «не было такого, чтобы Кабмин был обязан  руководствоваться постановлениями Верховной Рады». Правительство руководствовалось только законами и указами Президента.

«Есть такой тонкий нюанс. Верховная Рада  немножечко притеснила  Кабмин как коллективный орган, теперь фактически любая прихоть Верховной Рады становится для Кабмина обязательной. А поскольку, как мы знаем, любой парламент, не только наш, ситуационно иногда принимает эмоциональные решения, то, действительно, Кабмин становится заложником», – сказал Беспалый.

Примечательно, что премьер-министр не говорит о парламенте. Он повторяет тезис о вредности «дуализма полномочий». Ведь  государственная власть разделена на три независимые друг от друга ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Но при этом  исполнительную власть в Украине осуществляют и Кабинет министров, и Президент.

Ограничить власть Президента, расширив полномочия Кабмина и парламента, предлагает бывший премьер-министр Арсений Яценюк со своей партией «Народный фронт». Соответствующий проект конституционной реформы он предлагал летом прошлого года.

По задумке вся полнота исполнительной власти должна быть у Кабмина, сформированного парламентской коалицией.  Правительство должно быть подотчетно парламенту. Решения в Раде должны приниматься большинством от присутствующих, а члены правительства должны иметь право быть членами парламента.

Владимир Гройсман поддерживал такие идеи еще в июле 2017 года, заявляя, что «нужно системно изменить Конституцию и убрать дуализм власти».

На съезде партии Яценюка «Народный фронт»  в ноябре говорилось о том, что изменения можно принять уже до выборов, намеченных на 2019 год.

Осенью 2017 года Президент Петр Порошенко заявил, что не видит возможности провести кардинальную конституционную реформу с перераспределением полномочий между  ветвями власти. Однако 9 февраля 2018 года, выступая в Раде, премьер Владимир Гройсман заявил: «Нам необходимо, наконец, принять решение – мы, в конце концов, парламентско-президентская страна или президентско-парламентская».

Теперь премьер снова заявляет, что проблемой, дескать, является «дуализм полномочий».

По мнению политтехнолога Дмитрия Фищенко, Владимир Гройсман может добиваться расширения полномочий не столько для себя, сколько для будущего главы правительства, которым может стать… Петр Порошенко.

«У власти есть группа людей, которые говорят Порошенко: «Если не станете Президентом, будете премьером с расширенными полномочиями». Сюда закладываются краткосрочные интересы Гройсмана и долгосрочные – действующего гаранта», – сказал эксперт в телеэфире.

Однако президентские выборы должны состояться ранее парламентских (они пройдут в марте и октябре 2019 г. соответственно), и эксперты не исключают, что конфигурацию будущей Рады и Кабмина во многом будет определять  результат президентской гонки.

Борис Беспалый считает, что премьер-министр, требуя расширения полномочий, «немножко раскачивает властную лодку», которую сами представители власти призывают не раскачивать. «Они сами ее раскачивают», – сказал он.

Андрей Кислов. golos.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *