Политтехнолог Дмитрий Фищенко о том зачем нужны социологические исследования, кто забирает чьи голоса, личной трагедии для жителей юго-востока, геополитическом выборе граждан Украины, восприятии Трампа, избавлении от всей политической элиты, трех лозунгах, на которых можно выиграть выборы, политической люстрации как основе обновления власти и геноциде русского народа, которую провел путин.

Ведущий: Игорь Душин

В конце ушедшего года была опубликована серия социологических исследований от разных компаний, и в каждом наблюдались как схожие результаты, так и существенные отличия. И люди, глядя на эти цифры и на эти различия, дезориентируются. Однако стоит ли им вообще смотреть на эти данные? Есть много людей, которые приходят к врачу, им назначаются анализы, но никто не пытается расшифровать данные анализов самостоятельно. Их тоже отдают врачу, так как это данные для специалистов. Социологические данные – это те же исследования, необходимые, чтобы правильно поставить электоральный диагноз, определить, проходной это проект или непроходной, скорректировать дальнейшие действия. Это тоже материалы для работы специалистов.

А то, что выносят на-люди, к исследованиям никакого отношения не имеет.

Больше половины граждан у нас в стране не хотят видеть тех политиков, которых предлагают. Около 50% готовы их рассматривать. Но на выборы хотят идти больше, чем 50%, однако они сходу отвергают ряд кандидатов, за которых категорически не проголосуют ни при каких условиях. И отсюда начинаются первые цифры. На сегодня, к примеру, лидером всех опросов является Тимошенко. Объективно она имеет рейтинг 14-15%, но эти же цифры она имела и пять лет назад. Ее электорат не изменился. Но она активно заказывает исследования, неизменная цифра ее мало устраивает, и начинается обсчет по другим критериям. И уже образовывается цифра в 19%, допустим, сюда приплюсовываются ответы тех, кто не готов проголосовать ни за одного политика.

Это не значит, что люди готовы проголосовать за Тимошенко, она тоже входит в категорию «не проголосую ни за одного», однако, поскольку они не готовы голосовать за других, их раскидают в опросы заказчику. Но цифры в рейтинге никак не меняют той ситуации, которая есть в стране, когда граждане категорически не хотят голосовать за прошлую политическую элиту, а прошлая политическая элита никоим образом не намерена уходить.

Понятно, что лидируют в рейтингах Тимошенко и Зеленский, все остальные кандидаты имеют приблизительно одинаковые рейтинги, разница в которых на уровне статистической погрешности, идут плотной группой. Проводились стандартные исследования на выборке в две тысячи человек. Заявлено также исследование на сорокатысячной группе, проведенное компанией «Рейтинг», однако специалисты не видят следов такого исследования. На поле это не отразилось. Вероятнее всего, это было компилятивное исследование, проведенное в разное время в разных группах, результаты которого были сведены воедино. Тем не менее, даже если допустить, что это было исследование сорокатысячной группы респондентов, которое дает менее высокую погрешность, то и согласно его результатов отличить рейтинг Порошенко от рейтинга, к примеру, Бойко, практически невозможно, так же, как невозможно отличить Ляшко от Гриценко. Все данные в любом случае в пределах статистической погрешности. Можно считать по показателям разных пунктов опросов, однако непонятно, зачем это делать в принципе.

Есть две вещи: исследование электорального поля Украины и настроений людей, это необходимо для работы.

Для чего и кому нужны публикации рейтингов кандидатов? Имея доступ к статистическим массивам, можно уверенно сказать, как распределяются голоса, чьи голоса к кому отходят.

Так, например, понятно, что Зеленский выйдет на второе место. И понятно это было год назад. Это объясняется тем, что люди ищут несистемных политиков. И голоса он забирает не у Порошенко и не у Тимошенко, а скорее, у всех понемногу.

Как ни странно, у него сформировалось свое поле, и, кроме того, он активно забирает пост-региональный электорат, в большей степени у Бойко, Вилкула и Мураева.

Произошло следующее: обрушившаяся на нас война с Россией стала электоральным шоком для избирателей Юга и Востока. 52% из них оценивают произошедшее как предательство со стороны братского народа, когда в целом по стране эта цифра немного выше 30%. И это личная психологическая травма для большинства из них. В то же время в западных регионах более 60% опрошенных считают, что это закономерное поведение России, и в их психологии ничего не поменялось. Поэтому нападение России – личная обида для тех избирателей, которые раньше голосовали за ПР. И именно они в опросах проявляют более высокую жесткость по отношению к оккупированным территориям. За мир на условиях победы голосов более 30%, за мир на условиях замороженного конфликта более 30%, причем под замороженным конфликтом подразумевается полная физическая и экономическая изоляция этих территорий, остающихся при этом украинскими. Чаще всего это выражается фразой: «Пусть делают там, что хотят, но нашу землю пусть вернут».

Самым проблемным вопросом Украины есть то, что сейчас к войне привыкли. Но самое страшное ожидает нас по возвращении этих территорий и их населения. Более 80% граждан не хотят жить с ними в государстве. Их у нас уже отделили, и все бы хотели, чтобы территория вернулась, а жители куда-то исчезли. Если, например, рассмотреть Одесскую область, то это область, в которой идет самое высокое сопротивление украинизации. Они не любят Бандеру, они не любят украинский язык. Но Россию они не любят гораздо больше, и Путин для них именно тот негодяй, который все это устроил, начал, но опозорился. Собственно, почему у нас и не растет рейтинг кандидатов – «миротворцев», Вилкула, Бойко и прочих представителей группы под лозунгами «Украине нужен мир» – украинцам нужен мир после победы, а не мир в результате договоренностей. Народ у нас определился с геополитическим выбором, а элиты нет.

Допустим, год назад задавали вопрос: «В геополитическом противостоянии между Украиной и Россией на чьей вы стороне». 73% респондентов были на стороне США, и 26 на стороне России, и это только благодаря двум областям: Одесской, где по самой области результат был почти зеркальным, и отчасти Харьковской, где ответы разложились примерно 50/50. Вся остальная Украина была очень единодушна в поддержке США. За год возросла поддержка НАТО, причем в украинском Донбассе НАТО поддерживают больше, чем на Юге. И мотивация южан в том, что если Россия начнет полномасштабное наступление, НАТО не успеет подтянуть свои войска, поэтому нет смысла на них надеяться и поддерживать, рассчитывать нужно на себя. Страна уже давно договорилась: мы идем в Европу, наш лучший союзник – Америка. НАТО растет быстрее, чем Евросоюз. С точки зрения среднего украинца Европа весьма бесхребетна и безвольна, а Трампа они понимают.

Мы намного больше проамериканские, чем кажется, причем в большей степени республиканцы, чем демократы.

Народ хочет избавиться от всей политической элиты, независимо от цвета его флагов. А любой представитель нашей отечественной политической элиты поддерживает это стремление, говорит «Правильно, всех долой. Но меня оставить!

Поэтому на вопрос «Если вы станете свидетелем внесудебной расправы над политиком или чиновником, как вы будете себя вести» 22% ответили, что сразу присоединятся, 45% одобрят, и только 44% считают, что без суда их убивать нельзя. Но при этом можно облить зеленкой, бросить в мусорный бак, избить и тому подобное. И именно отсюда и феномен Зеленского. Это стремление выбрать несистемного политика, ибо люди дошли до понимания, что после двух революций в политику вернулись те же лица. Это последняя попытка сменить элиты без кровопролития. И эту волну ненависти можно прекратить единственным способом: менять политическую элиту. На самом деле это единственный способ избежать большой крови. В стране огромное количество оружия, и, вероятно, это может привести просто к массовому отстрелу. Спасти ситуацию могла бы политическая люстрация. В свое время у нас прошла административная люстрация, и она, скорее, провалилась. Суть политической люстрации должна заключаться в том, что запрещено баллотироваться в Верховную Раду тем, кто уже был в ВР и в составе Кабинета Министров. А наша люстрация началась с того, что наши политики, чтобы не люстрировали их, начали люстрировать профессионалов из исполнительной власти. В этом они видели проблему, так как за одну каденцию вырастут новые политики, и старых уже не впустят. Возникнет конкуренция новой политической элиты и старой. И это единственный способ избежать принудительной зачистки народом политического поля. Запрос на новые лица – это единственная попытка не осуществлять физического насилия. Но элиты этого не понимают и пытаются возглавить процесс.

Что сделал Путин? Он провел геноцид русского народа в Украине. Сейчас большинство наших граждан самоидентифицируют себя украинцами или европейцами

Если кто-то предложит дискуссию, какую страну мы строим, он должен, прежде всего, сформулировать, что есть победа. Это не только победа на фронте. Это победа над бедностью, победа над старой политической элитой, победа над внутренними комплексами. Общество ждет именно такого политика. И тут одни предлагают им «мир», и получают 1,5% рейтинга, другие, как Порошенко, выносят в лозунг инструментарий, вместо сущности. Армия нужна, чтобы получать победу. Мова – инструмент общения, но мы до сих пор не определились, какую нацию мы строим, политическую или этническую. Для буржуазного национализма украинцем есть тот, кто таковым себя считает, его этническая принадлежность не имеет значения. Но эту проблему никто не конституировал. Что касается веры, церквей много, но бог-то один.

Наши люди хотят дискуссий и правил. Поэтому гражданам не стоит опираться на публикуемые результаты рейтингов. Результаты голосования важны только в день голосования.

intervizor.tv

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.