Современные технологии выборов
Кремль благодарит «агентов влияния» за то, что почти при полном отсутствии интереса к выборам у избирателей, кандидаты от «Единой России» победили на губернаторских выборах во всех регионах.
Цензура политической «борьбы»
Центр может быть доволен – победили везде, где должны были победить. Были волнения, тревоги, озадаченность. Но засланные в регионы «агенты» не дали в провинциях сменить власть.
Конечно, «сменить власть» звучит несколько громко. Просто не дали победить тем кандидатам, которые при реальном голосовании могли одержать победу – но Кремль по той или иной причине не устраивали. Хотя, как ту или иную причину не крути, главная – оппозиция ЕР.
Первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, встретившийся с политтехнологами, благодарил всех вместе и каждого по отдельности. Дмитрий Орлов, глава Агентства политических и экономических коммуникаций, который помогал действующей власти удержаться в Новгородской области, отметил, что благодарность от высокого чиновника была искренней.
Еще бы – при явке под знаком «неуд» все 16 регионов, где выбирали губернаторов, справились с победой «Единой» в первом же туре. Здесь и самый легко проскочивший на пост главы Мордовии Владимир Волков с 89,19%, и скромно победивший врио главы Карелии Артур Парфенчиков с 61,34%.
Всего по некоторым данным в регионы отправлялись порядка 20 «агентов влияния». Это показывает, что Кремль держал под плотным контролем избирательные кампании недавно назначенных врио губернаторов. Однако наряду с «проблемными» – Пермским краем, Бурятией, Севастополем, Новгородской и Ярославской областью – «засланцы» работали и в Свердловской области. Видимо, тамошнему губернатору Куйвашеву, несмотря на «чистое поле», перевыборы давались с трудом.
В любом случае, для власти политтехнологи свое отработали. Одиннадцать губернаторов-новичков, 10 из которых не имели электорального опыта, получили в среднем 76,3% голосов при явке 35,8%. Главы Марий Эл, Бурятии, Калининградской области и Пермского края набрали более 80%.
«С точки зрения Кремля, видимо, выборы оценены успешно, что подтвердило избранную модель – назначение губернаторов-технократов, их тестирование на выборах и дальнейшая работа в команде Путина», – говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников. Похоже, тем же «частым гребешком» политтехнологи будут колесить по российским регионам и накануне президентских выборов. Жаль только, что среди всей этой добросовестной работы «агентов влияния» и удовлетворения итогами центральной власти нет ничего похожего на выбор народа».
То есть, если с помощью опытных специалистов-креативщиков Кремль хотел узнать мнение народа о себе – то ничего не получилось. Если хотел в проблемных, с точки зрения безоговорочной победы, регионах додавить свою позицию – это вышло. Хотя и не без неожиданностей. Например, белгородский губернатор Евгений Савченко проиграл в Старом Осколе, где выступал Владимир Путин, ясное дело, агитируя за действующего главу региона.
Что же касается откровенно низкой явки, то и здесь Кремль выкрутился. Как сказал один из политологов: «Выборы показали, что за явкой не надо гнаться, можно решать проблему явки без принуждения, красиво…». То есть, где мытьем, где катаньем, где вбросом, где «заманухой» в виде лотереи – но так, чтобы комар носа не подточил.
Стоят ли политтехнологи свеч?
То, что все нынешние врио победят, и победят легко и непринужденно, было понятно всем. Другое дело, насколько велика на самом деле заслуга так называемых политтехнологов, которые по велению партии бросились в регионы?
Сама система выборности у нас, которую «выглаживали» годами, стала такой «броней», что пройти сквозь нее без одобрения Кремля не сможет никто. По сути, выборы тех же губернаторов давно превратились в фарс, когда на врио, назначенного президентом и идущего на выборы, работают абсолютно все ступени власти – и центральной, и местной. Сказать бы, что это дешевый фарс – так не скажешь. Фарс очень и очень дорогой.
И если выборы стали спектаклем с заранее расписанным сценарием, стоит ли тратить на него огромные бюджетные деньги? Не проще ли, как сказал известный журналист и общественный деятель Максим Шевченко, если все равно все знают – чье мнение главное, почему не сделать так, чтобы губернаторов назначал лично президент? И проще, и дешевле. И он же их снимал бы в случае несоответствия. А вот местные правительства и Заксобрания, напротив, надо оставить выборными, чтобы они не оказывались приложением к действующему губернатору, а были выражением воли народа. А нынешнюю систему Максим Шевченко, не мудрствуя лукаво, назвал дискредитацией выборов. Сложно не согласиться.
Когда-то давно, в споре с владельцем известного политтехнологического «бренда» компании «ИМА» Андреем Гнатюком не менее известный политконсультант Константин Калачев затеял спор – что же такое выборы. Первый сказал: конвейер, второй возразил – искусство.
На самом деле, правы были оба. Просто спор происходил как раз в то время, когда искусство выборов начинало превращаться в конвейер. Еще где-то была реальная конкуренция между кандидатами, а, соответственно, и между их политтехнологами. Еще нужно было сутками писать программы, составлять планы, слоганы, продумывать оптимальные маршруты, все время думая о том, что твой коллега в этот самый момент занимается тем же.
Но понятие «конкурентная среда» уже исчезало из предвыборной борьбы, схемы выборов причесывались, приглаживались – а какой-нибудь вдруг выстреливающий «вне графика» кандидат казался инопланетянином, которому все равно в земной среде не выжить.
Понятие «политтехнолог» из очень важного советника кандидата превращалось в тень, которую присылают понаблюдать за тем, чтоб с «причесанных выборов» ни один волосок не упал. Этакий дорогостоящий куратор, приезжающий понаблюдать за тем, что никто не сбивается с «курса партии».
Конечно, и раньше, в эпоху выборов как искусства, случались и фальсификации, и нарушения – да и административный ресурс у каждого кандидата был разный. Но тем интересней «полит-тренеру» аутсайдера было попробовать «пободаться» со своим коллегой, у заказчика которого денег куры не клюют. Мало ли, как «игра» сложится?
Обошла же своего оппонента экс-мэра Петрозаводска Николая Левина на выборах градоначальника в 2013 году самовыдвиженец Галина Ширшина? Первого поддерживал весь административный ресурс «Единой России», вторую – партия «Яблоко». Силы изначально были неравны – тем более, Галина Ширшина вообще была «в запасе», но после спорного судейского решения о снятии с предвыборной гонки шедшей от «Яблока» основным кандидатом Эмилии Слабуновой «запасная» Ширшина вышла на старт и стала мэром. Правда ненадолго. Система не любит проигрывать.
Но такие схватки сегодня большая редкость. Практически все политтехнологи, еще вчера бывшие конкурентами, стали просто коллегами, которые перед каждыми выборами распределяются по регионам, чтобы просто лишний раз убедиться, что тот или этот «врио» движется к губернаторскому посту по намеченному плану.
И ведь за такое кураторство каждый из технологов получил десятки миллионов «командировочных». Притом, что ни в одном из регионов, где проходили выборы губернаторов в этом сентябре, не было даже намека на борьбу именно уже в ходе выборов. Всех, кого надо, «зачистили» еще на дальних подступах, скосив «плотным огнем» муниципальных фильтров.
Освоение бюджета с мелкими огрехами
К сожалению, как говорят специалисты, сегодня в предвыборной борьбе от искусства осталось лишь такое понятие, как «искусство фальсификации». Если раньше в борьбе за ту или иную группу людей или социальную прослойку политтехнологи соревновались в остроумии, красноречии и убеждении в своей правоте, то теперь они едут в регионы отбывать номер, осваивая бюджетные деньги под умеренный гул всеобщего дня голосования. И вся, по большому счету, их работа состоит в том, чтобы в случае «нестыковок» подчищать статистику победных цифр.
Не все проходило гладко. Движение «Голос» зафиксировало более 1500 сообщений о нарушениях на выборах в единый день голосования. В частности, как свидетельствуют данные наблюдателей, в разных регионах были и вбросы, и аномалии явки. Массовый характер носили и жалобы на нарушение порядка подведения итогов голосования, сообщал сопредседатель движения Григорий Мельконьянц.
По его словам, вбросы были зафиксированы в Калининградской, Саратовской областях и Краснодарском крае. Он также обратил внимание на то, что новая система голосования по месту нахождения избирателя, заменившая открепительные удостоверения, показала свое несовершенство. Например, в Пермском крае сотрудники одного предприятия организованно прибыли на участок и «хором» голосовали по месту нахождения. «Это означает, что новая технология работает, как прежняя система открепительных», – пояснил он. Может, нынешние политтехнологи потеряли хватку, зажирели на сытых государственных харчах?
Хотя, что может изменить тот факт, что 10 сентября в Рязанской области местный житель проголосовал на одном участке и обнаружил себя в реестре на другом участке, где также смог получить второй бюллетень? Или то, что в Калининграде была пара вбросов? Даже «кривляющийся директор» из саратовской школы Марина Радаева, «прославившая» себя, партию, выборы и заодно всю нынешнюю систему, не только не нарушила победную поступь представителей власти на местах, но даже ее не пошатнула.
И не пошатнет. Именно так думают нынешние политтехнологи. Подумаешь, нарушения в подсчете голосов! В выявленных нарушениях счет идет на десятки, максимум – на сотни голосов. Вот если бы кто попался на вбросе, скажем, десятков тысяч голосов – это да, это скандал. Но на таком предпочитают не попадаться. В том числе, и для этого, видимо, прибывают в предвыборные регионы политтехнологи и политконсультанты.
Ведь, не считая мелких проколов, в остальном тишь да благодать. В Мордовии, как отмечал политолог Родион Муртазин, «большинство соперников Волкова если и не играли на его стороне, то своим бездействием явно ему подыгрывали. Среди них нет никого, кто хоть каким-то образом проявил себя как реальная политическая фигура регионального масштаба. И выборы действительно стали для врио своеобразной «легкой воскресной прогулкой».
Правда, уголовное дело по факту фальсификации на паре участков слегка добавило «дегтю» в «бочку меда» – но не более чем «чайную ложку». Так, для вкуса.
Видимо, тоже «для вкуса», но никак не влияя на итоги выборов, женщина-инвалид в Барнауле не смогла проголосовать на дому, потому что за нее уже кто-то это сделал. Но с учетом того, что в городе едва ли не четверть людей проголосовала досрочно, таких «обломов» в областном центре 10 сентября было немало. Политтехнологи подстраховались или домашняя заготовка? В любом случае, чем не искусство? Жаль только, что под фонограмму.
Конечно, не обошлось 10 сентября и без «стимуляции» – слово, из которого по-хорошему можно было убрать букву «т». Как раз бы в точку.
В Карелии выборы, еще накануне дня голосования, пытались превратить в «поле чудес» с розыгрышем автомобиля и прочих призов, несмотря на то, что закон это запрещает.
А в Свердловской области таки провели, завуалировав под широкий жест «какого-то» бизнесмена, не имеющего ничего общего с предвыборной борьбой.
В Иркутской области всех голосующих поближе к областному центру завлекали бесплатной проверкой на СПИД, а в сельской глубинке – литром водки. Говорят, на селе люди голосовали активней. «Пузырь беленькой» по-прежнему – самая надежная «политтехнология»?
В общем, «технологи» – кто на что горазд. Но, видимо, делают это то ли от скуки участия в предсказуемых выборах, то ли еще по привычке, оставшейся от прошлых настоящих выборов «по-взрослому».
Самое по себе последующее за выборами подведение итогов так же давно стало не захватывающим зрелищем, за которым следит буквально вся страна, а серой рутиной, в которой подбиваются не итоги выборов, а окончательные итоги победы.
А то, что глава Центризбиркома Элла Памфилова аннулировала результаты голосования на 13 участках – это и капля в море, так как с мест заявляли о массовых нарушениях, и просто покахуза – вот, мол, и мы за честные выборы.
Тем более, что, подводя итоги, и ЦИК, и МВД заявили о том, что в ходе проведения избирательной кампании не было зарегистрировано нарушений, способных повлиять на ход выборов.
Хотя, наверное, впору сказать, что на выборы не было допущено ни одного кандидата, способного повлиять на ход этих как бы выборов. Ну, а десант политтехнологов на местах позабивал последние гвозди в попытки «других сил» что-то изменить в стране.
И все это делалось практически открыто, на фоне того, что рядовой избиратель не верит в законные, честные и чистые выборы, Не верит – поэтому он и не идёт на них. Но избиратель в сегодняшней России, как тот жених. Того без него женили, и за него кого надо выбрали.
Так что съездившие в «командировки» за хороший государственный счет политтехнологи могли счесть их за легкие прогулки, за которые потом еще и похвалили. Мол, вы едва ли не опора политической стабильности страны. Побыли этаким «третьим глазом» во время выборов – страну спасли.
Чушь? Кому как. Простым людям – так чушь полнейшая. Для выборов – дополнительная движуха, хотя и без нее политическая машина работает без сбоя.
Но вот только анализируя результаты этой движухи, трезвым умом и светлой памятью хочется понять, а зачем это надо? Чтобы армия политтехнологов с голоду не умерла или сдерживала сближение народа с оппозицией? Все лучшее должно быть у ЕР? Лучшие технологи, лучшие фальсификации… Как итог – в обязательном порядке «более лучшие» результаты.
А если реально не справится губернатор? Это ведь всего лишь человек – не машина, не робот. Тогда что – тот же самый «технолог», который еще вчера превозносил главу региона до небес, сегодня «напишет» его стремительно падающий рейтинг, давая официальный повод президенту завтра его уволить. И все пошло по новому кругу – назначение «временного», выборы, «уверенная» победа. Такое ощущение, что совсем уж заездили эту «фанерку» – ничего нового.
Кстати, неслабый такой «губернаторопад», последовавший почти сразу за выборами, тому если и не пример – то, как минимум, повод «для задуматься».
Задуматься над тем, зачем вообще политтехнологи «от Кремля» ездили в регионы, если политической борьбы там не было ни на грош? Выходит, это были обыкновенные «ревизоры»? Тогда надо переименовываться из политтехнологов в… политкурьеров… в политтуристов… в политэкскурсантов…
А что – ходят по музеям «политической борьбы» и вспоминают «лихие годы», когда «пахали» по «25 часов в сутки» и когда победа губернатора была и твоя победа, морально стоившая дороже любых денег. Сейчас победа уже стоит в сценарии. Для его полноты необходимо лишь получить «чемодан с командировочными» и съездить в область – понаблюдать, как врио превращается в губернатора подобно тому, как из кокона вылупляется бабочка. Естественный процесс. Из «кокона» не вылупится кенгуру. Из «врио Иванов» никак не получится «губернатор Петров». Спектакль, на который мы до сих пор занимаем очередь в «избирательные кассы»… Вдруг у кого лишний «билетик»?
Только вот самому государству такие «спектакли с открыванием рта под фанеру» обходятся в миллиарды рублей, которые при всей предсказуемости и фиктивности выборов актуальней было бы просто раздать людям. Шахтерам в Ростовской области, тщетно бьющейся с местной властью за честно заработанные деньги, жителям Пермского края, которых изгоняют из своих домов нефтяники, сахалинцам, о которых забыли собственные чиновники и на которых теперь махнули рукой и в Москве… Всех проблем не перечесть. Но ведь и денег на выборы и на «околовыборные» технологии тратится… не сосчитать. Глядишь, какие-то проблемные вопросы и закрыли. Да только показуха за несуществующую демократию кремлевской братии как-то ближе к телу.
И еще вот что интересно. Обычно за заслуги перед страной президент прилюдно награждает «героев», а их имена знает каждый ребенок в самом отдаленном поселке. В случае с политтехнологами кто чем конкретно занимался, что сделал и за что отвечал – прямо-таки тайна за семью печатями. Секретные технологии. А похвалили всех сообща – оптом, так сказать. Как хвалят группу «разведчиков-нелегалов», вернувшихся на Родину из зарубежной «командировки». Все знают, что они совершили подвиг – но в чем он выражается, об этом ни-ни.
Родина старательно скрывает свои секреты от своих же граждан – типа, для их же спокойствия. Люди пришли на выборы – посмотрели красивый «спектакль». Для чего им знать, как протекали «репетиции»?
Думаю, те, кого похвалили на высшем уровне «не поименно» – не в обиде. И уж точно не в накладе. Они обыкновенные «наемники», собранные со всей страны и поневоле ставшие одной командой благодаря узурпации власти одной политической силой. Этакий «политехнологический легион», объединенный одной сильной рукой.
Работать на другие команды таким ребятам невыгодно – ни по деньгам, ни по перспективам. Сытая спокойная жизнь заставляет потихоньку забывать «молодые годы», когда сегодняшние «коллеги-партнеры» сходились между собой в лихих политических схватках – и этот адреналин бывал похлеще любого гонорара. А сейчас как – кто платит, тот и заказывает… песню под фонограмму. Сегодня эти, завтра… опять эти…
А будут другие – ну, так те же денежки. А деньги – это главный «бог» всех, кто любит незатейливо открывать рот под уже играющую «фанеру». Главное, чтобы заказчик «музыки» был удовлетворен «исполнением». В этот раз тот остался доволен. Зритель «фанеру» «скушал». Все как всегда. Ничего нового – сплошная… «демократия»…
Юрий Дмитриев. «Политинформатор.ру»