В среду днем лидер партии «За життя» Вадим Рабинович на своей фб-странице выступил с заявлением, в рамках которого призвал всех игроков условно «оппозиционного поля» к объединению усилий «во имя спасения Украины». Обращаясь, прежде всего, к «Оппозиционному блоку». Уже через час (!) один из лидеров «ОБ» Сергей Левочкин ответил ему в своем «твиттере». Дескать, «мир, дружба, жвачка, даешь кооперацию». Удивительная оперативность, не правда ли?

Разумеется, весь этот публичный спектакль был разыгран с единственной целью – легитимизовать решение. Уже принятое. Освященное Банковой и благословленное Владимиром Путиным – так, во всяком случае, утверждают участники процесса. Решения, по результатам которого складывается следующая перспектива: президентство для Порошенко, премьерство для Бойко, широкая коалиция в будущем парламенте, спикерство для Виктора Медведчука (я сейчас не шучу) и – самое страшное – «мир на Донбассе» на условиях Кремля.

План продуман пошагово и готов к воплощению. «Але є одне але» – категорическое несогласие с ним «ахметовского» крыла «ОБ».

LB.ua разбирался в деталях.

Начало раскола: «третий партнер» по фамилии Медведчук

«Нам дают третьего партнера. Медведчук его фамилия», – торжественно объявил соратникам по «ОБ» Юрий Бойко в январе 2017-го года, в очередной раз вернувшись из Москвы. Куда он летал и летает буквально как на работу.

Как известно, в 2014-м «ОБ» спешно создавался на обломках ПР и всего, что от нее осталось, как искусственная структура, нацеленная исключительно на прохождение в парламент (почти как «Народный фронт» на условно «либеральном» поле). У «Оппоблока», получившего приличные 9,43%, имелись два основных акционера – группы Ахметова и Фирташа, делившие все в пропорции 50 на 50. Номинальные сопредседатели фракций: Александр Вилкул и Юрий Бойко. Первый представляет «ахметовское» крыло, второй – «фирташевское». Вадим Новинский – уполномоченный от «ахметовцев» на всякого рода межпартийные переговоры. Сергей Левочкин – правая рука Юрия Бойко, имеющий, к тому же, давние дружеские отношения с главой государства Петром Порошенко.

Но зимой 2017-го вдруг выяснилось, что политическими активами нужно делиться с третьим партнером. Интенсивно навязываемым из Москвы, где всех украинских политиков, даже самых оголтелых адептов «русского мира», воспринимают как «хитрых хохлов», которые рано или поздно все равно предадут. С одним-единственным исключением, и имя этого исключения – Виктор Медведчук.

И если «фирташевцы» готовы были пойти на союз с Медведчуком «из любви к искусству», то «ахметовцы» – нет. Ради чего, собственно?

Так возникла идея «цивилизованного развода». «Оппоблок» готов был дробиться – уже даже названия для двух новых фракций придумали, лидеров определили. Как тут выяснилось, что прямое юридическое последствие дробления – аннулирование депутатских мандатов всех «оппоблоковцев». Всех до одного.

Рубрика: и «вместе невозможно, и врозь никак». Пыл пришлось унять, оставшись жить под одной крышей (единственный выбывший из рядов «ОБ» – Евгений Мураев, его исключили, благодаря чему он сохранил мандат).

Осенью того же 2017-го Нестор Шуфрич вошел в состав партии Вадима Рабиновича (и тогда еще Евгения Мураева) «За життя», стремительно набиравшей баллы за счет ТВ-активностей. Что, впрочем, не означает, что они капитализированы также в электоральном плане (сие важно, запомним данный момент, – С.К.).

В 2018-м в «За життя» вошел уже старший партнер Шуфрича Виктор Медведчук. К этому времени Евгений Мураев де-юре тут еще присутствует, но де-факто отходит на второй план, не понимая – после ссоры с Рабиновичем – ни роли своей в процессе, ни доли.

Кстати, о доле.

Если верить злым языкам, пятидесятипроцентный пакет партийных акций обошелся одному из видных новоприбывших членов в «червончик». Контроль за второй половиной приписывают Виталию Хомутыннику и Павлу Фуксу.

«Принуждение Ахметова к миру»

В начале этой недели мы записывали для LB.ua большое интервью с господином Шуфричем. В рамках которого он, кроме прочего, приоткрыл детали переговоров между «ОБ» и «За життя». По его словам, со стороны последних наибольшую активность в диалоге проявлял сам Рабинович, а также Виктор Медведчук. При том, что у «ахметовских», как мы знаем, за межпартийные контакты отвечает Новинский, а взаимная нелюбовь Медведчука и «старых донецких» известна.

И вот в среду синхронно публикуются «объединительные» призывы Рабиновича и Левочкина. Которые еще совсем недавно находились в фазе открытой взаимной войны компроматов.

База – договоренности, достигнутые Виктором Медведчуком и Сергеем Левочкиным. И якобы подтвержденные Юрием Бойко в ходе крайней его встречи с Путиным (которые у них происходят в последнее время чаще, чем у Ромео и Джульетты свидания). Суть договоренностей: союз Бойко-Левочкина и Рабиновича-Медведчука обеспечивает объединение условных «бело-голубых», консолидацию их электората и, как следствие – прохождение Бойко во второй тур. Где его встречает «главный борец против пророссийского реванша» Петр Порошенко. После чего – к парламентским – они совместно создают широкую коалицию, Бойкой получает премьерский пост, Медведчук – спикерский и так рулят страной.

Которая – и это главный возможный посыл для избирателей как «бело-голубых», так и Порошенко – получает мир на Донбассе. Правда, по факту – на условиях Путина, который с первого дня агрессии планировал вернуть оккупированные территории на правах широкой автономии. Перечеркнув любые попытки интеграции Украины на западном направлении.

План, повторяю, одобрен напрямую Путиным. Тут стоит отметить, что в ходе общения с рядом близких соратников Юрия Анатольевича, у вашей покорной слуги сложилось впечатление: Бойко искренне уверен, что «поймал Бога за бороду», с Путиным говорит будто бы на равных, более того – тот с ним якобы всерьез о чем-то договаривается.

Видимо, грустный опыт Януковича, ничему его не научил.

Вместе с тем, в ходе объективного рассмотрения, «план Бойко» обнаруживает минимум два изъяна.

Первое – позиция Порошенко. Конечно, во втором туре Юрий Бойко – куда более предпочтительный для него оппонент, чем Юлия Тимошенко. Посему в среду, начитавшись фейсбука Рабиновича и твиттера Левочкина, на Банковой открывали все имеющиеся запасы шампанского. Однако новоявленной «бело-голубой коалиции» было бы крайне наивно полагать, что взамен на их согласие сыграть «двусторонку» на президентских, они действительно получат что-либо после победы Петра Алексеевича.

Следующий важный момент: категорически против объединения части «ОБ» и «За життя» выступают «ахметовцы». Акционеры группы и ее политические фронтмены узнали о происходящем… из СМИ. При том, что «фирташевские» давеча весело рапортовали Банковой: дескать, «ахметовцы» объединение поддерживает. Как самоуверенно сказал мне вечером четверга один из лидеров этой группы: «Куда они («ахметовские» в смысле, – С.К.) денутся?!».

Разумеется, подобный демарш пока еще партнеров по «ОБ» не на шутку вывел из себя лидера данного крыла, а также ближайших его соратников.

«Сергей Левочкин выступил с такими заявлением от своего лица, как народный депутат, заместитель соруководителя фракции (читай: Юрия Бойко, – С.К.) – отметил в среду в эксклюзивном комментарии LB.ua нардеп Вадим Новинский.

И еще: «итоговое решение должен принять съезд».

В комментарии Новинского главное читается между строк: с ними – «ахметовцами» – подобный кульбит не согласовывали.

Что, мягко сказать, не «по правилам», не говоря уж про понятия.

«План Левочкина-Рабиновича понятен. «Принуждение к миру» называется, – говорит один из топ-представителей «ахметовского крыла». – Задача: посредством нагнетания ситуации в элитах и СМИ создать условия, при которых мы не станем противиться выдвижению единого – от нашего фланга – кандидата в президенты Бойко. Левочкин и Банковая почему-то считают, что он имеет шансы выйти с Петром Порошенко во второй тур. Где, естественно, Порошенко его побьет. Зато на парламентских «фирташевцы» типа соберут дивиденды. Не говоря уж о стремлении Виктора Медведчука занять кресло спикера ВР. Вот только этому не бывать, никто еще нас через колено не ломал!», – резюмирует собеседник.

«Итоговое решение (об объединении – от кандидата в президенты до списка на парламентских, – С.К.) должен принять съезд», – корректно говорит Новинский. Прекрасно зная, что «ахметовцы» контролируют не только большинство фракции, но также большинство областных партийных организаций. Как производную – съезд.

«Ринат такое объединение не примет никогда. От слова совсем. Вот, буквально: его душа это не примет», – утверждают его соратники в «ОБ».

Дескать, как принудить его поддержать кандидата Юрия Бойко, если есть свой понятный кандидат – Александр Вилкул. Который, по большому счету, президентскую кампанию уже начал.

«У нас действительно есть мысли о едином кандидате, но это точно не Бойко», – комментирует один из отцов-основателей ОБ. – Что до парламентских, то тут каждый должен играть за себя, а уже в Раде объединяться».

Сюда же – второй аргумент: у Юрия Бойко с Вадимом Рабиновичем на двоих 12% президентского рейтинга. При том, что социологи хорошо знают: рейтинги объединяющихся политиков не суммируются, оставшийся один в итоге получает меньше. При этом, удельный вес «бело-голубого» электората «ахметовские» оценивают в 35-40%. «Бойко получит в лучшем случае 10%, юго-восток его не понимает и не примет, – говорят, добавляя: – Ты представляешь его на встречах на заводах или шахтах?».

Аргумент номер три: любая кооперация условных «бело-голубых», созданная сейчас, вдребезги рассыплется после президентских выборов. Без шансов получить желаемое на парламентских. На которых, вспомним, у Ахметова кроме своего «регионального» проекта будет еще несколько в иных политических нишах.

Спешно проанализировав все «за» и «против», «ахметовцы» решили ответить на съезде, опираясь на собственную поддержку в региональных ячейках. Так что совсем скоро вместо анонсируемого мега-объединения «реваншистов» мы можем получить окончательный развод Ахметова и Фирташа и старт новых «бело-голубых» проектов.

 Соня Кошкина , Шеф-редактор LB.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *