О недавно вышедшей книге, дающей бесспорные доказательства противозаконной деятельности УПЦ МП в Украине

В Украине есть три книги, по которым надо изучать новейшую историю православия. Пишу в той последовательности, которую лучше соблюдать при прочтении.

“Голгофа украинского православия” Валентина Чемериса. Книга о том, как патриарх Филарет, соблюдая все канонические процедуры, в 90-х попытался получить автокефалию у Москвы.

“Майдан и Церковь”. Эта книга, изданная институтом философии под редакцией Людмилы Филиппович, – о том, как может церковь оставаться со своим народом, оставаясь при этом церковью в такие переломные времена, как революция, и касается всех деноминаций, представленных на Майдане.

И третья, обязательная к прочтению: “Московский патриархат в Украине – анатомия предательства”. И это расследование – о том, что и как произошло в стране с церковью, которой Москва сначала лживо обещала автокефалию, потом убеждала, что она у украинцев уже есть, а последние полгода делает все, чтоб ее не было. О ней, собственно, пойдет речь.

Название звучит хлестко и кому-то покажется несправедливым (ведь Московский патриархат в Украине – это и честность, и жертвенность, и научная мысль и глубина), но это правда о нашем времени. Дополненная серия журналистских расследований Татьяны Деркач, впервые опубликованная на ресурсе “Петр и Мазепа”, и вправду стала анатомией. Анатомией того, как строится российское влияние, как именно святые вопросы веры трансформируются в идеологию, как формируются нарративы, опрокидывающие судьбы людей целого региона.

Книга опирается на открытые источники и содержит сотни ссылок, фактически – документов о том, что представляла собой УПЦ МП. Это цитаты духовенства и членов пророссийских организаций, фотографии, данные Минюста, следы активности агентов российского влияния, прилипших к церкви, либо ставших ее частью.

Уже в предисловии автор говорит, что некоторые из таких ссылок “подтираются” (Кремль и РПЦ – фактические “герои” материалов?). И я легко в это верю. Помню, что в 2014-2015 годах какое-то время сама собирала такие данные и выставляла их на ФБ-аккаунт “За Единую Поместную церковь”. И каково было мое удивление, что уже через несколько дней видео (на котором, в частности, симпатичный монах c Донбасса с молитвой (!) и заметным волнением учит заряжать винтовку, чтоб убивать украинцев, – вот так, вкладывает в барабан патроны, и, вспоминая имя каждого преподобного Печерского, просит киевских святых помогать убивать православных жителей Украины) – это видео, выглядевшее приговором РПЦ, «вышло» с моего аккаунта, поскольку было удалено из YouTube, скорее всего – вдохновителями этого «подвига». Поэтому опасения Татьяны, что РПЦ начнет зачищать пространство, вполне обоснованы, и служат стимулом купить книгу.

Из технологических новинок: книга содержит QR-коды, которые отсылают нас к оригиналам статей. Таким образом, с помощью смартфона можно легко отследить наличие данных открытых источников.

Разрозненные куски знаний, иногда и фрагменты моих личных давних эпизодических открытий – в данной книге собраны в стройное, всеобъемлющее, скрупулезное и… (что уж там) болезненное расследование. Потому что за каждым случаем предательства стоят люди, чьими интимными чувствами Богопознания безбожно манипулирует кремлевское начальство УПЦ МП. Кроме того, книга дает представление о масштабности усилий кремлевского руководства и РПЦ, направленных на то, чтобы “накрыть” Украину неправительственными пророссийскими организациями по типу “профессиональных православных”, защищающих за деньги федерального бюджета РФ права “каноничной церкви”. Точнее – сначала создающих иллюзию их притеснения, а потом – “защищающих”.

Расследование дается как описание ситуации по епархиям, что, к тому же, объясняет неофитам административное устройство церкви. Вместе с тем, оно знакомит с историей предыдущих лет, без которых не понять всего, что произошло в 2014-м.

КИЕВ И ПРОРОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: НИЗЛОЖИМ «ШТАТ ХОХЛЭНД»

Книга впервые дает полную картину: как обстояли дела в Киевской области (она включает три епархии). Только тут – полный список профессиональных «русских» и профессиональных «православных», призванных защищать права, а также – их покровителей в епископском сане… Татьяна пишет о роли левых КПУ и партии Витренко, Партии регионов, Украинского выбора в создании пророссийских организаций, из которых встанут “гонимые”, лидеры которых будут поджигать Донбасс… Союзы и центры православных граждан, православных братств, православных юристов, православных женщин, единства православных народов, православных хозяев, поддержки канонического православия (автор приводит юрадреса и показывает роль в организованных ими же крестных ходах за “триединую святую Русь”).

Автор протягивает ниточки от почти трех десятков вот таких общественных организаций к их более или менее известным создателям, деятелям политического православия – Друзю, Каурову, Лукиянику. Перу второго принадлежит фраза о необходимости уничтожения «штата Хохлэнд». Сейчас это – деятели православия и «российской весны» в РФ.

Любопытно, что щупальца Москвы протянулись в епархии, где на них не должно быть никакого спроса. “Верное казачество”, филиалы Всемирного русского собора, русского культурного центра есть и в Житомирской епархии, с десяток аналогичных структур (пусть только на бумаге) есть во Львовской епархии. При этом часто одно и то же лицо выступает соучредителем сразу нескольких организаций вот таких “профессиональных православных”. Татьяна пишет о дальнейшей судьбе некоторых подобных деятелей: они так и не понадобились Москве и после отъезда из Украины они писали гневно-жалобные письма в самой России, что их усилия не оценили и “высылают за 101-километр”.

Еще один любопытный момент.

Действия государства российского (спецслужб РФ, Кремля) по ослаблению Украины с помощью церкви, они – разные для разных регионов Украины. В одних (как на Буковине и в Почаеве) они просто укрепляют дух фундаментализма. Мракобесие обычно щедро стимулируется Москвой, таких людей легче настроить против власти. В других, как на Закарпатье, – подогревают сепаратизм местных оттенков. Ну, ни много, ни мало, сам внук Молотова, глава фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов приехал в Закарпатье, чтоб ознакомиться с концепцией священника Дмитрия Сидора, призывающего к свободе “Подкарпатской Руси”, и решить вопросы с его финансированием.

Что касается Одесской епархии, то автор не перечисляет десятки зарегистрированных тут пророссийских структур, но подробно описывает казачьи образования. Вообще-то, ситуация тут – и смех, и грех. Грустный смех, когда ты видишь, как солидный человек, митрополит Агафангел пишет подобострастные обращения к Путину. С другой стороны, грехом или преступлением можно считать обнародованный через Фроловleaks призыв митрополита к Путину ввести войска в Одессу? И точно нешуточно звучит предупреждение автора о том, что “бронепоезд владыки” стоит на запасном пути.

Не буду передавать содержание всей книги, остановлюсь на наиболее интересных местах, касающихся Донбасса.

ДУХОВНЫЙ СЕПАРАТИЗМ ДОНБАССА

Сейчас новым трендом для спонсора УПЦ МП стало отбеливание церкви на Донбассе: якобы не было никакого участия духовенства УПЦ МП в сепаратизме.

Вот он, скромный перечень людей, “не участвовавших в войне”.

«Архимандрит Никон (Александр Дубляженко), которого в 2015 году замели прямо на контрольном пункте “Бугас”, когда он пытался въехать на оккупированную территорию “ДНР”. При проверке у него обнаружилось удостоверение, выданное “министерством госбезопасности” ДНР, которое подтверждало его принадлежность к батальону “Восток”.

Иеромонах Феофан (Георгий Константинович Кратиров) попал в СБУ, где признался, что был завербован боевиками “ДНР” и собирал сведения о ВСУ. После освобождения всё опроверг, утверждая, что его «пытали». Вот в Твиттере его никто не пытал. Он небось и забыл об этой записи, но после того как ему об этом напомнили, страница была удалена. Ну что же, скрины не горят.

Боец АТО Максим Ярош из Кривого Рога рассказал газете “Факты и комментарии”, как под видом “ополченца” помогал монастырю: “обосновался в Свято-Успенском монастыре, что возле Угледара Донецкой области. Заявился туда и сообщил батюшке: хочу, дескать, выехать в Россию через Донецк, но не желаю воевать. Меня в монастыре приняли. Батюшка там был пророссийский. Монастырь вовсю трудился на “ополчение”: рабочие делали гробы, и в них развозили оружие по домам террористов”.

Приводятся слова Игоря Гиркина, о том, что “с самого начала нашей “Славянской эпопеи”, как в Славянске, так и в Донецке, мы постоянно ощущали поддержку со стороны клириков Русской православной церкви, со стороны монашествующих. От Святогорской лавры в первую очередь. Они, невзирая на возможные репрессии, открыто ехали и благословляли ополчение. В том числе проезжали через украинские блокпосты и явно исповедовали свою позицию. Мало кто знает, что Святогорская лавра закрыла ворота перед президентом Порошенко, который прилетел на следующий день после своего избрания и возжелал получить благословение от иереев лавры. Лавра просто не впустила его на свою территорию, и Порошенко пришлось давать интервью, стоя перед закрытыми воротами монастыря. Все священники, с которыми мне приходилось встречаться, поддерживали нашу борьбу. Причем делали это не с национальной, а с религиозной точки зрения: они понимали, ЧТО и кто пришёл к власти в Киеве. Пришли силы, которые можно назвать сатанинскими, ведь все их действия изначально базируются на лжи, оголтелой и концентрированной. Сатана лжец и отец лжи! Ничто, основанное на лжи, не может быть от Бога”.

Вот свидетельство боевика с позывным “Ящур”: “Когда заехали на базу, нас сразу встретили монахи со Святогорской лавры с оружием в руках. Мы этому очень удивились. Потом, разговорившись, спросили их напрямик, почему они с оружием. “Это наша русская земля, и мы её защищаем”, – был ответ. Позднее, когда ожидался обстрел и был получен приказ на отход с базы, монахи заявили, что не уйдут, ведь у них есть приказ от батюшки стоять до конца. Пришлось вызывать из Святогорска батюшку, чтобы тот лично отдал приказ монахам отойти. Такой вот православный дух! После этого я начал уважать нашу церковь намного больше, чем до этого”.

Сотрудничество Луганской епархии с оккупантами автор разбивает на такие направления:

– «капелланское окормление отдельных боевых частей террористов»;

– «принятие присяги у незаконных вооруженных формирований (НВФ)»;

– «освящение памятников и поклонных крестов в честь “жертв украинской агрессии”»;

– «прямое сотрудничество с органами власти в виде участия в совместных публичных акциях и мероприятиях».

Ровеньковская и Свердловская епархии УПЦ МП (они также часть Луганской области, разбитой на три епархии) отличается от прочих донбасских епархий тем, что целиком и полностью находится на оккупированной территории “ЛНР”.

“Деятельность клириков Ровеньковской епархии похожа на работу домов духовного быта. Они почти все обслуживают или ополченцев, или казаков, тем самым ставя крест на своей возможной интеграции в Украину после деоккупации этой территории. Как неоднократно говорилось, казаки без духовника – вообще не казаки. То есть, где казачье подразделение, там и поп МП при нём. Они взяли себе за “послушание” (в православной лексике это как вменить в обязанность – авт.) фиксацию “преступлений украинской армии”. Поскольку приграничная зона Луганской области в своё время представляла собой сплошное военное месиво, то разрушений, разумеется, очень много. Есть одна проблемка: установить, кто стрелял, маловероятно. А на приграничных территориях, согласно расследованию Bellingcat, обстрелы производились ещё и с территории России.

Читая книгу, невольно задаешься вопросом. Был ли у Украинской церкви Московского патриархата шанс избежать такой участи: с одной стороны –позора и с другой стороны – кризиса?

Автор дает этому свою трактовку: “Насколько можно судить из сотен статей, видео и репортажей, на оккупированной Луганщине возникла цивилизационная воронка со своими представлениями о родине, государственном устройстве, исторической справедливости, своими героями, мифами и типом духовности. Разные элементы заимствованы из разных веков и связаны воедино тем, что в России называют скрепами. И место УПЦ МП в этой конструкции, как она себя видит – “объединять Украину”. То есть объединять в одной цивилизационной воронке всех украинских “ватников”, сепаратистов, украинофобов и придавать их совместному существованию и борьбе с Украиной некий высший смысл. Поэтому можно с уверенностью сделать вывод, что, в том числе, благодаря УПЦ МП, на оккупированной Луганщине от Украины уже практически ничего не осталось”.

Я же считаю, что ответственность за такое развитие лежит не только на России (Кремле и РПЦ – все их доклады, планы, доктрины о том, что православие – оружие последних 14 лет, описаны многократно, не будем повторяться), ответственность лежит и на церкви, на персоналиях. Можно было бы упрекнуть руководство УПЦ МП тех лет, которому не хватило смелости остановить это использование мощей в избирательных целях, эти “пророчества старцев”. Но, как мы знаем, автокефальное крыло УПЦ МП попало под пресс. Блаженнейший Владимир был в больнице и от него требовали отречения, митрополит Александр был фактически заложником. Ответственность лежит на элитах региона, которые, подкармливая духовенство деньгами, подсаживали их на доктрины русского мира и “новый догмат” триединства Руси. Ответственность на центральных элитах, которые дали превратить церковь в инструментарий, не придавая значения всем этим финансируемым Россией структурам.

Сейчас Украина заходит в захватывающий воображение этап создания новой церкви. И очень важно всем, от начинающего правоохранителя до гуманитарного вице-премьера и первых лиц, выучить уроки прошлого, изложенные в книге с хлестким словосочетанием в названии “анатомия предательства”.

Лана Самохвалова, Киев. ukrinform.ru

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *