В информационном пространстве Украины последнее время циркулируют слухи о досрочных общенациональных выборах – президентских и парламентских. У Зеленского хотят победить сейчас, не дожидаясь роста антирейтинга, и продлить полномочия действующего президента, а на парламент переложить негатив. Зеленский не первый президент, который подошел к такому Рубикону. Однако перевыборам может помешать нежелание идти на риск и необходимость освоения средств по президентским программам.
Элемент шантажа
В начале июня президент Украины Владимир Зеленский внес в парламент долгожданный закон о статусе олигархов. Документ был зарегистрирован под номером 5599. Согласно его нормам, олигархом можно считать человека, который характеризуется, по меньшей мере, тремя критериями из четырех: принимает участие в политической жизни, имеет значительное влияние на СМИ, является конечным бенефициаром монополии, стоимость активов такого человека превышает один миллион прожиточных минимумов.
Решение о признании такого человека олигархом принимает СНБО, главой которого является президент, и олигарх вносится в соответствующий реестр. Включенные в него лица не могут осуществлять финансирование партий, быть покупателем объектов большой приватизации и обязаны декларировать свои доходы.
Поверхностный анализ показывает, что закон в таком виде на практике работать не будет, поскольку олигархи как правило не финансируют партии и не владеют СМИ напрямую. Сложно будет доказать и реальную стоимость активов того или иного лица. Например, 1 миллион прожиточных минимумов – это 2,3 миллиарда гривен или 85 миллионов долларов. Наверняка, людей с таким состоянием в Украине хватает. Сотня самых богатых украинских бизнесменов по версии Forbes начинается с $ 7,6 миллиардов Рината Ахметова и заканчивается $ 125 миллионами Александра Слободяна. Однако по предварительным итогам декларационной кампании в мае текущего года, по данным Государственной налоговой службы Украины, доход свыше 1 миллиона гривен задекларировал 8451 украинец, и только один их них задекларировал доход более 1 миллиарда гривен. Им оказался житель Киева. Среди этих людей олигарха найти невозможно, и вряд ли их можно найти по всей стране, если исходить из официальных данных и трактовок.
Зато вокруг идеи определить олигархов, ограничить их и даже наказать может строиться пиар-компания президента. Не зря после внесения законопроекта № 5599 в Верховную Раду президент заявил, что может вынести вопрос об олигархах на всеукраинский референдум. Это действие может быть призвано благоприятно повлиять на рейтинг Зеленского. Это же определит момент, когда этот референдум может состояться.
«У нас все происходит, когда есть необходимость, – говорит политтехнолог Александр Теплюк.
– Как только начинаются проблемы внутри политической силы, надо чем-то отвлечь, или рейтинги начинают очень быстро уходить вниз, они вытягивают из рукава эти все нужные теоретически вещи и пытаются их “скормить” избирателю. Все будет зависеть от рейтингов. Если они будут стремительно падать или захотят досрочные выборы, ситуация по-разному может сложиться, то соответственно этот референдум может пройти. Такая “кость” для избирателя в части вопроса об олигархах зайдет довольно неплохо. Если, конечно, это информационно красиво раскачать».
Кроме этого, законопроект об олигархах может преследовать цель сделать крупный бизнес сговорчивым в политическом плане. Важно и то, что под действие такого закона могут попасть региональные финансово-промышленные группы.
«Это может быть выгодно окружению Зеленского, определенным финансово-промышленным группам, которые с ним в таком негласном ситуативном союзе, чтобы преследовать своих оппонентов. Это может быть элементом шантажа власти и сигналом представителям среднего и крупного бизнеса, мол, если вы не будете сговорчивы с властью, будет принят закон и против вас могут быть введены определенные санкции», – отмечает политолог Валентин Гайдай.
«Под воздействие закона могут попасть целый ряд финансово-промышленных групп регионального масштаба, – считает политтехнолог Андрей Бодров.
– По всем критериям они попадают под действие закона. Это означает, что вполне возможно нас готовят к новым выборам национального уровня».
Сделать из трех лет восемь
Согласно свежему опросу КМИС, если бы выборы президента Украины проходили в первую декаду июня 2021 года, за Зеленского проголосовали бы 30,6 % избирателей, определившихся с выбором. С таким результатом он бы победил во втором туре, набрав в первом 23 % голосов. На втором месте политических симпатий расположился Петр Порошенко (13 % всех респондентов и 17,4 % тех, кто определился). Далее идут Юлия Тимошенко (9,5 % и 12,7 %) и Юрий Бойко (8 % и 10,6 %).
Однако картина для Зеленского не совсем идеальная. Согласно исследованию того же КМИС, 54,5 % респондентов не поддерживают идею его баллотирования на второй срок. Поддерживают – 37 %. Но вряд ли мнение избирателей о некогда многообещающем политике Зеленском улучшится через три года, когда в Украине должны пройти очередные президентские выборы.
«У него к 2024 году антирейтинг будет значительно превышать рейтинг. Даже в условиях, когда останутся все те же кандидаты в президенты, которых он побеждает во втором туре, как стоячих, не факт, что не появится новый анти-Зеленский с теми же смыслами, но с положительным бэкграундом. И тогда все», – говорит политический эксперт Руслан Бизяев.
Ситуацию огорчает и то, что парламентские выборы в Украине должны пройти раньше, чем президентские, и если «Слуга народа» их проиграет или значительно ослабит свои позиции, то Зеленскому тем более мало что светит. Политтехнологи считают, что в Офисе президента не отбрасывают вариант с досрочными президентскими и парламентскими выборами, чтобы Зеленский победил сейчас и продлил пребывание на должности.
«Сделать из трех лет восемь приятно всегда, – говорит Андрей Бодров.
– Вариант победы во втором туре нынешнего президента существует против ряда игроков, не против всех. Консолидация электората может возникнуть во втором туре не вокруг Зеленского, как планируется Банковой, а вокруг оппонирующего кандидата. Пока такая возможность существует, вполне возможно, что существует и сценарий выборов, может, на осень, следующую весну, реализация сценария, когда три года превращаются в восемь».
Именно во время предвыборной кампании, по мнению эксперта, и нужен будет закон об олигархах:
«Это подталкивает к тому, чтобы те местные элиты, которые проявили себя строптиво, посадить на крючок и крутить ими как цыган солнцем в период нужных электоральных соревнований», – считает Андрей Бодров.
А по мнению политтехнолога Николая Волгова, закон об олигархах может пригодиться президенту, чтобы повлиять на сговорчивость парламента к перевыборам:
«Президент может сказать, что я устал, я ухожу, а вот с парламентом проблема. Есть масса игроков, которые являются стейкхолдерами парламента, и этот закон может быть такой историей, которая повлияет на этих игроков», – отмечает эксперт.
Перевыборы невыгодны: надо освоить деньги
Законопроект об олигархах и регулярные заседания СНБО с санкциями как ни против воров в законе, так против контрабандистов и ревизией госдач в Пуща-Водице и Конча-Заспе. Еженедельные тематические форумы «Украина 30» к юбилею независимости и довольно абсурдные, но яркие идеи типа создания нового университета и обсадке страны деревьями. Все это может говорить о том, что Зеленский уже находится фактически в предвыборной кампании.
«Да. Фактически пресс-конференция 20 мая – это был старт избирательной кампании. Обратите внимание, как она называлась – Зеленский, версия 2.0. Это фактически старт предвыборной кампании. Осталось только понять, она будет досрочной или текущей», – говорит Руслан Бизяев.
Действительно, пресс-конференция, посвященная двум годам Зеленского на должности, проходило под вывеской «Президент 2.0». По мнению эксперта, это название символизирует перезагрузку. Руслан Бизяев указывает на ряд признаков, которые говорят, что проект досрочных выборов президента Украины может реализоваться.
«Во-первых, опросов появилось очень много. Во-вторых, создание новых политических партий, которые сейчас появляются, как грибы после дождя. И самое главное – это смена внутриполитической и внешнеполитической конфигурации. Зеленский оказался перед той же дилеммой, перед которой оказался Порошенко в 2017 году. Помните, когда ему безвиз дали. Пришли и сказали: сейчас перегружайся, у тебя все будет, ситуация идеальная. Порошенко не захотел или ему не дали этого сделать. Пока однозначного и точного ответа на этот вопрос нет, но результат мы знаем. Точно такая же зеркально ситуация сейчас у Зеленского: или он в этом году идет на досрочные президентские, а потом парламентские выборы или совмещает эти два процесса, или он идет по пути Порошенко и уже никакой второй срок в 2024 году ему не светит. Учитывая, как ускоряются мировые процессы, нет смысла ждать», – считает Руслан Бизяев.
Подобные признаки будущих перевыборов находит и Николай Волгов:
«Офис президента готовится сделать то, что не удалось даже Клюеву во времена Януковича. Взять под тотальный контроль партийное пространство Украины. Вот основные инструменты этой технологии: 1. Понизить проходной барьер до 3 %. Тем самым размыть долю крупных партий в парламенте и наплодить для “Слуги народа” сателлитов. 2. Через Минюст запустить проверку с пристрастием всех новообразованных (переименованных) партий, которые представляют потенциальную угрозу. Например, “Порядок для Украины” (Аваков), “Наш дом – Украина” (Колесников), “МОВА” (Богдан). 3. Поставить жесткий блок на регистрацию политических проектов, которые не получили санкции с Банковой. Так что слухи о перевыборах не только президента, но и парламента, косвенно подтверждаются такой активностью президентского офиса», – написал политтехнолог на своей странице в фейсбук.
Однако сценария с перевыборами может и не быть – в Офисе либо побоятся пойти на это и не рискнут, либо перевесят более реальные насущные интересы. Ведь зачем устраивать президентские перевыборы, когда есть действующие президентские программы. Например, знаменитая и уже скандальная «Большая стройка» с беспрецедентным бюджетом. По данным «Экономической правды», в 2020 году на этот проект направили баснословную сумму – 121,8 миллиардов гривен ($ 4,5 млрд.). То же издание сообщало, что за 11 месяцев 2020 года правоохранительные органы обнаружили 429 уголовных нарушений во время выполнения работ «Большого строительства», в частности, во время проведения закупок, определения стоимости работ и материалов, исполнения и приема работ. Среди нарушений квалифицировались мошенничество, присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, легализация имущества, полученного преступным путем, нецелевое использование бюджетных средств, служебная халатность и служебный подлог, взяточничество и так далее. На 1 декабря 2020 года расследовалось 866 производств, сообщено о подозрении 108 лицам.
В госбюджете 2021 года на «Большую стройку» закладывали 89 миллиардов гривен ($ 3,28 млрд.). а недавно замминистра финансов Денис Улютин заявил, что на ремонт и восстановление дорог в ближайшие три года планируют потратить 240,6 миллиардов гривен ($ 8,85 млрд.). Когда на кону такой куш, тратить деньги на выборы может быть некстати.
«Раньше я был более склонен к перевыборам, когда были более серьезные ситуации, – говорит Александр Теплюк.
– Сейчас власть максимально подобрала под себя все, что можно. Идет “Большая стройка”, на которой хорошо зарабатывают люди, когда практически создаются новые олигархи из приближенной команды. Пока они финансово не станут полностью независимыми, я думаю, перевыборы проводить не будут, потому что им нужны деньги на эти перевыборы и им нужно быть независимыми от тех, кто имеет на сегодня деньги и влияет на политику. Да, были кризисные ситуации. Прошлый год был очень тяжелым по многих вопросах, но коронавирус спас власть. Как Порошенко сбрасывал все провалы на войну, так эта власть сбрасывает на коронавирус. Поэтому я не знаю, что должно произойти, чтобы они на это пошли. Тем более люди перестроили потоки, деньги идут, например, приняли новый закон, который должен изменить тендерную процедуру в проведении “Большой стройки”, “Большой реставрации”, а это миллиарды. Эти деньги надо освоить до конца года. А это значит, что перевыборы не выгодны».