Поднебесная выступает против юрисдикции американской длинной руки в Европе.
Китайские и немецкие аналитики фиксируют смену настроений в Европе: «Намечается постамериканская эпоха». Один из поводов – чрезмерное давление США на Европу в вопросах ее «энергетической безопасности», в частности, это касается ситуации с «Северным потоком – 2» (СП-2). Правда, на фоне санкционных войн разворот в Европе происходит не пророссийский, а прокитайский. Китай, в свою очередь, с интересом наблюдает за обострением конфликта Евросоюза и России с США по поводу СП-2.
Республиканцы Палаты представителей Конгресса США выступили с предложением ввести новые беспрецедентно жесткие санкции, нацеленные на Россию, Китай и Иран, передает Deutshe Welle. В отношении России предлагается ввести санкции против нефтегазовых проектов, суверенного долга и подконтрольных России лиц за рубежом.
Однако, как замечают иностранные аналитики, этот новый виток санкционной войны фиксируется в особых условиях: в Европе начали меняться настроения и политические предпочтения.
В частности, немецкая пресса сообщила о происходящей в Евросоюзе «перестановке» приоритетов и развороте от США в сторону КНР. «Намечается постамериканская эпоха», – отмечает газета Zeit. «В мировой политике образовался вакуум, и китайский режим лидирует в гонке по его заполнению», – указывает автор издания, анализируя акции Китая по оказанию другим странам во время пандемии гуманитарной помощи.
«Конечно, мнимая гуманитарная помощь является существенной частью пропаганды, – цитирует Инопресса выводы немецкого издания. – Если же пропаганда срабатывала, то потому, что получатели помощи следовали расчету: вопреки всем сомнениям они приняли притязание Китая на власть – в надежде на будущие китайские инвестиции». Эти инвестиции ожидаются прежде всего в рамках проекта «Один пояс и один путь».
Не только европейские страны, но и Иран, Катар, Саудовская Аравия, Кувейт и даже союзники США Япония и Южная Корея либо уже совершают, либо могут вскоре совершить разворот в сторону КНР.
«Если президент США Дональд Трамп захочет возглавить мир в противостоянии с Китаем, кто за ним последует? Италия абсолютно открыто откажется. Евросоюз дипломатично выразит сомнения. Также и близкие друзья Америки в Азии будут играть на время. Африканцы, вероятно, сделают выбор в пользу хороших отношений с обеими сторонами», – предполагает немецкое издание.
Эта смена настроений не осталась не замеченной Пекином. В Китае обратили внимание на ситуацию с «Северным потоком – 2». Для правительства США этот газовый проект как кость в горле, в итоге «госсекретарь США, посол США в Германии и министр энергетики в последние годы часто проявляют активность в Европе, пытаясь убедить и даже запугать страны под предлогом проблемы энергетической безопасности». На это указывает китайское издание «Хуаньцю шибао». Оно уточняет, что такой подход начинает все больше надоедать странам Евросоюза.
Соединенные Штаты оптимизировали «политику длинной руки» и заняли позицию устрашения, ставя собственные интересы выше других стран, включая даже союзников, и провоцируя разногласия внутри ЕС, пишет, в частности, сотрудник Института европейских исследований Китайской академии современных международных отношений Дун Ифань.
Он поясняет: «В результате недавней «сланцевой революции» в Америке, которая привела к значительному увеличению добычи нефти и газа, Европа стала важной мишенью для американского рынка сжиженного природного газа, а Россия стала главным конкурентом США». Штаты, как уточняет издание, вмешались в проект СП-2 и «вынудили Европу отказаться от законных и разумных торговых контрактов, отвечающих нормативным стандартам».
«Польша уже подписала соглашение на поставки природного газа из США на 8 млрд долл. и объявила, что прекратит импорт российского природного газа к 2022 году. Ричард Гренелл (теперь уже экс-посол США в Германии. – «НГ») даже гордо назвал новые санкции «очень проевропейским решением». На самом же деле этот шаг США привел к категорическому отвержению со стороны Европы. Германия сразу же заявила, что рассматривает возможность введения контрмер для противодействия санкциям США по проекту «Северный поток – 2», – обратил внимание Дун Ифань.
«Можно предвидеть, что отношения между Европой и Соединенными Штатами столкнутся с еще большим количеством противоречий по мере развития проблемы со строительством газопровода», – цитирует аналитика ИноСМИ.
К слову, о китайском развороте внешней политики заявляли и в Берлине. «Отношения с Китаем будут внешнеполитическим приоритетом нашего председательства в Совете Евросоюза», – заявила в конце мая канцлер ФРГ Ангела Меркель (о противоречивости этого разворота см. «НГ» от 01.06.20).
Но можно ли ожидать, что с приближением «постамериканской эпохи» перспективы проекта СП-2 резко улучшатся?
«Китай не оказывал российскому проекту даже политической поддержки, за исключением того, что он неоднократно заявлял, что выступает против политики экономических санкций, проводимой США, но открытого осуждения американских санкций в отношении «Северного потока – 2» от официальных лиц КНР пока еще не было», – утверждает замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
Тем не менее, по ее словам, Евросоюз действительно устает мириться с особым подходом США к внешней политике. Добавим к этому, что позиция Евросоюза, по уточнению эксперта, зависит от все более расширяющейся экспансии Китая в ЕС, «причем не только экспансии товаров и технологий, но и кредитов, а также инвестиций».
Как предполагает Мильчакова, открытую коалицию против «политики длинной руки» могли бы создать страны группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), а в дальнейшем к ним могут присоединиться и другие государства. «Китай не случайно запустил проект «цифрового юаня», видимо, в среднесрочном аспекте за этим последует постепенный отказ от доллара в международных расчетах КНР», – считает эксперт (о цифровом китайском сопернике доллара см. подробнее «НГ» от 08.06.20).
«Возможны отдельные альянсы, построенные на антиамериканском антагонизме, но в большей степени в экономическом плане, – уточнила доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова. – Формированию единой большой коалиции препятствуют серьезные политические расхождения участников. Именно поэтому текущее сотрудничество осуществляется в форматах РФ–КНР, РФ–ЕС, КНР–ЕС».
При этом Сазонова сомневается, что приоритеты ЕС именно сейчас как-то кардинально изменились: «Китай достаточно давно стал вторым по размеру торговым партнером ЕС. Европейские чиновники разных уровней уже около трех лет отмечают, что внешнеторговая позиция КНР более конструктивна и последовательна, чем у США».
Анастасия Башкатова. ng.ru