Если в девяностые годы молодежь кололась первитином, то в наши дни главным наркотиком стала идея шеринговой экономики: квартира в аренду, машина в аренду или вызов такси, а оставшиеся средства — на путешествия, гаджеты и татуировки. Скольких современников одурманила эта концепция! Теперь маркетолога (дизайнера, флориста) отправили в отпуск за свой счёт.
Накоплений у него нет. Владелец квартиры требует оплатить жилье по полной стоимости или выметаться на улицу. Никаких кризисных скидок на аренду — проблемы индейцев шерифа не волнуют! Самолеты не летают, поезда не ездят, автобусное межобластное сообщение приостановлено, и в сложившихся обстоятельствах выясняется, что личный автомобиль — это порой действительно полезная вещь! Едешь, куда хочешь и когда хочешь!
Эпидемия коронавируса — это поединок, в котором собственники в первом же раунде нокаутом победили арендаторов.
Хипстер писал в Инстаграме и Тиндере на самом видном месте «30 посещённых стран» и рядом ставил флаги государств, где побывал. Только посещённые страны — это символический капитал. А ведь можно было отложить путешествия на потом и сначала обзавестись собственным углом. Пусть небольшим, пусть не в центре, но своим. Квартира есть не просит и со временем может вырасти в стоимости. Путешествия — это всего лишь впечатления, нечто неосязаемое, иллюзорное. Собственное авто может выручить в трудную минуту: сел за руль и таксуй, сколько влезет, при помощи агрегаторов. А вот путешествия невозможно материализовать, ибо это средства, потраченные в никуда. Но Пьер Бурдье — это слишком сложно для хипстеров. Про хипстеров сейчас уместнее всего строки баснописца Крылова: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…».
Но от кризиса пострадают не только ультралибералы, но и закоренелые консерваторы-традиционалисты. Представьте ситуацию, когда семья заробитчан вынужденно вернулась из Италии в Галичину. Годами занимались неквалифицированным трудом на чужбине, чтобы построить крепкий дом в родных краях. «Вить семейное гнездо», «Оставить после себя наследство детям» и прочие средневековые мантры. Только вот зачем возводить двухэтажный кирпичный особняк с фундаментом в окрестностях Коломыи?! Дети заробитчан всё равно не будут в нём жить, т. к. в регионе для них нет работы и они рано или поздно уедут трудиться в другие регионы или страны. В экономически слабой области недвижимость вряд ли вырастет в цене, низкий уровень ликвидности и поэтому возведение дома нельзя рассматривать как инвестицию в будущее. Разумнее в подобных ситуациях возводить небольшое и недорогое жилье.
А так вернулись заробитчане домой. Все сбережения ушли в толщину стен. Спасут их разве что погреб и огород. Да и не факт, что семейный корабль не даст трещину. Люди, оставшись наедине друг с другом в состоянии безделья, легко могут разругаться вдрызг.
Фонды делятся на два вида: накопления и потребления. У кого преобладал фонд накопления, сейчас чувствуют себя комфортно. Оголтелые потребители могут пенять только на себя. Кризисы цикличны, и в их наступлении нет ничего неожиданного.
Коронавирус заставляет тщательно обдумать, взвесить и пересмотреть цивилизационный выбор. В последние годы в украинском общественном сознании слово «европейский» имело сугубо положительный смысл. Чиновники на открытии модернизированных спортплощадок с многозначительным видом произносили, что, дескать, «возведен объект европейского уровня». Только вот я поездил по Европе и не нашел практически ничего привлекательного. Особенно шокирует контраст, когда из Минска прилетаешь в Париж. В столице Беларуси широкие улицы, просторные площади, ухоженная подземка, фасады в отличном состоянии, везде чистота и порядок, никаких уличных торгашей и ошивающихся криминальных личностей. В Париже повсеместно бездомные спят прямо на тротуарах, теснота и грязь в метро, крохотные комнаты и коридоры в жилищах, обшарпанные фасады, узкие улочки с кучами мусора и разводами засохшей мочи на разбитом асфальте, темнокожие назойливо пытаются втюхать сувениры с Эйфелевой башней, на окраинах всё и вся размалёвано граффити. Коронавирус обострил донельзя эти сравнительные размышления. В «свободной» Франции из-за карантина не выйти погулять на улицу — штрафуют! В «тоталитарной» Беларуси нет никаких карантинов и комендантских часов — гуляй, сколько хочешь! Где на самом деле Европа, а где совок?!
Что вы нашли стоящего в пресловутой Европе, кроме шедевров архитектуры, уютных кафе и социальных пособий?! Новые шедевры архитектуры у нас попросту негде ставить, т. к. все свободные куски земли уже отданы под застройку стеклянными офисными центрами и свайно-газобетонными человейниками. Даже если родится новый Гауди, то в Украине не найдется достойного места, чтобы он мог реализовать свои проекты — все красоты останутся только на бумаге. Класс собственников кафе, поколениями работающих в своих заведениях, у нас еще не скоро сформируется.
Тошнотворное наследие советского общепита даёт о себе знать. Чтобы в бюджете были средства на достойные социальные пособия, нужно производить товары, востребованные на мировом рынке, а не экспортировать всё подряд.
Почему в «прогрессивной» Европе сейчас не слышно голосов сторонников эвтаназии и сексуальных меньшинств с их фирменной уловкой «каждый волен делать со своим телом, что хочет»?! Возможность спокойно и беспрепятственно гулять по улицам и шанс заболеть коронавирусом — это как раз и есть то, что каждый волен делать со своим телом, что хочет! Вдруг человек хочет добровольно уйти из жизни, заразившись коронавирусом — это его точно такое же право, как и эвтаназия! Пора перестать разбрасываться штампами с общими словами, начав детально и конкретизировано проговаривать каждый нюанс. Во фразе «мы стремимся в Европу» давно уже нет конструктивного содержания. К чему мы стремимся?! К заоблачной стоимости коммунальных услуг, грязи, вони и засилью мигрантов с гомосексуалистами, как во всамделишной сегодняшней Европе?!
Давайте честно признаемся: мы хотим иметь только европейский уровень доходов. Все остальные европейские практики или не нужны, или не приживутся у нас. Покажите мне хоть одного украинца, желающего платить 49 % подоходного налога, как во Франции! Права человека, уважение к другому, диктатура закона, белые зарплаты — это всё никак не стыкуется с украинским национальным менталитетом. Здесь все хотят порешать проблемы через кума, закрыв глаза на нормы и правила. Невозможно левшу заставить долго работать правой рукой — всё равно будет делать по-своему. Так и украинцам не привить немецкий ordnung, ведь в душе и сердце навсегда Гуляйполе.
Сотни крикунов периодически вопят о демографической убыли и вымирании нации. Только никто из них не хочет посмотреть правде в глаза и сказать, что постиндустриальному миру не нужно множество рабочих рук, как прежде. Те, кто из сел перебрался в областные центры, мечтая жить как в Сохо, теперь будут вынуждены вернуться к сохе.
Украина — прежде всего страна-житница. Мировое распределение труда никто не отменял. Коронавирусный кризис только подчеркнул значимость аграрно-продовольственного сектора. Украине не требуются в таком количестве маркетологи, дизайнеры и флористы — Украине необходимы агрономы, комбайнёры и элеваторщики! Пора констатировать, что у нас нет и не будет никогда никакой Силиконовой долины. Слово «венчурный» дословно переводиться как «авантюрный», а теоретик креативного класса Ричард Флорида, проводящий закономерность между увеличением количества гомосексуалистов и экономическим ростом на исследуемой территории — такой же псевдонаучный шарлатан, как Трофим Лысенко. Мы — аграрная страна. Соответственно средства производства и порождают наше мышление. Хуторское бытие определяет незалежное сознание. Как ни прискорбно, но именно Новые Санжары — это квинтэссенция всей двадцативосьмилетней истории независимой Украины. Коронавирус показал нас миру без прикрас и обнажил уязвимые места, которые долгие годы пытались замалчивать.
Креативный класс обречен на сокращение в Украине. Невозможно сажать теплолюбивые пальмы в вечной мерзлоте. Не приживутся. Да и объективно наступила пора переоценки значимости тех же айтишников: кому теперь сдались их сотни бесполезных приложений для гаджетов?! Ещё недавно человечество беспечно баловалось программами, пририсовывающими людям в соцсетях кошачьи носы и заячьи уши. Взрослые состоявшиеся граждане опустились до постыдных забав уровня начальной школы. Глупые улыбки, дебильные смешки, свинячий визг. Так не должно было долго продолжаться.
Мы построили мир, где ежедневно производятся тысячи бессмысленных компьютерных программ, но не способны в короткое время сотворить вакцину от новой болезни. Коронавирус не карает человечество, а жестко указывает на совершенные ошибки глобального характера.
Пандемия — это лавина, выравнивающая сложившиеся перекосы между накоплением и потреблением. Остаётся только надеяться, что Украина выдержит коронавирусный экзамен, но особого запаса прочности у нашей страны нет.