Порошенко и Медведчук будут постоянно загонять президента в трудное положение.
Марсель Ретиг (Marcel Röthig) возглавляет представительство Фонда им. Фридриха Эберта в Украине и Беларуси. Он начал работать в Фонде в 2013 году – сначала в отделе «Центральные задачи», а затем в представительстве в Российской Федерации. До этого он был сотрудником у различных членов немецкого бундестага.
Партия «Слуга народа» президента Владимира Зеленского, получив почти 44 процента голосов, одержала ожидаемую уверенную победу. В парламент входит большая фракция политических новичков. Означает ли это, что его партия сможет единолично управлять страной?
Действительно, ни один президент не имел такой большой фракции в парламенте как он, и похоже, даже не будет необходимости искать партнера по коалиции. Однако о моноправлении речи быть не может: партия Зеленского существует всего несколько месяцев, ей не хватает структур на местном уровне и опытных кадров, списки кандидатов на парламентские выборы были сформированы в сжатые сроки, и не всегда можно ясно определить намерения некоторых членов партии. Эта проблема дала о себе знать уже при определении состава его правительства. К тому же фракция партии «Слуга народа» далеко не монолитна: в ней можно увидеть как заслуживающих доверия активистов гражданского общества, в том числе в области борьбы с коррупцией, так и бизнесменов или общественных деятелей, приближенных к таким олигархам как Игорь Коломойский. Здесь же стоит упомянуть об известных лицах из шоу-бизнеса.
Кроме того, важную роль играет голосование на мажоритарных избирательных округах, по аналогии с Германией по их результатам будет решаться судьба почти половины мест в парламенте. И здесь тесная связь с представителями местных элит или соответствующим олигархом часто имеет больший вес, чем принадлежность к партии или фракции. Еще Петру Порошенко с трудом удавалось удерживать в узде таких депутатов. У этой фракции будут различные центры влияния, и скорее всего будет тяжело постоянно их контролировать. Следует добавить, что украинскому депутату с трудом можно прожить на свою зарплату. Возможность покупки депутатских решений – давно известная проблема. И вряд ли здесь что-то можно изменить без существенного реформирования системы оплаты труда парламентариев. Если этого не произойдет, то ввиду большого количества новичков-дилетантов возникает угроза того, что многие депутаты опосредованно окажутся уязвимыми.
Какие же силы могут обрести определяющее значение в рядах оппозиции?
По традиции в Украине многие избирательные округа достались так называемым независимым кандидатам, не принадлежащим к какой-либо партии. Как правило, большая их часть присоединяется к самой крупной фракции. Если и этого окажется недостаточно, вполне возможно, что дело дойдет до формирования коалиции, даже если в этом не будет нужды по арифметическим соображениям. Партнером здесь могла бы стать партия «Голос» популярного рок-музыканта Вячеслава Вакарчука, которая также состоит из новичков в политике и показала скорее слабый результат, набрав около 6 процентов голосов, но все же с высокой долей вероятности сможет проявить себя в парламенте. К тому же Вакарчук импонирует национально сознательному и патриотически настроенному электорату Западной Украины, скептически настроенному по отношению к Зеленскому.
Не стоит также недооценивать и роль, которую может сыграть Юлия Тимошенко – наверное, самый большой долгожитель вообще-то короткой политической системы в Украине. Правда, ее фракция, получившая около 8 процентов, будет играть незначительную роль, но вполне может рассматриваться в качестве партнера по коалиции. Сама Тимошенко как вероятный председатель парламента (формально второй по рангу должности в стране) от коалиции могла бы даже стать противовесом президенту Зеленскому, если его власть из-за слишком различных стоящих за ним групп интересов необходимо будет фактически сдерживать.
Как можно оценить результат пророссийских сил?
Открыто пророссийская партия «Оппозиционная платформа – за жизнь», получившая почти 12 процентов, показала второй результат. Теневой лидер этой партии Виктор Медведчук (Путин – крестный отец его дочери) в последнее время все увереннее заявляет о себе и мог бы взять на себя роль лидера оппозиции, которую он к тому же сможет наилучшим образом реализовать благодаря недавно приобретенным через подставных лиц телевизионным каналам. Поэтому существует вероятность эскалации таких намеренных провокаций как визиты в Россию или несогласованные с правительством переговоры по вопросу поставок газа или освобождения пленных, вызывающих громкий общественный резонанс.
Вдобавок к этому партии удалось получить наилучшие результаты в контролируемых Украиной районах Донецкой и Луганской области. Она сумела одержать верх над конкурирующими силами Рината Ахметова, самого богатого человека в Украине. Во главе с Юрием Бойком, Медведчуком и Вадимом Рабиновичем явно пророссийская часть лагеря «синих» одержала победу над донецкими элитами, контролировавшими в течение длительного времени Украину. Присовокупив к этому показателю результаты других или менее пророссийских партий, можно получить около 20 процентов. Если этому лагерю, как и в 2006 или 2010 году в перспективе снова удастся объединиться и сделать ставку на раздражение из-за продолжающегося экономического спада и возможное разочарование, вполне вероятен его возврат к былой мощи на будущих выборах.
Какая роль в будущем предназначена бывшему президенту Петру Порошенко?
Порошенко удалось остановить падение и благодаря своему национально-патриотическому ядерному электорату главным образом из Западной Украины добиться солидного результата, получив около 8,5 процентов голосов. В его фракции оказались многие бывшие министры последнего правительства. Не следует недооценивать его влияние. За 25 лет Порошенко наладил оптимальные деловые контакты по всей стране, является владельцем важных телеканалов и фактически все еще сохраняет большую власть в судах и органах государственного управления. Чтобы гарантировать себе политическое выживание, ему к тому же придется перейти в наступление: если он окажется слишком слабым, могут снова воспрянуть духом его соперники внутри партии. В случае потери влияния для него вдобавок возникает еще и угроза возможного уголовного преследования.
Как Зеленский сможет противостоять давлению оппозиции?
Если посмотреть на запутанную ситуацию в оппозиции, быстро становится ясно, что Порошенко и Медведчук попытаются постоянно загонять Зеленского в трудное положение. Порошенко будет приписывать ему предательство идеалов Майдана и прозападного курса, которым пошла страна, если он будет слишком явно идти навстречу России. В случае значительных уступок Зеленского в отношениях с Москвой и продолжения по сути внешней политики Порошенко Медведчук может перейти в атаку против него, используя всю мощь своей медиа-империи и поддержку России.
Положение усугубляется еще и тем, что Порошенко и Медведчук, невзирая на все политические противоречия, давно знакомы и, похоже, хорошо понимают друг друга до сих пор. Так Медведчуку удалось во время каденции Порошенко расширить свою медиа-империю и вдобавок добиться реальных успехов в бизнесе, в частности, благодаря монопольному праву на продажу дизельного топлива из России. Если к тому же произойдет дальнейшее ухудшение экономического и социального положения простых людей, Зеленский, как и многие из его предшественников, может быстро потерять свою привлекательность.
Какова свобода политических действий Зеленского?
Зеленскому и его будущему правительству придется в содержательном отношении нейтрализовать Порошенко и Медведчука разумной экономической политикой, не упускающей из виду социального баланса, а также нацеленной на диалог внешней политикой и политикой в области безопасности, не отрекаясь в то же время от собственных интересов. Видно, сколь шаткой является опора Зеленского, несмотря на хороший результат на выборах. Ясно, что механическое продолжение предыдущего курса обречено на неудачу в той же мере, что и резкий поворот в сторону пророссийской политики. С точки зрения экономической и социальной политики у Зеленского ввиду больших долгов почти не осталось возможностей для маневра, к тому же в среднесрочной перспективе вполне может произойти дальнейшее повышение прожиточного минимума. Если внешние и внутренние рамочные условия окажутся столь тяжелыми, не поможет даже самая крупная фракция в парламенте.
Интервью провела Клаудиа Детч. ipg-journal.io