За подготовкой к московским сентябрьским выборам следят не только в России. Из критических репортажей западной прессы выводы делают иностранные бизнесмены. Алим Бишенов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнёры», считает, что выводы эти будут неутешительны для всего руководства страны.
Россию снова надо спасать. От кого и чьими руками? Иностранные журналисты, а вслед за ними и инвесторы пытаются нащупать курс, которым идет наша страна. На кону и первых, и вторых — финансовые интересы. Очередным поводом послужили грядущие выборы в Московскую городскую думу, намеченные на 8 сентября 2019 года. Предвыборный сезон в столичный парламент можно окрестить как смутный. Мандат в Мосгордуме — это лакомый кусок пирога. С одной стороны, он дает возможность контроля над значительной городской казной, с другой — при желании народный избранник может сделать успешную политическую карьеру на федеральном уровне. Не припомню, чтобы избирательные кампании предыдущих шести созывов в городскую думу отмечались таким количеством выдвиженцев, идущих не от партии власти. Что касается протестного духа, то со времен «Болотного дела» 2012 года он только усиливается с каждым шагом властей «в сторону», а за последние месяцы их было достаточно: сфабрикованное дело по журналисту Ивану Голунову, аналогичная история с народным активистом Кабардино-Балкарии Мартином Кочесоковым (Кочесоко), халатное отношение муниципальных властей к восстановительным работам после наводнения в Иркутской области, умалчивание о масштабах катастрофы, вызванной лесными пожарами в Сибири и на Урале.
Недовольство народа объяснимо: он перестал чувствовать себя в безопасности. Люди выходят на улицы далеко не в знак поддержки Навального, Соболь, Яшина, а вследствие того, что у них забрали право голоса, право выбирать. Внутри гражданского общества произошел раскол: одни выходят на акции протеста, другие их осуждают, третьи молча за этим наблюдают. Не могу не согласиться с высказыванием Владимира Познера в интервью телеканалу «Дождь», куда сотрудники полиции принесли повестку на допрос главному редактору: «Народу надоело!» Может, оно и так. В СМИ неоднократно звучали пугающие прогнозы о революции-2019, и картинкой ретранслировался 1917-й с его обысками, арестами, подпольными военными организациями, заговорами и ссылками. Социологи по уровню вовлеченности активного электората в кампанию находят перекличку с первыми выборами Верховного Совета СССР 1937-го. Зарубежная пресса тоже не стесняется с оценкой происходящего в российской столице. Так, The Independent (Лондон, Великобритания) отметил: «Отстраненные от предстоящих выборов в Московскую городскую думу оппозиционные политики призвали своих сторонников добиться кардинального пересмотра решения об их отстранении. К середине дня вторника почти всем независимым кандидатам, выдвинувшим свои кандидатуры на этих выборах, было объявлено, что их не допустят. А вот значительное большинство кандидатов, получивших добро на участие в выборах, являются сторонниками Владимира Путина».
Иностранцы склонны во всем видеть «след Путина» как олицетворение существовавшей некогда в СССР машины репрессий НКВД-КГБ. В России не успели сказать «А», как макроэкономика уже откликнулась ослаблением позиции рубля на валютном рынке. Против российской валютной системы работают ожидания игроков рынка относительно снижения ключевой ставки ЦБ, а также укрепление доллара, который обрел уверенность на фоне стабилизации внутриполитической обстановки в США.
Америка являет миру настоящее экономическое чудо: экономика показывает прирост более чем на 3 процента в год, фондовый рынок демонстрирует блестящие результаты, а доходы американцев растут. И это на фоне российской нестабильности: нашей экономике это явно не на руку.
В рамках моей профессии и общественной работы в Торгово-промышленной палате России, связанной с финансовыми расследованиями и обеспечением безопасности предпринимательской деятельности, я постоянно сталкиваюсь с необходимостью правовой защиты бизнес-активов моих клиентов. По сравнению с 2015 годом сегодня в наиболее выгодном положении оказались энергетика и промышленность — вливания в них увеличились за счет частных инвесторов из Китая и ОАЭ. Однако западные партнеры в течение прошлого года только выводили средства из нашей экономики. Как свидетельствует статистика, в списке 23 ключевых развивающихся рынков мира за 2015–2018 годы Россия опустилась на последнее место. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в российский бизнес без учета реинвестированных доходов составили 0,2 процента ВВП — меньше, чем у Нигерии, Венесуэлы и Украины. Россия сегодня находится в политической изоляции, что отталкивает иностранный капитал. Для нашей страны это оборачивается полным фиаско, поскольку в современных реалиях именно ПИИ могут рассматриваться как фактор, стабилизирующий российскую экономику. Но есть и другие причины. В отличие от экономики соседней Белоруссии, где ключевым фактором снижения ПИИ выступает начатая в 2015 году политика дедолларизации, в нашей стране это сложные политические процессы и непредсказуемые реформы, усугубляющие социальный фон. Добавим к этому жесткие административные препоны, негативный инвестиционный климат, низкий потенциал роста, и вот уже можно понять инвестора. Он предпочтет не разбираться, а, к сожалению, выберет более комфортную страну для развертывания своей бизнес-истории.
Что послужило отправной точкой новых проблем России? Период с 14-го по 25 июля отмечен отказом Мосгоризбиркома в регистрации 57 кандидатов (Любови Соболь, Дмитрия Гудкова, Ивана Жданова, Ильи Яшина, Константина Янкаускаса и других), обысками у оппозиционеров и акциями протеста. Это и подтолкнуло поддерживающих самовыдвиженцев граждан выйти на митинги. Однако уличные акции в силу большого количества участников перестают быть согласованными, за административные правонарушения карают уголовными преследованиями по части 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенное группой лиц по предварительному сговору», предусматривающей до пяти лет лишения свободы. Конечно, граждане лютуют. В итоге субботний митинг прошел под эгидой массовых задержаний и жестких стычек. По мнению очевидцев, силовики заполнили центр города. И здесь подключение ФСБ выглядит как подстраховка после прошедшего 20 июля согласованного митинга на проспекте Сахарова, куда пришло от 12 до 22 тысяч человек. Задержанных незарегистрированных кандидатов от оппозиции все-таки освободили. На встрече кандидатов с председателем Центризбиркома Эллой Памфиловой было заявлено, что «главная задача — восстановить кандидатов». А это значит, что если сейчас не стабилизировать обстановку, то нас ждут очередные волнения и противостояние коалиции.
Однако зарубежные страны видят мир глазами своих СМИ, вернее, учредителей этих СМИ — людей солидных и значительных. Как гражданину России и жителю Москвы, мне небезразлично, что происходит вокруг сложившейся ситуации и какие сообщения наводнили СМИ и частные блоги. Издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (Франкфурт, Германия) написало:
«На карту поставлена репутация Собянина в качестве путинского управляющего в Москве… Сверкающей, постоянно обновляющейся за большие деньги Москвы мало многим жителям столицы — они хотят улучшения медицинского обслуживания и образования, прекращения коррупции или возможности участвовать в политической жизни».
«В последние несколько месяцев россияне по всей стране выражали недовольство из-за повышения пенсионного возраста, создания мусорных свалок, ужесточения контроля над свободой выражения мнений в интернете и по другим причинам», — отметил The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США).
Как адвокат, считаю, что во избежание эскалации народного волнения весь предвыборный процесс должен проходить с четким соблюдением Избирательного кодекса города Москвы. В нем закреплены принципы участия в выборах и избирательные права, которые изначально закрывают все лазейки для недобросовестных кандидатов и при этом в полной мере дают возможность каждому гражданину столицы реализовать свое избирательное право. Выборы должны проходить цивилизованно. На Россию весь мир смотрит. И динамика прямых иностранных инвестиций наглядно отражает настроения бизнеса. Экономика нашего государства — увы! — непредсказуема. Еще классик писал: умом Россию не понять, аршином общим не измерить. А когда бизнес сомневается в завтрашнем дне, он будет перестраховываться и склоняться к наиболее пессимистическому сценарию развития событий. Не решать накапливающиеся как снежный ком проблемы было бы верхом безрассудства. Прямые иностранные инвестиции нужны нам как воздух и позволяют стране держаться на плаву, не оставаясь в полной изоляции в макроэкономическом пространстве.