Все три фильма — «Бойня на Майдане», «Украина в огне» и «Нерассказанная история Украины» связаны не только общими месседжами, но и людьми, которые их делают. Ассоциированным продюсером последнего выступил и Егор Бенкендорф.
Фильм «Нерассказанная история Украины» вызвал, мягко говоря, множество вопросов и острых реакций. О нем написали множество украинских СМИ, но в основном в статьях обсуждают содержание этого фильма. В то же время остается неизвестным один из важных вопросов: кто финансировал проект и кто его, собственно, создавал — в фильме, выложенном на ютьюб-канале Виктора Медведчука, титров и копирайта нет. Однако проанализировав открытые источники, можно найти интересную информацию о создателях фильма.
Начнем с режиссера — им является бывший украинский продюсер, член Гильдии украинских продюсеров Игорь Лопатёнок. После переезда в Россию он занимался колорированием черно-белых советских фильмов и продюсированием фильмов. Затем стал американским гражданином. Наиболее известная его работа в качестве американского продюсера — мультфильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король» 2010 года.
В 2014 году фамилия Лопатёнка внезапно возникла в связи с фильмом «Бойня на Майдане». Его снял некий американский режиссер Джон Бек Хофманн, консультантом в этом фильме выступал небезызвестный бывший креативный продюсер «112 Украины» Виктор Зубрицкий. В фильме рассказывали про снайперов, которые, мол, специально убили на Майдане людей, чтобы в Украине произошел государственный переворот. Лопатёнок был продюсером этого проекта — а затем продюсером и режиссером еще двух аналогичных по смыслу: «Украина в огне» и нынешнего, «Нерассказанная история Украины». Он также был продюсером еще одного проекта — четырехчастного полотна «Интервью с Путиным». Во всех трех последних проектах — об Украине — в качестве продюсера и интервьюера принимал участие и Оливер Стоун.
Помимо Лопатёнка и Стоуна, есть еще несколько людей, которые заняты в съемках всех этих проектов: уже упомянутый Джон Бек Хофманн — он не только режиссер первого фильма, но и автор музыки ко всем трем; Евгений Цапенко — он продюсер «Украины в огне» и «Бойни на Майдане»; тот же Зубрицкий — консультант картины «Бойня на Майдане» и продюсер «Украины в огне»; Александр Ампилогов — редактор «Украины в огне» и «Нерассказанной истории Украины», он же — редактор фильма «Интервью с Путиным»; Людмил Козаков — ассистент режиссера и монтажер проектов «Бойня на Майдане» и «Украина в огне» — и так далее. В конце концов, у обоих фильмом — «Украина в огне» и «Нерассказанная история Украины» — одна заставка: видимо, решили не тратиться.
Первый фильм, «Бойня на Майдане», снимался продакшеном ID Pictures, LCC — единственное упоминание о нем на сайте IMDBсвязано именно с этим фильмом. Поиск в гугле тоже не выдает других проектов компании. Зато находится продакшен I D pictures Ukraine, LCC — с августа 2014 года, когда компания была зарегистрирована, и до февраля 2019 года эта украинская компания носила такое название, а затем сменила его на «Блік фільм студио», но директором остался тот же человек, Михаил Майлис. В этом году «Блік фільм студио» подавалась на питчинг Госкино — больше о проектах этого продакшена найти ничего не удалось. Михаил Майлис также является продюсером тревел-шоу «Особенности национальной работы» на ICTV.
Еще более загадочно выглядит компания-производитель двух последних фильмов — «Украина в огне» и «Нерассказанная история Украины»: их снимала студия Another Way Productions.
О других проектах Another Way Productions в российских СМИ сообщается, что фильм Оливера Стоуна «Сноуден» снимал именно этот продакшен — хотя на сайте IMDB упоминания об этом нет. В планах компании в 2017 году также был фильм о весьма болезненной для России теме — антидопинговых скандалах. Фильм анонсировали в российском СМИ так: «Это документальный проект, раскрывающий закулису мировой антидопинговой системы» — и должен был, по задумке авторов, раскрыть глаза на несправедливость дисквалификации российских спортсменов и предвзятости Олимпийского комитета. Продюсером этого продакшена в статье значится уже знакомый нам Джон Бек Хофман – он высказывал надежду, что в фильме тоже примет участие Оливер Стоун. Помимо Another Way Productions фильм должна была снимать другая «американская кинокомпания — Global 3 Pictures», главой которой, по стечению обстоятельств, является Игорь Лопатёнок. На сайте компании указывается, что она раскрашивает черно-белые советские фильмы и была причастна к созданию того же фильма Стоуна «Сноуден». В тоже время, в соцсети LinkedIn есть страница Данила Лопатёнка, сына Игоря, – в недавнем времени студента американского колледжа, который с 2015 года является CEO компании Another Way Productions.
О самой компании мало что известно – у фильмов «Нерассказанная история Украины» и «Украина в огне» есть собственный сайты, на которых частично указаны члены съемочных групп, главный герои и так далее. А еще на сайте «Нерассказанной истории Украины» внизу главной страницы есть приписка: «С любовью к Украине».
В этой истории есть еще один участник — мало афишируемый, но очень интересный.
Еще в 2014 году журналистка Олеся Анастасьева выяснила, что у фильма «Бойня на Майдане», помимо Зубрицкого и Бека Хофмана, был еще один соавтор: Елеонора Граната-Дженкинсон. Например, именно она получала приз зрительских симпатий за этот фильм на кинофестивале в Сиенне (Италия). Затем она же выходила на сцену вместе с Оливером Стоуном и Игорем Лопатёнком, чтобы уже на фестивале в Таормине (Италия) получить приз за фильм «Украина в огне» в 2016 году. Ни в первом, ни во втором случае в титрах фильма Граната-Дженкинсон не упоминалась.
При этом Граната — не малоизвестный продюсер. Она несколько лет занимала должности программного директора секции полнометражного кино на кинофестивале в Майами, была отборщиком США на кинофестивалях в Локарно и том самом фестивале в Таормине, семь лет была представителем США и программным советником Венецианского кинофестиваля. Также она была программным директором Киевского кинофестиваля в 2011 году. А с 2012-го по ноябрь 2013-го год былауполномоченным представителем Российской кинокомиссии в США — это дочерняя организация государственного агентства Роскино.
Оставив российское представительство в США, она организовала в 2014 году собственную компанию Melograno Films. О деятельности компании сообщается, что она приобретает фильмы для фестивалей, осуществляет копродукцию, занимается фестивальным консалтингом, пиаром и маркетингом для своих клиентов. Среди клиентов фирмы указаны несколько кинокомпаний, Итальянская комиссия по кинематографии в Лос-Анджелесе и все та же Российская кинокомиссия в США.
Еще один любопытный факт: в версии, выложенной на ютьюб-канале Виктора Медведчука, нет титров, но в репортаже, снятом каналом «112 Украина» в Таормине в этом, 2019 году, — по случаю вручения очередной премии этого фестиваля Лопатёнку и Стоуну, — они видны. Там прямо за фамилиями Лопатёнка, режиссера фильма «Нерассказанная история Украины», Оливера Стоуна, продюсера и интервьюера, четко читается фамилия Элеоноры Гранаты-Дженкинсон — она задействована в фильме как ассоциированный продюсер. Еще один ассоциированный продюсер последнего фильма Лопатёнка — генеральный директор канала «112 Украина» Егор Бенкендорф.
Из открытых данных не ясно, как и кем финансировались все три посвященных Украине проекта, которые продвигают российские пропагандистские месседжи. Но очевидно, что все три проекта очень плотно взаимосвязаны — и командой, и искренним интересом к проблемам России и ее имиджу на международной арене.
«Детектор медиа» обратился к Егору Бенкендорфу с просьбой рассказать о его участии в проекте, о том, как финансировался фильм и были ли вовлечен в его создание канал «112 Украина». На момент публикации ни на сообщения, ни на звонки «Детектора медиа» Бенкендорф не ответил.
Обновление: Егор Бенкендорф ответил на некоторые вопросы «Детектора медиа», и рассказал, что он участвовал в «адаптации» фильма для украинского рынка:
«Возможно, её [фамилию] указали в титрах, т.к., насколько мне известно, фильм адаптировался для показа в разных странах. Для Украины его нужно было перевести, озвучить и т.д. К производству же самого фильма я не имею никакого отношения», — написал Бенкендорф. Он добавил, что «принял участие в переводе». После чего перестал отвечать на вопросы «ДМ», сославшись на занятость.
Без ответов остались следующие вопросы: кто финансировал фильм (или его адаптацию к украинскому рынку), принимал ли какое-то участие канал «112 Украина» в проекте. И еще один: почему фамилия Егора Бенкендорфа указана в титрах во время премьерного показа фильма на фестивале в Таормине – то есть в неадаптированной для Украины версии фильма.
Гала Скляревская. stopfake.org