К войне, как правило, готовятся те страны, которые решили начать эту самую войну. Страны, которым уготована участь жертвы, к войне не готовы. Почему так происходит в условиях современной системы разведки, вопрос, наверное, к специалистам. Я лишь констатирую факты.
Если брать современную российско-украинскую войну, то я бы сказала, что подготовкой к ней РФ занималась более 10 лет. Нам так часто и так фанатически талантливо доказывали, что РФ наш «стратегический брат, друг и партнер», что убаюкали большую часть населения. Проведите опрос вне своего круга общения, и он вас удивит.
Даже не удивляет, а шокирует количество граждан Украины, которые не видят в РФ агрессора, которых раздражает позиция национализма, армии, религии, мовы. И если кто-то думает, что «я вас туда не посылал», это единичное и ватное, как принято у нас говорить, он ошибается, это мнение большинства.
Мы привыкли общаться в своем узком круге единомышленников (вред соцсетей, где можно создать круг общения), и, а это видно по реакции людей на результаты выборов в Украине, мир вне нашего круга общения, шокирует нас. Люди с не такой, альтернативной позицией, шокируют нас, как будто мы только что их обнаружили. Это проигрыш в информационной войне.
Одни удивлены тем, что можно бесплатно любить Украину (по телевизору сказали, что только за деньги) и видеть в ней перемены к лучшему, вторые в ужасе от того, что человек, владелец элит-гостиницы для животных, пишет, что ест полвареника и ему не чем платить коммуналку, третьи в шоке от количества тех, кто ненавидит свою страну и не видит в ней перемен, четвертые с ужасом открыли, что живут они не в СССР, а в непонятном для них мире, и категорично требуют вернуть их взад…
Жаль, что общество пропустило тот момент, когда граждане нашей страны стали жить в своей альтернативной реальности, предложенной ими соцсетью или телевизором. Еще больше жаль, что общество пропустило тот момент, когда телевизор стал формировать внешний и внутренний мир жителей нашей страны. А еще страшнее, что наше общество пропустило тот момент, когда в нашей стране людей начали раздражать такие темы, как армия, война, оккупант, религия, национальная идея, мова, реформы, движение социума вперед, гражданская эволюция. Социум раздражительно протестует против всего, что может изменить или повлиять на его привычную жизнь. Почему?
Интересный вопрос. Вообще, эти выборы, как море, выбросили на берег столько «камешков», что можно написать роман, исследуя течения «демократии», регулируемые в ручном режиме.
Но, это длинно, и вряд ли интересно читателю. Лонгрид утомляет, а без длинного текста ничего не объяснишь. Поэтому я остановлюсь в этой части статьи на одном участке гибридной войны, информационном, чтобы напомнить читателям о его существовании и показать его влияние уже не только на граждан Украины, но и на другие страны, находящиеся в поле влияния РФ.
Итак, информационное воздействие на социум, как одно из оружий гибридных войн или Почему мы потеряли бдительность на этом участке фронта.
Украину убаюкали. Тщательно. Целенаправленно. Любые ростки гражданского сознания тут же глушили и прибаюкивали информационными симулякрами «будет хуже», «ничего не меняется», «все плохо».
Ну, «Европа США-зло», «Россия-стратегический партнер», «какая разница на каком языке», «бандеривщина», «селюки» — как без этого. Под эту колыбельную, которую синхронно пели населению и украинские СМИ, и украинские политики, армия распродавалась, оборонные предприятия разрушались, население впитывало в себя псевдоисторию и псевдокультуру, вытесняя из себя свою страну, культуру, историю, мову. Это я о далеком, о начале, об истоках.
Получив независимость, мы так доверились внутреннему информационному продукту, что обозначение «укр» воспринималось, как добросовестная информация украинских СМИ. И мы забыли, что журналистика — это просто работа, просто зарплата, просто деньги, просто договора, просто оплата информации. Что ведущие телеканалы страны частные, то есть, это всего лишь бизнес определенных бизнес-групп, и чаще всего, информация, это продукт, который продают, покупают, заказывают те, кто может заплатить. Частное телевидение — это бизнес, приоритет и защита интересов владельца. И в нем, в бизнесе, в телевидении, нет места, а жаль, гражданственности и национальной идее.
Национальное телевидение оказалось слабее и проигрышнее. Ну, свобода слова она такая, коммерческая и свободная.
Нас затянуло в российский продукт, а информационное поле стало гибридным полем сражения, где сражались за рейтинг канала, за покупателя и потребителя, вынеся интересы страны за рамки. А потребитель информационного продукта хотел простого, сериала, где все хорошо и любовь, битвы экстрасенсов, где все просто, шоу, где все красиво, или же, где кровь и скандал, как рядом по соседству. То есть привычной жизни.
Телевизор реагировал. Корректировал эмпатии. Сначала для рейтинга зарплаты журналистов канала. Потом для бизнеса своей группы. Потом для политики бизнеса своей группы. Потом для заказчика извне. Потом…
Я давно об этом пишу, еще с марта 2014-го, когда видела влияние телевизора на население: поверьте, пропагандисты всегда дают потребителю информации слышать то, что он воспринимает. Причем, воспринимает позитивно. И если потребитель позитивно воспринимает негатив по отношению к своей стране, ему дадут этот негатив.
На Донбассе потребитель воспринимал «Россия все даст и много», «Украина и Европа — это мыть ж*пы и загнивать». Все вот эти «мы работаем-они скачут», это не из телевизора, как многие думают, а трансляция телевизором мнения людей.
То же сейчас было использовано на выборах. Людям разных областей, категорий, возраста, давали порционную информацию на основании исследования их соцпрофилей. Патриотам-патриотизм. Любителям РФ-Путина. Уставшим от войны-мир. Зубожылым- дешевые газ, ЖКХ и колбасу.
Чтобы получить доверие потребителя информации, информатор не должен его оттолкнуть, то есть дать исключительно ту информацию, которая воспринимается потребителем, и воспринимается исключительно положительно.
Вот в ОРДЛО до сих пор просто млеют, если новости об Украине или странах ЕС негативные. Погромы во Франции — отлично. Горит Нотр Дам — замечательно! На России Путин поцеловал коровку в животик — мимими!
Посмотрите, как радостно они бегут за российскими паспортами, без вопросов. Без оглядки. Полное доверие к предложенному продукту. Скажите им «вас как граждан РФ будут призывать на любую войну», ступор, не восприятие, реакция «ты укроп», как защитная, ведь ты вопросом ломаешь их симулякративный мир, где «нам обещали».
Людьми стало управлять легко при помощи телевидения и социологии, добавили сюда диджитал, цифру, психологию, и… можно управлять странами.
Заставить завтра Эстонию сделать себе «брексит», выйти из ЕС и НАТО, войти в состав СССР — легко! Предпосылки уже созданы, страна уже убаюкала себя.
Эти выборы, как и эта гибридная война, меняющая страну изнутри, показали, что современный мир, современная оккупация, это не всегда оружие. Современная война и современная политика — это просто социология, менеджмент, таргетинг, цифровое управление социумом, диджитал-компании продают потребителю условный стул.
Вам не продадут фисташковое мороженое, если оно у вас вызывает негатив, вы хотите малиновое мороженое, реклама просчитает вас и предложит малиновое мороженое. Так и с партиями, референдумом, страной, ее курсом. Это новый мир психологической цифры, взятый на вооружение политиками. И нам в нем жить.
Вас не удивляет то, что на одной странице поздравляют кандидата те, кто видит в нем украинского Сталина (всех расстрелять по доносам почитателей) и украинского Бельцеровича (способного провести жесткие реформы), те, кто ждет от него «назад в СССР и расстрелять всех бандер», и те, кто уверен «Украина-это Европа», те, кто «мир любой ценой» и «мир-это наша победа над Россией», одни хотят «Саакашвили –прокурор», вторые тут же сообщают «только не Саакашвили»… И эти люди не замечают ни друг друга, ни отсутствия у кандидата тех или иных обещаний, гарантирующих им исполнение их личного «пабагатому»?
Меня не удивляет, так как я все это уже видела на Донбассе. Один к одному. «Референдум» 2014-го. Все голосовал за свое. И теперь, когда показываешь «бюллетень» жители ОРДЛО удивляются — «нет, у нас такого не было, был за…».
Разве это демократия и свобода? Разве это свободный выбор? Разве это не психологическое насилие и агрессивная реклама? Разве управление социумом и влияние на результаты выборов манипуляциями сознания не ставит крест на свободе демократии? Я еще пытаюсь разобраться в нахлынувших на меня вопросах.
Просто для меня любая манипуляция с 2014-го года, это война. Любое воздействия информации на человека, это война. Любые заигрывания с темной стороной желаний социума, это война. Я вижу мир только через призму войны. А как иначе?
Украина на 2014-й, да и на 2019-й, оказалась не готова ни к информационной войне, ведь ее против своей страны начали вести ее же СМИ, ни к военной, ни к политической, ни к психологической агрессии, которые являются составляющими современных гибридных войн.
Сейчас, наблюдая тенденции к обкатке российским телевидением стран постсоветского пространства, рост популизма в мире, торжество левых, комми, мадуризм, я понимаю, что миру не избежать смены границ и потерь государствами своей независимости.
Когда мы говорим Европе, что мы, Украина, их щит, они не понимают. НАТО стало симулякром и мифом, обещающим незыблемость стран-участниц. Но мир меняется, и завтра диджитал-кампания может из любой страны сделать «союзную республику» или вывести ее из НАТО и ЕС. Демократия она такая, демократическая.
Еще вчера нас объединяла беда. Уже сегодня среднестатистический гражданин, потребитель телевизионного продукта, ответит набором СМИ-маркеров, которые чаще всего совпадают с кремлевской пропагандой — «Порошенко напал на Донбасс», «Майдан-кровавый переворот», «из-за Порошенко гибнут патриоты», «Минские соглашения-удавка на шее Украины», «котел», «Порошенко виноват в Дебальцево и Иловайске», «мы же братья», «нас поссорили политики», «Путин хочет вернуть СССР», «Украина загнивает», «мову на хлеб не намажешь».
Сколько людей из социума имеет критическое мышление, привычку не только слушать, но и читать, и использовать различные источники информации? 10-20%. И все! Остальные останавливаются на «сказали по телевизору».
Мы избирательно относимся к информации. Мы берем только ту, которая, правильно, соответствует нашим убеждениям. Точка! На этом и играют современные кукловоды.
Поэтому у среднестатистического гражданина Украины в войне на Донбассе, в аннексии Крыма, Луганской и Донецкой областей виновата Украина. В смерти наших воинов на фронте, виновата Украина. В «котлах» — а этот термин ввела в оборот РФ — виновата Украина. В обстрелах Луганской и Донецкой области — виновата Украина. Украина виновата даже в банальном сраче возле дома среднестатистического украинца.
В этом круге вины нет ни оккупанта, Российской Федерации, ни позиции Путина, ни позиции Кремля, ни самого среднестатистического. Их умело вынесли за скобки массовым манипулированием и тысячным проговариванием заданных для населения маркеров — вам туда, ваш враг там.
Большинство любит, когда виноват кто-то. На этой «любви» построена вся современная технология выборов. Как и на ожиданиях, что «завтра будет хорошо», «кто-то сделает».
Поставьте слоган «чтобы жить хорошо, нужно сегодня работать», и вы в проигрыше. Поставьте слоган «мы сделаем, чтобы вы завтра жили хорошо», и победа обеспечена. Как «сделаем», «когда это завтра», и что входит в слово «хорошо», выносится за скобки, как рекламодателем, так и самим потребителем рекламы.
Нас накачали ненавистью. В тренде ненависть к Украине. Ненависть к своей стране.
Рекламный ролик команды Зеленского, который шел в соцсетях Черкасской области — «Країна, яка пропахла Порохом, повинна зазеленіти». Порох с большой буквы. Манипулятивно притянуто к фамилии Порошенко, которого в соцсетях часто называют «Порох». Порох — это война. Не Россия, не Путин, а именно он, враг Украины, Порох-Порошенко.
Путин и Россия вынесены за скобки. Их больше нет. Война — это мы, Украина. Оккупант вынесен за скобки. Чей Крым, мы так и не услышали в политических баталиях селебрити.
Сейчас в Черкасских группах массовая истерия «9 мая-День Победы», «деды воевали» можно прочитать на русском и украинском. «Наше право праздновать отнято бандеровцами», так же звучит двуязычно.
И если вы думаете, что выборы закончились, вы ошибаетесь. Еще не стерты Майдан, АТО, ООС, не переменены Герои на «героев», а террористы на повстанцев. Это не РФ выдает паспорта «народу Донбасса», это мы выдаем паспорта россиянам. Это не Путин напал, это старая олигархическая власть спровоцировала Путина и сдала Украину. Технология работает. Сколько у нас времени? Полгода? Год?
Нас пять лет искусно и профессионально учили ненавидеть страну. Сколько уйдет времени, чтобы нивелировать сегодняшние маркеры Украины, той Украины, за которую мы боролись?
Нас больше десяти лет воспитывали на том, что негативная информация является приоритетной. У нас население реагирует исключительно на негатив о своей стране. Позитив априори не воспринимается ни на слух, ни визуально, и даже вызывает отторжение. Негатив-наше все! Ах, да, и в зоопарке родилась пандочка.
В негатив по отношению к Украине верят, негативную информацию воспринимают, негатив уже любят и ждут.
Все пошло плохо после выборов, не исполнились чьи-то «пабагатому»- это все «папередники», «это старая власть мешает», «еще чуть-чуть», «а там еще хуже»- маркеры давно готовы.
Психологическая обработка дала свои результаты. Они страшны для страны, для настоящего и будущего. Их пока видят единицы, вот эти результаты психологических манипуляций, подмены понятий, вынесения за скобки того, что нужно скрыть, формирование образа врага или того, что нужно уничтожить, но они уже работают. И условно вылечить страну, это еще десятилетия.
Еще пару лет информационной работы СМИ, и 80% населения Украины будет маршировать в военной форме времен СССР, ставить назад памятники Ленину, проклинать Майдан, сносить памятники Героям Майдана и АТО и радоваться тому, что Украина исчезнет с карты независимых политических государств, став частью нового гетто условного «союза советских».
Заметьте, в нашей стране на ведущих телеканалах можно смело было критиковать Порошенко, но нельзя плохо говорить о России и Кремле, Путине и войне, о Голодоморе, Второй Мировой (преобладающий маркер СМИ — Великая Отечественная), геноциде украинцев, уничтожении нашей культуры и мовы, насильственной русификации, оккупации Украины РФ.
Вы не заметили, но рассказывая и исходя желчью о «барыгах», СМИ условно затачивали население к негативному отношению ко всем, кто работает, зарабатывает чуть больше. И вот уже предприниматель-барыга, фермер-барыга, олигарх — нарицательное слово, богатым быть стыдно. Забрать и поделить, всех расстрелять, подпитывает протестное население. Не стремление изменить страну путем проведения реформ, а увеличить свое состояние путем насильственной смены власти и насильственного отъема имущества.
«Если победят наши, всех неугодных в лагеря»… «Всех расстрелять»… В примеры «лучшей жизни» вернулись Сталин, КНДР, ГУЛаг…
Олигарх в Украине — это враг. Олигарх на России — это честный бизнесмен. Украина олигархическое государство, Россия — свободная от олигархов страна. Маркеры они такие…
Гибридная война, гибридная оккупация. У войны много граней и много участков фронта. Большая часть социума не задумываясь произносит за журналистами все направляюще маркеры, лишь бы в них содержался негатив о стране, негатив о людях, выбранных во враги «нации», активно выносит за скобки неудобное, активно вносит в скобки нужное манипуляторам.
А потом становятся «экспертами», знающими, как закончить войну за три дня, провести реформы, забрать и поделить, всех расстрелять, и, что самое важное в гибридной войне, социум становится основным оружием, направив которое, оккупант, демократически проведя референдумы внутри страны, избавит нас руками наших же граждан от независимости, мовы, страны, истории и самого народа.
Выдать паспорта всем «хорошим» россиянам? Да, пожалуйста! Отдать «кемську волость» — Крым, Донбасс в рамках Луганской и Донецкой областей? Секундное дело! Сформировать большинство для участия в референдуме по признанию государственным русского? Полгода работы СМИ! Снять ответственность за войну с РФ? Ой, это уже выполнено!
Свобода слова и демократия больше ничего не значат в нашей стране. Это всего лишь ключ к манипуляции сознанием. СМИ направляют социум по тому пути, за который они получили гонорар.
Свобода слова и демократия — это всего лишь поле для войны, инструмент на котором играют населением.
Свобода слова и демократия ничего не значат, если 90% информации, звучащей об Украине в Украине, это ненависть и негатив.
Вы представляете себе национальные СМИ США, Германии, Франции, Италии, Израиля, поливающие грязью свой народ, культуру, язык, историю, страну, ее реформы возвышающие оккупанта? Я — нет! Хотя, мир такой непредсказуемый.
Цитата: ««Аналитики Центра информации о безопасности и обороне не могли оставить без внимания взгляды русскоязычной молодежи Эстонии на современные конфликты, мнение о которых формируется под воздействием информационных потоков, где значительное влияние оказывают кампании по дезинформации и пропаганде», — пишут авторы исследования Дмитрий Теперик и Григорий Сенькив. В качестве характерного примера был рассмотрен российско-украинский вооруженный конфликт.
По мнению более половины респондентов (51%), именно сама Украина в большей степени ответственна за эту войну. Практически каждый третий русскоязычный молодой человек или девушка в Эстонии думает, что больше всего в разжигании войны виноваты сама Украина или США. При этом 84% опрошенных представителей русскоязычной молодежи Эстонии убеждены, что Россия не может представлять реальную угрозу безопасности страны.
61% молодых респондентов выступает за смягчение санкций против России, а 51% не поддерживает вариант принятия беженцев с Украины в случае обострения там войны. Из этого исследователи делают вывод, что «враждебной пропаганде удалось успешно повлиять на мнения русскоязычной молодежи Эстонии по поводу войны в Украине».
В целом же, авторы констатируют, что русскоязычная молодежь Эстонии недостаточно осведомлена о ключевых позициях политики безопасности и государственной обороны. Результаты опроса показали, что большинство русскоговорящих молодых людей и девушек в Эстонии видят картину государственной безопасности фрагментарно, разделяя такие понятия как срочная служба, потенциальные угрозы, гаранты безопасности Эстонии, Силы обороны и их функции, военных союзников и НАТО, современные конфликты, а также геополитические действия России».
В Эстонии уверены, что их защищает НАТО. В Эстонии национальная безопасность и национальная идея возведены в красный угол внутренней и внешней политики. Просто они не знают, сколько эстонцев перечисляет деньги «повстанцам» Донбасса, то есть финансирует терроризм, сколько пишет в соцсетях о реванше и возврате в СССР, ненавидя Эстонию, сколько презрительно выражается о НАТО и ЕС и мечтает о жизни в СССР. Граждане Эстонии с правом голоса. В соцгруппах любителей СССР Украины, в соцсетях «республик» «лнр и днр», в соцсетях РФ.
Год работы в соцсетях диджитал-кампании, грамотный таргетинг и… Цифровой мир он такой.
В Эстонии работает полный набор раша-СМИ, кремлевских медиа-групп, русскоязычные граждане Эстонии полностью доверяют получаемой из российских каналов информации. Недовольство жизнью по законам ЕС среди русскоязычных и ностальгия по СССР-РФ только увеличивается, более того, ею питается и молодежь, которая никогда не жила в условиях СССР и РФ.
Травматический опыт Донбасса не был учтен даже Украиной. Будет ли учтен странами НАТО и ЕС травматический опыт Украины и системных информационно-технологических манипуляций, оттачиваемых на украинском социуме, так повлиявших на формирование общественного мнения украинцев о своей стране?
Олена Степова, для ИС