Если Петра Порошенко повторно изберут Президентом, ему точно стоит наградить своего главного технолога Игоря Грынива каким-нибудь совершенно особым орденом.
Это именно он, Игорь Алексеевич, удержал воедино команду гаранта – всех этих замов, глав ведомств, глав ОГА и прочих приближенных к власти людей – на протяжении весны, лета и даже начала осени 2018-го, когда рейтинг Петра Алексеевича демонстрировал скудные пять процентов (плюс-минус). Удержал, не допустив «бегства с тонущего корабля». Последовательный поклонник «Сунь-цзы», Грынив воспользовался советом древнего китайского полководца – «выиграв битву в головах, еще до ее, битвы, начала». То есть, попросту убедил всех – включая олигархов, представителей топ-элит (это – важный момент) – что Порошенко, вопреки безжалостным цифрам, имеет шансы не просто на второй тур, но на победу. Грынив создал миф, но в него поверили, что позволило сторонникам Президента выиграть время, собраться с силами и начать действовать. Тогда как его противников миф сдерживал от активных контрмер («ну, мало ли? А если все же…»).
Усилия принесли плоды. По результатам декабрьских исследований Фонда «Деминициатив» имени Илька Кучерива, проведенных совместно с Центром Разумкова, в последние дни года уровень поддержки Президента измерялся 13,8%, Юлии Тимошенко – 16,1% (Владимира Зеленского – 8,8%, Юрия Бойко – 8,4%). На Банковой настроены оптимистично: в перспективах второго тура для действующего гаранта уже практически не сомневаются, главным оппонентом считают Юлию Тимошенко (что логично).
Вместе с тем, осознают: концепция «Порошенко – меньшее зло» залогом финального триумфа не является. Для того, чтобы получить искомое, необходимо предпринять несколько прорывных действий. В том числе для дискредитации ключевого противника. «Рабочий план» уже составлен. Имя ему «Павел Лазаренко».
“Юлина тысяча” по-новому
Слоган «Армия. Язык. Вера» появился еще в начале не объявленной кампании Петра Порошенко. «Большую часть своего потенциала он уже отработал. Сейчас, в ходе «Томос-тура», мы ожидаем прибавки президентского рейтинга еще на 2-3 процента. Но это – максимум, причем очень оптимистичный. Ну, а дальше нужно будет вводить новые элементы, не забывая, конечно, напоминать о прежних заслугах», – делится источник в окружении штабистов гаранта.
Следующая волна – меры экономического характера. Из «фишек» анонсировано уже повышение пенсий и монетизация субсидий. Что, конечно, нереализуемо без содействия Кабмина (президентская команда демонстрирует определенные успехи в работе Нацбанка, но в электоральные выгоды их вряд ли превратишь).
Еще осенью между АП и Грушевского продолжалась «холодная война». Банковая требовала безропотного подчинения, Кабмин же гнул свою линию. А работа команды Гройсмана над созданием «сетки» для участия в осенних выборах и вовсе была воспринята как демарш и скрытая подготовка не к парламентским, но к президентским. Однако с недавних пор Владимир Борисович стал проявлять чудеса сговорчивости. Так, уже на следующий день после того, как премьер поддержал президентскую затею относительно военного положения, в страну вернулся его беглый соратник Мирослав Продан. На пост номер один, в отличие от Романа Насирова, не баллотируется, сидит тихо, а между двумя лагерями установилось шаткое перемирие. Не то, чтобы Владимир Гройсман и его люди сейчас стали бы активно помогать Петру Порошенко переизбраться, но мешать точно не будут. Тем более, с учетом того, что шансов сохранить кресло вплоть до парламентских выборов у Гройсмана больше при президентстве Порошенко, нежели Тимошенко.
Итак, монетизацией субсидий займется напрямую Минсоц.
Уже с первого марта «живые деньги» вместо привычных компенсаций получат на руки четыре миллиона адресатов. Схема была разработана на совещании у Президента, что подтвердил журналистам министр соцполитики Андрей Рева. Утверждена – на заседании КМУ от 27-го декабря (на следующий день после завершения военного положения). Важная деталь: монетизация, по словам Ревы, мера временная, экспериментальная – «чтобы к маю понять, какой механизм более эффективен – безналичный (запущен с первого января) или наличный». То есть, аккурат до конца выборов. Но избирателей об этом широко информировать не планируют, конечно же). Четыре миллиона, плюс – члены их семей, друзья – серьезный запас голосов. И пусть ранее авторы идеи (главное авторство приписывают самому гаранту) вовсю критиковали «юлину тысячу» (которую люди помнят до сих пор) как «верх безответственности и популизма», сейчас сами не слишком переборчивы в средствах.
Что до повышения пенсий, то тут все еще проще. Речь не о «спонтанном акте невиданной щедрости», а о банальном выполнении требований закона. Конкретно – «Про внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий». Сей документ предусматривает обязательную индексацию пенсий на половину от прошлогодней инфляции и роста средней зарплаты. То есть, с первого марта пенсии в любом случае будут повышены на 17-18% (по разным оценкам). Может, и больше, но это если в казне будут деньги, а с этим – учитывая, что на монетизацию субсидий предусмотрено шесть миллиардов гривен – проблемы.
Тем не менее, даже от 17-18% можно получить электоральный эффект. Зависит как подать. Тут смотрите пункт первый про «победу в головах».
Томос-тур до кандидатства
Что до официального выдвижения Петра Порошенко, оно, как ожидается, состоится второго февраля – аккурат за неделю до окончания срока регистрации в ЦИК (рассматривают еще несколько «резервных» дат, в частности 29-е января, но это скорее дополнительные опции).
Почему так поздно?
Есть ряд причин.
Изначально в штабе главы государства предлагали для выдвижения воспользоваться новогодним поздравлением, но эту идею первым реализовал Владимир Зеленский.
Второй вариант – 22 января. Однако, именно на День Соборности Украины назначен торжественный съезд Юлии Тимошенко, в рамках которого она заявит о выдвижении.
Кроме того, к началу февраля гарант как раз успеет «отработать и закрепить» успехи от получения Томоса. Как известно, в ходе «Томос-тура» исторический документ возят по городам и весям, выставляют в главном соборе областного центра, Президент выступает с амвона, потом встречается с верующими и не очень гражданами на площадях (бОльшую часть которых туда, разумеется, свозят). В этих вояжах его сопровождают либо почетный Патриарх Филарет, либо Предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний. Плюс по всей стране развешены борды с изображением Епифания, Томоса и Порошенко.
Безусловно, вклад Петра Алексеевича в получении независимости украинской церкви огромен, действительно огромен, но это вовсе не повод так бессовестно на этом пиариться.
В ходе недавнего большого интервью Youtube-проекту KishkiNA (будет опубликовано на канале в ближайшие дни) митрополит Епифаний пояснил: подобное – форма благодарности церковников Порошенко за его труды. Однако, и это – важная оговорка, поездки прекратятся сразу после того, как будет объявлено о его выдвижении.
Таким образом, по срокам все сходится один в один. Как уже отмечалось, на Банковой от «Томос-тура» рассчитывают собрать дополнительные 2-3%. Но математика сия сомнительна, так как опыт последних 10-15 лет украинской политики, доказал: «лобовую» агитацию церковников невозможно конвертировать в голоса избирателей. Вот, не работает и все. Даже мощи, взятые – для предвыборного тура – в аренду на Афоне (подобнее об этой практике можно почитать здесь), не помогают.
Фактор Лазаренко
Ну, и «вишенка на торт» – самое интересное.
Выдвижение Юлии Тимошенко, как мы знаем, состоится во вторник 22-го января.
Предполагалось, именно ко Дню Соборности Украины Генпрокурор Юрий Луценко вернется из поездки в США. И, возможно, не один, а с целым Павлом Ивановичем Лазаренко. Ну, или хотя бы с новыми данными по его делу, которые – по задумке Банковой – могли бы не только омрачить ЮВТ радость выдвижения, но серьезно обвалить рейтинг.
Ровно двадцать лет назад – в феврале 1999-го Лазаренко был задержан в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди в связи с нарушением визового режима. В 2000 американская Фемида предъявила ему обвинения в вымогательстве, отмывании денег и мошенничестве. До 2003-го экс-премьер Украины пребывал в заключении, потом – уплатив залог в 65 миллионов – перешел под домашний арест.
В 2006-м на его счетах заморозили почти полмиллиарда долларов – 477 миллионов (запомним, это важно в нынешних обстоятельствах). До 2008-го Лазаренко находился под тем же домашним арестом, а с 2009-го отбывал наказание (по постановлению суда) в тюрьме.
При этом все это время он сохранял связь с родиной, более того – принимал активное участие в политических процессах на региональном уровне. В 2006-2010-м годах его партия «Громада» входила в большинство в Днепропетровском облсовете, имея определенное влияние на кадровые решения (сам он был избран в его состав заочно).
В 2012-м пытался также заочно баллотироваться в ВР, но ЦВК – ссылаясь на факт отсутствия Лазаренко в стране последние пять лет – отказала.
В ноябре 2013-го Павел Иванович наконец отмотал свой срок в федеральной тюрьме, но тут же переместился в иммиграционную. Оттуда он просил о предоставлении ему в США статуса беженца, мотивируя… опасностью быть убитым по политическим мотивам. Все эти годы в запросах на экстрадицию США Украине отказывали.
Основной срок Лазаренко получил благодаря свидетельствам своего друга и младшего партнера Петра Кириченко (который – пред лицом угрозы аналогичного срока для себя – предпочел заложить «подельника»). В 2012-м жена Кириченко Изабелла приехала в Киев – продавать какую-то старую их квартиру. Жилплощадь якобы находилась под арестом, саму Изабеллу Кириченко задержали и – в качестве заложника – поместили в Лукьяновское СИЗО. К моменту, когда она оттуда вышла, ее муж согласился стать главным свидетелем по делу об убийстве Евгения Щербаня, в котором обвиняли Юлию Тимошенко. Сама Тимошенко уже отбывала срок по «газовому делу», но Януковича и Ко не покидала идея-фикс: статус эконмической преступницы – хорошо, но убийцы – все же лучше. Ренат Кузьмин потирал руки. Петр Кириченко свидетельствовал Киеву по видеосвязи: якобы именно Тимошенко оплатила «заказ» на Щербаня.
В последствии дело, конечно, развалилось.
И вот некоторые время тому в США стартовало разбирательство относительно арестованных денег экс-премьера. По результатам, американская Фемида предложила следующее: 23 миллиона оставить Павлу Ивановичу, 160 отдать Украине, остальное – разделить между сопричастными странами (Штаты, Швейцария и т.д.). Срок ответа на сделку был установлен до 15 ноября прошлого года. Потом продлен до 31-го января 2019-го.
Если Лазаренко от сотрудничества откажется, американцы скорее всего, начнут уголовную процедуру конфискации. Если согласится – бывшая жена и дети от первого брака обеспечат ему судебные тяжбы до конца лет.
Теоретически, срок ответа могут еще сдвинуть, но практически американская сторона уже активизировала следственные действия на случай, если сделка сорвется. В данной связи прошлой осенью в Украине уже работала профильная следственная группа (совместно с нашей ГПУ). Планировался, в частности, ряд допросов. В том числе, по свидетельствам источников, и Юлии Тимошенко, однако тогда они так и не состоялись. Якобы (по словам источников в ГПУ, с американской стороны подтвердить данную информацию не удалось) повторный приезд в группы и допросы планируются снова в ближайшее время. Сохраняет ли в перечне актуальность фамилии Тимошенко неизвестно.
Так или иначе, все это крайне удачно совпадает с нашей президентской кампанией.
Навязчивая идея Банковой – «хоть тушкой, хоть чучелом», но использовать против Тимошенко «фактор Лазаренко». Если уж не «живьем» его в Киев привезти, то уговорить проявиться дистанционно: видеоконференции, интервью, заочные показания – «в хозяйстве» все это пригодится. Ведь если сделка сорвется, вряд ли Павел Иванович сможет покинуть пределы США. Но вот если согласится сотрудничать, а Украине гарантируют возврат 160 миллионов похищенных им средств, Генпрокуратура готова аннулировать все старые дела против него, заведенные на родине (это – собственная информация LB.ua). Несмотря на то, что сроки давности по ним давно истекли, по-хорошему Павла Ивановича должны были бы «принять» сразу по прилету в Борисполь.
И хотя визит Юрия Луценко в США, как было сказано, отложен, а термин «ответа» по сделке назначен на последний день января, вероятность появления «джокера» все еще сохраняется.
Казалось бы, какой ему самому от подобного прок? Не проще ли продолжить спокойно жить в Штатах, ведь на родине за двадцать лет о нем помнят преимущественно политические старожилы, да горстка фанатов в городе Днепре и области (последние, кстати, его очень ждут). Не говоря уж о том, что попытки запугать избирателя «спайкой Лазаренко-Тимошенко» предпринимаются чуть ли не каждую кампанию и до сих пор особого успеха они не имели.
Но тут надо иметь ввиду: Павел Иванович – человек крайне тщеславный и все еще амбициозный. Мотивы напомнить о себе в публичном пространстве, свести возможные личные счеты, попытаться возобновить политическую карьеру (только не смейтесь, но это не шутка), могут быть для него вполне достаточными. При этом о не/правдивости любых его свидетельств речь, разумеется, не идет – проверять их никто не станет. Напротив, чем абсурднее, тем лучше, главное – «правильная» медийная «раздача».
Идея применить методы времен Виктора Януковича, Банковую не особо смущают. «Президентская гонка – это война, тут все методы хороши. Да, «привезти» его может и не удастся, но в любом случае из «кейса Лазаренко» нужно выжать максимум», – говорят тут. Говоря, отказываются признавать: готовятся наступить на грабли, уже опробованные Кузьминым, Марьинковым (он же – ныне покойный “свидетель “Лысый”), Родионом Киреевым и прочими “достойными” людьми.
Соня Кошкина , Шеф-редактор LB.ua