Группа “донецких” не спешит садиться за стол переговоров.

В некоторых СМИ информацию о союзе группы “газовиков” из “Оппозиционного блока” и партии “За життя” Вадима Рабиновича и Виктора Медведчука обставили чуть ли не как свершившийся факт. Однако окончательного решения о едином кандидате в президенты нет. С этим не соглашается ключевая группа Оппоблока – Рината Ахметова. Поговорив с видными представителями всех сторон, “Апостроф” пришел к выводу, что переговоры могут закончиться не только появлением у каждой группы влияния отдельных кандидатов на президентских выборах, но даже развалом политсилы.

Полюбовное соглашение

Призывы лидера “За життя” Вадима Рабиновича к “Оппозиционному блоку” о консолидации звучали не единожды. Однако теперь на него наконец-то ответили – сделал это лично заместитель главы фракции Оппоблока в Верховной Раде Сергей Левочкин. Такое объединение, по мнению экс-председателя Администрации президента Януковича, способно вернуть в Украину “мир, стабильность, развитие”. Стоит напомнить, что внутри “Оппозиционного блока” Левочкина относят к так называемой группе “газовиков”, в которую входят также олигарх Дмитрий Фирташ и сопредседатель фракции ОБ в Верховной Раде Юрий Бойко.

Нынешний обмен заявлениями между Рабиновичем и Левочкиным примечателен тем, что еще недавно они вели жесткую войну в СМИ друг с другом. В ход шли компромат и прямые оскорбления. Обращение лидера “За життя” в прямом эфире к Левочкину – “Засунь свои деньги в зад!” – явно свидетельствовало о накаленных отношениях с “серым кардиналом” времен Януковича. Рабиновичу не мешало даже то, что формально он является членом той же фракции. В свое время заявив о разрыве с ОБ, Рабинович так и не вышел из фракции, боясь потерять депутатский значок в силу императивного мандата.

Его конфликт с Левочкиным в итоге перерос в судебные разбирательства в Украине и Франции (во Франции дело касалось ареста недвижимости, связанной с семьей Левочкина). В августе стало известно о проигрыше Рабиновича в суде большой инстанции Ниццы. В решении шла речь, в том числе, о взыскании с него в пользу компаний семьи Левочкина судебных и прочих затрат на сумму порядка полумиллиона евро.

По версии собеседника в ахметовском “крыле”, суд во Франции поставил точку в распре народных избранников. “Думаю, Левочкин был удовлетворен результатом. И с учетом последующих заявлений, вероятно, стороны заключили полюбовное соглашение. Скорее всего, Рабинович даже не платил по выставленному счету. В этом раздоре вообще не было непреодолимых процессов”, – утверждает он. Однако источник из ближайшего окружения Левочкина опровергает эту версию: дескать, Рабинович за все заплатит: “Все как в том анекдоте: сначала мы гнались за хулиганами, потом они нас побили… Он хотел – вот он и получил”, – сказал “Апострофу” он.

Парад кандидатов

К этому моменту уже было известно о присоединении к партии “За життя” влиятельного экс-главы Администрации президента Виктора Медведчука. Вернувшись в большую политику, кум президента России Владимира Путина сразу же артикулировал идею консолидации политических сил, которые имеют наибольшую поддержку на юго-востоке страны, проведя переговоры с разрозненными частями Оппоблока. Но если “газовики” ответили согласием (под аккомпанемент слухов о возможных санкциях со стороны России для группы Фирташа, хотя этот фактор там отрицается), то ахметовское “крыло” от идеи отмахнулось. А примирение Левочкина с Рабиновичем, в том числе, было требованием Ахметова для вступления в переговорный процесс.

“По-видимому, ставка была на то, что мира не будет, но вышло наоборот”, – комментирует собеседник в окружении Левочкина.

Как бы то ни было, в группе Фирташа-Левочкина уверены, что коллеги по партии поддадутся на уговоры с обеих сторон сесть за круглый стол. Сторонники перезагрузки отношений в группе Ахметова действительно есть.

“Любое объединение, когда страна находится в крайнем тяжелом состоянии, только на пользу. Я говорю об объединении на основе своих программ, своего понимания дальнейшего пути развития… Один в поле никогда не воин”, – ответила на вопрос “Апострофа” народный депутат из Оппоблока Татьяна Бахтеева.

Однако важным условием для ахметовской группы является проведение съезда Оппоблока для оформления принятых решений. “Съезд – это принципиальная позиция Рината. Вадим Новинский не озвучил бы это требование просто так. Он, как младший партнер в совместном бизнесе, все свои шаги согласовывает со старшим партнером (то есть Ахметовым, – “Апостроф”), – говорит источник в группе донецкого олигарха.

“При чем тут съезд? Объединение усилий даст нам шанс увеличить рейтинг, усилить позиции и принять решения, против которых выступает нынешняя власть”, – реагирует депутат, которого относят к “газовикам”.

Однако, по версии собеседника в ахметовском “крыле”, если все-таки случится съезд на тему объединения, то обязательно будет поднят вопрос о едином кандидате.

“И “газовики” боятся, что сторона Колесникова (сопредседатель ОБ и глава “оппозиционного правительства” Борис Колесников, – “Апостроф”) выдвинет свою кандидатуру и за счет большего представительства в областных организациях проголосует за нее, а не за Бойко, которого они двигают. То есть повторится история 2014 года”, – говорит источник.

Напомним, после Революции достоинства прошел съезд абсолютно деморализованной Партии регионов, посвященный выдвижению кандидатов в президенты. В результате борьбы за влияние в политсиле победу праздновали ориентированные на Ахметова старожилы партии во главе с Борисом Колесниковым. ПР тогда поддержала бывшего главу Харьковской областной государственной администрации, а ныне народного депутата от ОБ Михаила Добкина, который, правда, в результате пошел самовыдвиженцем. Группа Фирташа лоббировала кандидатуру Сергея Тигипко. В итоге тот без санкции партии все равно решил баллотироваться самостоятельно. В результате ни тот, ни другой особых успехов на выборах не снискали – Тигипко взял 5,5%, а Добкин ограничился тремя пунктами.

Сейчас группа Ахметова настаивает: партия должна принимать решение и на этот раз. Кандидатура ими еще не выбрана. “Четыре кандидата теоретически могут быть выдвинуты ахметовским “крылом”: Вадим Новинский, Александр Вилкул (сопредседатель фракции ОБ, – “Апостроф”), Борис Колесников и Ростислав Шурма (генеральный директор меткомбината “Запорожсталь”, принадлежащего Ахметову, и глава Запорожской облорганизации Оппоблока, – “Апостроф”), – рассуждает собеседник в группе.


Фото: коллаж Апостроф

Колесников, правда, вслух говорит о нежелании идти в президенты. Новинский дает уклончивые ответы (хотя собеседники в его окружении отрицают этот вариант). Есть большие сомнения, что Шурма согласится пойти в большую политику.

“Насколько я знаю, желания моего сына идти в политику не превалируют над развитием бизнеса и экономики Украины. Он хочет себя там реализовать, – комментирует его отец, нардеп Игорь Шурма. – Я когда-то пообещал, что никогда семейного подряда в политике не будет. Если только появятся мысли и [политические] амбиции [у сына], я тут же сложу полномочия и уйду из Верховной Рады”.

А вот о президентских амбициях Вилкула в Оппоблоке любят поговорить. Как писал “Апостроф”, летом в Киеве массово появились борды с его политической рекламой. В этом увидели очередную заявку на участие во внутрипартийном отборе кандидатов. Более того, по информации издания, нардеп настроен решительно.

“Газовики”, однако, не верят в шансы Вилкула или любого другого кандидата. Помимо Бойко, они не рассматривают никого.

“Саша (Александр Вилкул, – “Апостроф”) – хороший парень, но у Бойко есть возможность как минимум выйти во второй тур. А это уже позволит партии сильнее выступить на парламентских выборах и претендовать на премьерское кресло при следующем президенте, кто бы им ни был”, – расхваливает кандидатуру Бойко собеседник в группе Фирташа.

Впрочем, пока шансы Бойко попасть во второй тур весьма туманны: даже в случае, если Рабинович все-таки решит “слиться” под него, нет никаких гарантий, что это даст электоральную синергию и позволит претендовать представителю “газовиков” на “финал”.

Однако для начала перед “газовиками” стоит другая задача – избавиться от конкурентов, чтобы очистить путь для Бойко. Впрочем, один из представителей этой группы уверял журналиста “Апострофа”: “сбивать” Вилкула с помощью Генеральной прокуратуры, на днях подавшей представление в ВР по снятию с него депутатской неприкосновенности, они бы не стали (хотя такие подозрения в окружении Вилкула имеются). По их словам, это контригра Банковой, не заинтересованной в едином кандидате от ОБ, поскольку тот закрывает гаранту путь во второй тур.

Судьба партии

Споры о кандидате от партии на самом деле мало что значат. И в ОБ это хорошо понимают: Оппоблок не знает точно, сохранится ли он в будущем в принципе. В “донецкой” части политсилы бытует мнение, что от развода они больше выиграют: мол, президентские выборы все равно не выиграть, а на парламентские лучше идти разными колоннами, охватывая не только юго-восток. После чего уже можно будет блокироваться в Раде. Если будет с кем, добавляют “ахметовские”, поскольку в успех собственного политического проекта “газовиков” они не верят. “Сейчас объединиться означает, что кто-то боится не пройти в парламент и хочет это сделать на чьих-то плечах. А зачем такие союзы тому, кто уверен, что войдет?” – рассуждает источник в окружении Бориса Колесникова. Публичные призывы к объединению только раздражают игроков, принимающих решения (читай – Рината Ахметова), “а это люди, на которых давление вообще исключено”.

“Это можно понять. Рината Леонидовича все устраивает сегодня, и он не хотел бы ничего менять, подыгрывая переизбранию действующего президента”, – отвечает видный “газовик”.

Но аналогичные обвинения летят и в адрес группы Левочкина-Бойко-Фирташа…

По опыту можно сказать, что разрешится ситуация нескоро, и, вероятнее всего, впритык к концу срока выдвижения кандидатов в президенты. Учитывая, что на это время выпадает Новый год и Рождество, судьбу Оппоблока, похоже, решат под звон бокалов с дорогим шампанским.

Денис Рафальский. apostrophe.ua

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *