За последний месяц самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко успел попросить гарантий защиты у своего партнера по “Союзному государству” РФ и заверить белорусов, что не хочет воевать. Фокус узнавал, что стоит за изменением риторики белорусского политика и как это отразится на угрозе удара с территории Беларуси.
Александр Лукашенко заявил, что не хочет воевать. Более того, он отметил, что его заверили в том, что ни Польша, ни Украина не собираются на него нападать.
“Поэтому успокойтесь, работайте спокойно. Никто на нас нападать не собирается. В частности украинцы. Да и западники, с которыми я встречаюсь, они мне говорят: “Александр Григорьевич, господин президент, к вам ни украинцы, ни поляки не собираются”. Может, и не собираются. Но нам надо быть готовыми ко всему. Поэтому лелейте детей. Желательно — больше”, — цитирует Лукашенко его пресс-служба.
Мобилизация в Беларуси и переход на военное время
Эти заявления были сделаны после начала внезапной проверки боевой готовности белорусской армии, которая началась в апреле и растянется на неопределенное время. Тогда государственный секретарь Совета безопасности РБ Александр Вольфович заявил, что “проверка будет включать полный комплекс мероприятий, связанных с переводом соединения с мирного на военное время, призывом военнообязанных, поставкой вооружения, выходом соединения на полигоны для выполнения задач по назначению”.
Если проще, это означает, что белорусов готовят к переходу с мирного времени на военное.
2 мая Лукашенко собрал совещание силовиков по вопросам обеспечения безопасности, правопорядка и мер по охране государственной границы. На мероприятии белорусский политик вновь упомянул, что “ситуация остается сложной” и поручил подготовить серьезные меры на границе с целью недопущения на территорию страны диверсантов. Со своей стороны, глава Госпогранкомитета Беларуси Анатолий Лаппо отчитался, что на границе формируются маневренные группы для противодействия потенциальному противнику.
“Мы в прошлом одну мангрупу сформировали в Мозырском отряде (это около 300 человек), сейчас ситуация такова, что мы вынуждены формировать одну мангрупу на Лидском направлении, вторую, как резерв, — на Брестском направлении. Будет осень — возможно, они там не нужны будут, будем перебрасывать на другое направление”, — заявил Лаппо. Почему именно осень, он не объяснил, но намек на украинское контрнаступление понятен.
В тот же день Минобороны Беларуси показало кадры с 300-километрового марша ракетных войск и артиллерии, который проходит в рамках очередного этапа комплексной проверки боевой готовности. Заявлено, что колонна техники с воздуха будет прикрываться беспилотниками на протяжении всего маршрута ее движения.
На фоне пацифистских заявлений Лукашенко такие действия не воспринимаются как нежелание воевать. А слова политика могут быть расценены, как умышленное успокоение населения, которое начало нервничать из-за военных сборов резервистов, раздачи повесток и перемещения военной техники по городам.
Есть ли угроза наступления с территории Беларуси
Государственная пограничная служба Украины отмечает, что на территории Беларуси уменьшилось количество российских окупантов. По состоянию на 1 мая их насчитывалось около 2800 военнослужащих. Это число значительно меньше, чем было несколько месяцев назад.
“Командующий Объединенных Сил ВС Украины Сергей Наев уже неоднократно заявлял, что возможность наступления с территории Беларуси минимальна. На территории страны находится минимальное количество российских военных, всего на территории приграничья РБ, а также в Брянской и Курской областях фиксируют до 17 тыс. личного состава. Подобные заявления и действия делаются для отвлечения усилий ВСУ по обороне более чем тысячекилометрового фронта”, — говорит Фокусу военный эксперт Дмитрий Снегирев.
Он обращает внимание на другое — именно на усиление полномочий КГБ в республике. Им даны указания жестко действовать по выявлению сопротивления и возможных диверсионных групп (ДРГ). Уже через неделю там отчитались о задержании диверсионных групп. Как говорится, в лучших традициях СССР
Он обращает внимание на другое — именно на усиление полномочий КГБ в республике. Им даны указания жестко действовать по выявлению сопротивления и возможных диверсионных групп (ДРГ). Уже через неделю там отчитались о задержании диверсионных групп. Как говорится, в лучших традициях СССР
“Произошли определенные изменения после встреч с руководством КНР и ряда переговоров. Пекин рассматривает Беларусь в орбите своих интересов. Надо вспомнить хотя бы белорусские реактивные системы залпового огня “Полонез”, что является совместной с Китаем разработкой”, — комментирует Снегирев.
Напомним, уже в апреле во время встречи с министром обороны РФ Сергеем Шойгу Александр Лукашенко заявил, что Беларусь нуждается в гарантиях защиты со стороны РФ, поскольку Запад не выполняет договоренности о гарантиях безопасности согласно Будапештскому меморандуму. Еще полгода назад он заявлял о единой армии и готовности белорусов стать в первые ряды на защите так называемого “Союзного государства”.
Эксперт программы “Международная и внутренняя политика” аналитического центра Украинский институт будущего Игорь Тышкевич уверен, что все эти заявления делаются для внутреннего и внешнего потребителя в ожидании реакции. Лукашенко хорошо понимает, что дальнейшее глубокое вмешательство в войну в Украине угрожающе для него самого, его власти и страны.
“Выводы нужно делать из действий, а не заявлений. Например, смотрите, так называемых “мобиков” на территории Беларуси сейчас стало меньше, самолет дальней радиолокационной разведки А-50 до сих пор не вернулся, а “Кинжалы” могут использовать, но этого не происходит”, — рассказывает Тышкевич Фокусу.
Лукашенко нужно показать своему электорату, что все под контролем, поэтому он продолжает демонстрировать свою воинственную риторику. Поэтому он использует общепринятую в авторитарных и тоталитарных режимах тактику объединения населения вокруг лидера, таким образом, вызывая максимальную мобилизацию общества.
“Лукашенко опытнее и хитрее Путина, он хорошо понимает, что “российский корабль” уже идет на дно. На первых месяцах войны он охотно предоставлял свою территорию для вторжения и нанесения ударов, расчет был на то, что победителей не судят. Впоследствии риторика начала меняться, а сейчас Лукашенко видит и понимает, что эта война не будет победной для Путина, поэтому и меняет свое поведение”, — говорит Фокусу военный эксперт Олег Жданов.
По его мнению, существуют определенные неофициальные договоренности с Беларусью, что они не предоставляют свою территорию для нанесения ударов по Украине, взамен с ними не разрывают дипломатические отношения Украина и ряд стран Европы.