Украинские спортсмены активно вступили в информационную войну против России и пытаются добиться полного бана представителей агрессора из всех соревнований. Но далеко не все иностранные коллеги их понимают. Отсюда возникают конфликты, как у Дмитрия Пидручного с братьями Фуркадами. Или дискуссия вокруг «Уимблдона» между защищающими россиян топами, как Рафаэль Надаль и Новак Джокович, и украинскими теннисистами.

Проблема в том, что украинские спортсмены в таких перепалках пытаются давить на эмоции. К сожалению, недостаточно рассказать про Бучу и смерти украинцев, ведь иностранцы зачастую не могут связать в голове, почему бесчинства российской армии касаются спортсменов. Они живут в другом контексте в по-другому устроенном мире. Для многих «спорт вне политики» (хотя какая тут политика, когда идет война?) – привычный и кажущийся правильным посыл, откуда и вытекает такое отношение к банам россиян.

Более 70% россиян поддерживают войну России в Украине

Несколько независимых негосударственных социологических исследований, проведенных после 24 февраля, утверждают, что более 70% россиян поддерживают войну в Украине. Например, «Радио свобода» сообщало о двух таких опросах. Еще один проводил «Левада-центр», который внесен в России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это только конкретные примеры – большинство опросов показывают похожие результаты, где фигурирует показатель более 70%.

Нельзя слепо верить исследованиям, проведенным в России, даже условно «независимым». Но их данные совпадают с фактами: Россия третий месяц бомбит украинские города и убивает украинцев, а внутри страны нет массовых протестов. В Украине обоснованно считают, что большинство россиян действительно поддерживают войну.

Если более 70% поддерживают войну в Украине, то среди них есть и инженеры, и учителя, и спортсмены. Спортсмены – неотъемлемая часть российского общества. Так как оно поддерживает войну, то по умолчанию считаем, что и спортсмены в этом большинстве, если не заявили об обратном.

Многие из российских спортсменов – военные

Российский спорт всегда был тесно связан с российской армией. Трудно назвать точную цифру, сколько из всех действующих российских спортсменов – военные. Но есть факты:

на летней Олимпиаде-2020 в Токио 45 из 71 наград Российскому олимпийскому комитету принесли представители Центрального спортивного клуба армии (по этой ссылке полный список имен);

– на зимней Олимпиаде-2022 в Пекине как минимум 34 из 212 российских спортсменов были военными в звании не ниже ефрейтора, 15 из них – офицеры.

На самом деле их намного больше.

Спорт в России финансируется преимущественно государством

Там, где нет прямого отношения к армии, почти весь российский спорт крепко связан с государством большими деньгами. Не только напрямую через бюджет, но и через близких к российской власти олигархов или государственные компании. Особенно в профессиональном спорте, который в капиталистических странах существует в первую очередь как бизнес.

Как пример, три наиболее популярных в России командных вида спорта, где масштабы государственного финансирования огромны.

Футбол. 15 из 16 клубов Российской премьер-лиги частично или полностью финансируются государством или связанными с ним лицами:

– 7 клубов («Зенит», «Динамо», ЦСКА, «Локомотив», «Рубин», «Химки» и «Арсенал») – госкорпорациями или близкими к государству компаниями;

– 6 клубов (Крылья Советов», «Ахмат», «Ростов», «Нижний Новгород», «Урал», «Уфа») – из бюджета;

– 2 клуба («Спартак» и «Сочи») – близкими к российской власти олигархами.

Только «Краснодар» Сергея Галицкого можно назвать частным клубом.

Хоккей. Ключевые партнеры лиги – госкомпании «СОГАЗ» и Ростелеком».

Все 19 российских клубов КХЛ частично или полностью финансируются деньгами, связанными с государством:

9 клубов (СКА, «Динамо» М, ЦСКА, «Локомотив», «Витязь», «Сочи», «АК Барс», «Авангард», «Адмирал») – госкорпорациями или близкими к государству компаниями;

6 клубов («Северсталь», «Спартак», «Торпедо», «Металлург» Мг, «Трактор», «Нефтехимик») – подсанкционными олигархами, связанными с властью, или компаниями, которыми они хотя бы частично владеют;

4 клуба («Салават Юлаев», «Амур», «Автомобилист», «Адмирал») – из бюджета.

Баскетбол. Титульный спонсор Единой лиги ВТБ (топ-3 в Европе до 24 февраля) – контролируемый российским правительством подсанкционный банк. Также среди спонсоров – нефтяные и другие связанные с государством компании.

6 из 8 российских клубов Единой лиги ВТБ полностью или частично финансируются государством:

– «Енисей» и «Парма» – через региональные бюджеты;

– «Зенит» и «Локомотив-Кубань» – госкорпорациями;

– «Ак Барс» – банком с частично государственным капиталом;

– ЦСКА – компанией подсанкционного российского олигарха Потанина.

Частные спонсоры только у двух самых слабых российских команд Лиги ВТБ – «Автодора» и «Нижнего Новгорода».

Многие из российских клубов можно отнести к разным категориям финансирования. Большинство крупных российских якобы частных компаний в той или иной степени связаны с государством, что подтверждают санкции, наложенные на их владельцев. Поэтому граница очень тонкая, но связь с государственными деньгами есть почти всегда.

Россия активно финансирует не только клубы и спортсменов внутри страны, но вкладывается в международное присутствие. Это нужно, чтобы поддерживать имидж сильного государства и иметь контроль над лигами и федерациями, которые зависят от российских денег.

Один из наиболее очевидных примеров – спонсорство «Газпромом» футбольной Лиги чемпионов и других турниров УЕФА. Контракт, который разорвали после полномасштабного вторжения России в Украину, оценивался в более чем 100 миллионов долларов.

Также Россия тратит огромные ресурсы на проведение больших международных турниров на своей территории:

– в 2014-м году в Сочи прошла зимняя Олимпиада – на момент проведения она стала самой дорогой в истории и обошлась в 51 миллиард долларов.

– в 2018-м Россия провела чемпионат мира по футболу – на момент проведения он стал вторым самым дорогим в истории и обошелся в 11,6 миллиарда долларов.

Спортсмены – ключевая часть российской пропаганды. Про Россию нельзя говорить «спорт вне политики»

Представители международного спорта, которые не видят необходимости полной дисквалификации россиян с международной арены, мотивируют свое мнение аргументом, что спорт должен быть вне политики. Но о России так говорить категорически неправильно.

Как видно из предыдущих пунктов, российский спорт тесно связан с государством через армию и деньги. И мотивы такого богатого его существования – только политические. Он имеет прямое отношение и к войне.

Спортсмены – важная составляющая агрессивной государственной пропаганды, призванной поддерживать миф о величии России. Без него поддержка россиянами войны в Украине не была бы такой массовой.

Локальный пример использования российских спортсменов для пропаганды – концерт-митинг на «Лужниках» в поддержку войны в Украине, который состоялся 18 марта. Там присутствовали лыжник Александр Большунов, пловец Евгений Рылов, гимнастки Виктория Листунова, Дина и Арина Аверины, фигуристы Виктория Синицина, Никита Кацалапов, Евгения Тарасова и Владимир Морозов.

Если спорт вне политики, то почему спортсмены с олимпийскими медалями агитировали за Россию на провоенном митинге?

Глобально Россия использует каждое международное появление своего флага и каждую победу своих спортсменов для пропаганды режима Владимира Путина. Ей крайне важно иметь как можно больше побед. Отсюда и большой скандал с раскрытием поддержки допинга в России на государственном уровне. Когда конечная цель не индивидуальный успех спортсмена, а общее мировое лидерство в спорте для пропаганды силы государства и его внешней политики, правила никого не волнуют.

Россия всегда нарушала правила. Начинала со спорта, а теперь продолжает во время войны: обстреливает мирные города, без причин массово убивает мирных жителей, срывает договоренности о коридорах эвакуации. Для России нет правил.

Но даже если спортсмен не финансируется государством, каждое его появление на международном уровне играет на руку пропаганде. Ведь он все равно представляет Россию, а значит неумышленно своим присутствием помогает формировать ее имидж, если не высказывается открыто против режима и войны. Еще хуже – когда он выигрывает.

Поэтому украинцы требуют отстранения от соревнований даже топовых российских профессиональных теннисистов и боксеров: Дмитрий Бивол и Артур Бетербиев не должны драться за титулы чемпионов мира, а Даниил Медведев, Андрей Рублев и Карен Хачанов – играть на элитном теннисном турнире «Уимблдоне».

Каждую победу Россия выставит не как индивидуальный успех спортсмена, а как победу всей страны. Что позволяет продвигать линию, что русские сильнее всех, а Россия – по-прежнему мировой лидер. И это якобы дает ей право действовать во внешней политике с позиции силы и агрессии.

Это недопустимо.

Топовые спортсмены – лидеры мнений. Огромная фанбаза позволяет влиять на общество, но они молчат

Спортсмены международного уровня давно стали публичными персонами и лидерами мнений, хотят они того или нет. Их персональные страницы в соцсетях – своеродные аналоги СМИ. Зачастую, с намного большим охватом и вовлеченностью аудитории.

Спортсмены выступают в перчую очередь для болельщиков. Для многих молодых людей, детей, они – ролевые модели. Огромная международная фанбаза позволяет российским спортсменам напрямую влиять на общество. Они могли бы многое изменить, но они в лучшем случае молчат и делают вид, что их это не касается.

Например, у лидера по фанбазе зреди россиян Хабиба Нурмагоммедова более 33 миллионов подписчиков только в инстаграме. Даже по данным подконтрольных правительству российских СМИ, на войне в Украине погибло более 130 дагестанцев, представителей родного региона Хабиба. На самом деле их намного больше. А он молчит. Хотя начинал карьеру и стал топом именно в Украине.

Молчание спортсменов, лидеров мнений, не меньше влияет на пассивность российского общества, чем пропаганда. Это не только личное согласие на войну, но и ролевая модель для фанатов. Легко представить образ мыслей рядового россиянина, даже если он не поддерживает войну: «Если лидеры мнений молчат, то почему я должен говорить и нарываться на неприятности?»

Это неприемлемо для украинцев. Чем дольше все будут молчать, тем дольше продлится война. В том числе и поэтому мы хотим дисквалификации даже тех российских спортсменов, которые не связаны деньгами или армейским званием с государством. И вроде бы стоят в стороне.

Нет, на самом деле молчанием они тоже влияют на ситуацию в России и на войну. Они ее еще больше ухудшают.

Говорить о допуске к соревнованиям можно только тогда, когда спортсмен четко выскажет позицию против войны в Украине: назовет Россию агрессором и осудит ее действия. Иначе – обязательное отстранение. А для тех, кто поддержал агрессию в Украине, мы согласны только на пожизненную дисквалификацию.

Олександр Сажко. tribuna.com

Поширити

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *